Человек

Основные вопросы:

1. Человек как биосоциальное существо.

2. Сознание - элемент социальной сущности человека.

3. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Социализация личности.

4. Потребности и способности человека.

5. Человеческая деятельность и ее многообразие.

6. Межличностные отношения и общение.

7. Духовный мир человека.

8. Свобода и отвественность личности.

 

 

Человек как биосоциальное существо

 

Человек - самый загадочный феномен природы. Вопрос о его происхождении, назначении, жизни и деятельности, а также месте в окружающем мире является самым значимым в обществознании. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и другие. Особый раздел философского знания - антропология - постигает тайны человеческого бытия и сознания.

Научная теория, изучающая процесс возникновения и развития человека, называется антропогенезом. В философии сложилось несколько точек зрения при ответе на вопрос о происхождении человека: 

1. Религиозная теория. Человек - творение Бога. Душа - источник человеческого в человеке.

2. Теория космического происхождения человека. Человек - существо внеземное, пришелец из космоса.

3. Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек - биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное происхождение.

4. Трудовая теория Ф. Энгельса (материалистическая). Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, язык и творческие способности.

Вопрос о происхождении человека и сегодня остается открытым, решение его зависит от системы взглядов, убеждений, типа мировоззрения исследователя и сформировавшейся у него картины мира.

Человек биосоциален, он является частью природы и в то же время крепко связан с обществом. Философы называют природу человека двойственной.

Человек - это живое существо, обладающее сознанием, речью, мышлением, способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - Homo sapiens. Он характеризуется определенными видовыми признаками, которые под влиянием природных и социальных процессов могут изменяться до определенных пределов. Так формировались расы. Но специфические анатомические, биологические и физиологические особенности представителей различных расовых групп не являются препятствием для того, чтобы с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологи и философы к биолоической основе человека как существа социального относят следующие признаки:

 - способность к прямохождению

 - развитая кисть руки, способная осуществлять различные функции

 - взгляд, направленный вперед, а не в стороны

 - большой объем мозга и сложная нервная систма - условия развития психики и интеллекта

 - сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи

 - длительная зависимость детей от родителей, вызванная медленным темпом роста и биологического созревания, долгий период обучения и социализации

 - пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких инстинктов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения. 

Будучи организмом, функционирующим по законам природы, человек, как и любое живое существо, рождается, растет, развивается, стареет и умирает. Ему необходимо удовлетворять важнейшие физиологические потребности (в воде, воздухе, пище, тепле, сне, продолжении рода), он беспокоится о своей безопасности и выживании. Но полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные способности человека, как сознание, речь, не передаются по наследству. Они формируются в течение жизни в процессе социализации.

Социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм и общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

Биологическая природа человека - это его естественное условие существования, а социальность - сущность человека. Она проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Основные отличия человека от животного:

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

 - моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли

 - обладает прогностической способностью, то есть способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов

 - выражает ценностное отношение к действительности.

3. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

4. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую деятельность, создает "вторую природу" - культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.

5. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

6. Человек способен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

 

 

Сознание - элемент социальной сущности человека

 

Человек обладает сознанием - способностью целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувсвенных и логических образах. Человеческое сознание характеризуется сложной структурой. Оно основано на получении первичных знаний об окружающем мире, о самом себе и других людях при помощи органов чувств. Мы видим вокруг себя различные предметы, пытаемся определить их форму, размер, цвет. Мы ощущаем различные запахи, прислушиваемся к звукам, ощущаем предметы тактильно, пробуем на вкус. Полученная информация о предметах окружающего мира не является полной. Органы чувств при определенных ситуациях не дают возможности получить все интересующие нас сведения. Тогда в дело познания включаются наши способности логически мыслить, формулировать понятия, суждения, делать умозаключения. Это дает возможность выйти за пределы того знания, которое мы получили при помощи органов зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Мы стараемся понять сущность исследуемых объектов. А это уже свойственная только человеку рациональная познавательная деятельность. Осознав сущность изучаемого объекта, мы определяем его значение для себя и своих близких. Полученная новая информация переплетается с уже имеющимися знаниями, у нас формируется эмоциональное отношение к тому или иному предмету. Оно усиливается нашими прошлыми эмоциями, воспоминаниями или предчувствиями. В результате, казалось бы, совсем незначительный предмет вызывает бурю эмоций: радости, печали, страха, злости. Так формируется в нашем понимании смысл предмета, явления, его суть. Мы понимаем ценность того или иного человека или предмета для нас. И вот тогда начинают формироваться духовные идеалы и высшие мотивы нашей деятельности. Мы ставим перед собой определенные цели идостигаем их.

Сознание человека отражает мир целенаправленно и избирательно. Оно служит основой преобразовательной деятельности человека. Поэтому оно всегда активно. Предметы и явления окружающего мира, люди, с которыми мы общаемся или просто сталкиваемся, для каждого из нас не являются равнозначными. Те или иные приоритеты формируются под влиянием объективных и субъективных факторов: от симпатии или антипатии до понимания пользы или вреда, от эстетического наслаждения до брезгливости и неприятия. Поэтому важным свойством человеческого сознания является избирательность. Она проявляется как на личностном, так и на общественном уровне и носит ярко субъективный характер. Другим существенным свойством сознания человека является его творческое начало. В отличие от других живых существ человек способен действовать в соответствии со своими субъективными настроениями, чувствами, интересами, вкусами, взглядами, убеждениями. Стиль мыслительной деятельности, порядок рассуждений, применение логических приемов - все зависит от человека.

Существует и другое понимание сознания - как высшей способности человека к саморегуляции, к управлению своим поведением. Не случайно мы считаем человека сознательным, когда он действует обдуманно, взвешенно, принимает на себя ответственность за результаты своей деятельности, исполняет обещанное, не подводит товарищей, коллег. И в первом, и во втором понимании сознание - это элемент социальной сущности человека.

Но поведение человека в обществе определяется не только сознанием. В противовес ему действует бессознательное. К нему относятся явления, процессы, свойства и состояния, которые не осознаются человеком, но существенно влияют на его жизнь. БЕссознательное является нашим природным наследством и коренится в инстинктах, оно проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Знаменитым исследователем бессознательного был Зигмунд Фрейд, который создал в психологии специальное направление - психоанализ.

Социологи выделяют общественное (коллективное) сознание - сознание группы людей. Его называют общественным мнением. Оно относительно самостоятельно, формируется и распространяется различными социальными институтами: образовательными учреждениями, средствами массовой информации (телевидением, радиовещанием, прессой, посредством интернета). Активное участие в формировании общественного сознания принимает государство, которое формирует определенный заказ, а также политические партии и общественные движения. Общественное сознание не возникает на пустом месте. Это результат осознания действительности большим количеством людей, представленным в разных возрастных, территориальных и других социальных группах, включающих в себя не одно поколение. Поэтому характерным свойством общественного сознания является преемственность.

При характеристике конкретной личности используется термин "самосознание". Это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Одним из главных условий формирования самосознания является изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Данный процесс называется самопознанием. Он протекает в процессе деятельности и общения. Полученные человеком знания о самом себе определяют уровень самооценки - эмоционального отношения человека к собственному образу. Самооценка всегда субъективна. Она может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех) и нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегаение неудач).

Уровень самооценки связан со степенью удовлетворенности человеком самим собой, своей жизнью. Самооценка влияет на цели и направленность деятельности человека (на достижение успеха, на избегание неудач, на получение власти, на оказание помощи и т.д.). С самооценкой связан уровень притязаний человека, то есть результат, которого субъект рассчитывает достичь в своей деятельности. Знаменитому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова: "Человек подобен дроби, числитель есть то,  что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

Заниженная самооценка ведет к пассивности, неуверенности, зависимости от поддержки и контроля со стороны других людей.

Звышенная самооценка ставит человека в зависимость от социального одобрения, успеха. Человек не достигает желаемого своими силами и начинает обвинять не себя, а других в том, что его недооценили, не создали ему соответствующих усилий.

Поэтому очень важно адекватно оценивать свои способности, возможности, поступки и поведение в целом.

Поведение - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Поведение - совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

 

Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Социализация личности.

Мы употребляем слово "человек" как родовое понятие. Оно указывает на принадлежность существа к человеческому роду. В нем утверждается генетическая предопределенность развития сосбтвенно человечских признаков и качеств у данного живого существа, представляющих биологическую основу человека (способность к прямохождению, развитая кисть руки, большой объем головного мозга и т.д.).

Понятие "индивид" обозначает единичного представителя вида Homo sapiens, особь. Новорожденный ребенок - это индивид. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Но для того, чтобы индивид стал человеком в полном смысле этого слова, он должен жить в обществе, в определенных социальных условиях. Известны случаи, когда маленькие дети по воле обстоятельств оказывались среди диких животных и вскармливались ими. Дети выживали, но принимали повадки животных, питались как животные, перемещались на четвереньках, рычали, лаяли, но людьми они не становились. Следоватлеьно, новорожденный - "кандидат в человека" (А. Пьерон), возможность быть человеком, и чтобы она была превращена в действительность, ребенок должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, сознательно принимать те или иные решения и действовать целенаправленно.

Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека.

Личность - это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

 

 

 

Источник: Чернышева О. А. Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. 2017 г.