Как и в предыдущие годы, в текущем году главное назначение ЕГЭ - определение уровня биологической подготовки выпускников средней школы с целью их отбора для поступления в высшие учебные заведения. При этом учитываются требования новых образовательных стандартов, в которых ставится задача изменения подходов к контрольно-оценочной системе. В связи с этим в пособии предлагаются задания, проверяющие знания и умения, значимые для решения основных задач образования на данном этапе и необходимые для последующего обучения. К их числу следует отнести знания о живой природе, которые служат основой для формирования познавательных интересов и мотивов, интеллектуальных умений, эастетического отношения к живым объектам, научного мировоззрения, экологической, гигенической, генетической грамотности, основ здорового образа жизни.
В работе также предлагаются задания практико-ориентированного характера, проверяющие умения решать биологические задачи на составление схем, родословных, на определение структуры нуклеиновых кислот, белков, а также оценивающие умения работать с изображением биологических объектов и процессов, с биологической информацией, определять неверные суждения и исправлять их.
С учетом требований новых образовательных стандартов (ФГОС) пособие уделяет большое внимание использованию заданий со свободно-конструируемым ответом, которые лучше всего проверяют освоение сложных видов деятельности, зафиксированных в планируемых результатах. К числу таких заданий следует отнести задания, в которых информация представляется в различной форме (в виде текста, таблицы, графиков), описывается реальная или приближенная к реальной ситуация.
ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ), которые проверяют биологические знания за весь курс биологии с 5 по 11 классы. Содержание контрольных измерительных материалов, как и в предыдущие годы, охватыевает все разделы курса биологии основной и средней школы. Объектом контроля служат эмпирические и теоретические знания по всем разделам курса биологии: "Растения", "Бактерии. Грибы. Лишайники", "Животные", "Человек и его здоровье", "Общая биология". Предусматривается проверка не только важнейших теоретических закономерностей, общебиологических и фактологических знаний как основы формирования научной картины мира, экологической и генетической грамотности обучающихся, но и умений применять эти знания для обоснования норм и правил здорового образа жизни, поведения в природе, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов.
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу "Общая биология", в котором школьники знакомятся с биологическими закономерностями, проявляющимися на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т.д.). При этом знания из основной школы о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека служат основой для конкретизации этих теоретических понятий. В экзаменационную работу также включены задания, контролирующие овладение обучающими ключевыми компетенциями: эколого-природоохранными, здоровьесберегающими, информационными, практико-исследовательскими.
В работе используются задания разной формы и уровня сложности: на определение терминов и понятий, умение применить их в заданном контексте, в процессе решения познавательных задач; на объяснение или конкретизацию текста, его отдельных фрагментов, в том числе в форме графика, рисунка, диаграммы; на заполнение пропуска в тексте слов или словосочетаний; нахождение в задании "лишних" элементов и запись в таблицу цифр, под которыми они указаны; решение простейших задач по цитологии и генетике. Задания этого типа контроллируют овладение школьниками различными видами учебной деятельности, определенными умениями: характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы, обобщать, применять теоретические знания для решения практических задач в нестандартных ситуациях.
Таким образом, следует отметить главную особенность экзаменационной работы 2018 г. - ее направленность на контроль достижений обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных ФГОС. Необходимо также отметить, Что содержание КИМ ЕГЭ в текущем году обеспечивает контроль знаний и умений, предусмотренных стандартами и первого и второго поколения, и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.
В качестве документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ, используются: кодификатор, спецификация экзаменационной работы и демонстрационный вариант, которые ежегодно размещаются на сайте www.fipi.ru. Эти документы служат основой для создания модели и вариантов экзаменационной работы по биологии.
Кодификатор включает два блока: перечень элементов содержания и требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проряется на едином государственном экзамене по биологии.
В спецификации приводится описание экзаменационной работы, обобщенный план КИМ ЕГЭ, в котором представлены:
- Проверяемые элементы содержания
- Коды проверяемых элементов содержания
- Коды требований к уровню подготовки выпускников
- Уровни сложности
- Масимальный балл за выполнение задания
- Примерное время выполнения задания.
Демонстрационный вариант служит образцом экзаменационной работы. Назначение демонстрационного варианты заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме, уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Экзаменационная работа ЕГЭ состоит из двух частей, которые отличаются по своему назначению, форме предъявления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий.
Каждый вариант экзаменационной работы включает 28 заданий. Часть 1 содержит задания с множественным выбором: выбор двух или трех ответов из пяти, шести; на определение соответствия и последовательности биологических обхектов, процессов, явлений; выбор верного или ложного суждения.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в бланке цифр, последовательности цифр, слов или словосочетаний, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 включает задания с развернутым ответом, которые требуют описания и характеристики способов действий с учебным материалом, позволяют обучающимся успешно решать учебные задачи, как теоретические, так и приближенные к реальным жизненным ситуациям, проверяют следующие группы планируемых результатов:
- овладение методологическими умениями научного познания живой природы (проводить наблюдения, описание, измерение, эксперимент);
- освоение понятийного аппарата курса биологии средней школы и умения применять изученные биологические понятия, процессы, теории, законы, закономерности в различных ситуациях;
- применение полученных знаний для объяснения биологических процессов, в том числе и межпредметного характера;
- умение решать биологические задачи различных типов.
Варианты экзаменационной работы эквиваленты по содержанию, видам учебной деятельности, характеру и форме заданий. Равноценность вариантов обеспечивается одинаковым распределением заданий в соответствии с планом экзаменационной работы и статистическими характеристиками задаий.
На протяжении многих лет число участников ЕГЭ по биологии в среднем составляет 17-18% от общего числа участвующих в ЕГЭ (в 2017 г. - 20%) и занимает 5 место среди всех экзаменов. Этот экзамен выбирают мотивированные на биологию абитуриенты, поступающие в медицинские вузы, ветеринарную и сельскохозяйственную академию, психологические и биологические факультеты педвузов и университетов, институты физкультуры.
Это можно отчасти обхяснить возрастанием интереса к профессиям, в которых используются биологические знания, пониманием значения биологической грамотности в жизни и практической деятельности людей (сохранение своего здоровья и здоровья окружающих, биологического разнообразия планеты как устойчивого развития биосферы, новейшие исследования в биотехнологии, клеточной и генной инженерии, клонировании, направленных изменениях генома и др.).
Экзаменационная работа по биологии отвечает следующим требованиям:
- полнота охвата заданиями обязательного минимума знаний и умений, предусмотренных стандартом биологического образования 2004 г.;
- использование заданий, различных по форме предъявления и уровню сложности, позволяющих дифференцированно оценить достижения учащихся;
- разнообразие деятельности экзаменуемых при выполнении заданий, как показатель усвоения материала с необходимой глубиной понимания;
- равноценность вариантов экзаменационной работы в целом и заданий каждой содержательной линии.
Источник: Единый государственный экзамен. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. Г. С. Калинова, Л. Г. Прилежаева. - Москва: Интеллект-Центр, 2018.