Демо ФИПИ (2019)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА БИОЛОГИЯ

11 КЛАСС

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по биологии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

БИОЛОГИЯ

11 КЛАСС

ОБРАЗЕЦ

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа состоит из одной части и включает в себя 14 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут). Ответом к заданиям является последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведённом для этого месте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

 

1. На рисунке изображены связи растения с окружающей средой.

images

1.1. Какое свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Ответ:

1.2. Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное свойство у животных.

Ответ:

 

2. Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.

Без названия

2.1. Выберите из приведённого ниже списка два понятия или термина, которые можно использовать для экологического описания дуба черешчатого в дубраве.

1) продуцент

2) тенелюбивое растение

3) консумент

4) доминирующий вид

5) редуцент

Ответ:

 

2.2. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зелёная дубовая листовёртка. В ответе запишите последовательность букв.

2.3. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень пеночки при чистой годовой первичной продукции экосистемы 300000 кДж. Объясните свои расчёты.

Ответ:

 

3. Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота углерода в природе. Название какого вещества должно быть написано на месте вопросительного знака?

двладвпдаоро

Ответ:

ИЛИ

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема клеточного дыхания. Название какого процесса должно быть написано на месте вопросительного знака?

ддыадвпао

Ответ:

 

4. Пётр смешал в 25-ти пробирках равные количества фермента и его субстрата. Пробирки оставляли на одинаковое время при различных температурах, измерялась скорость реакции. По результатам эксперимента Пётр построил график (по оси х отложена температура (в °С), а на оси у – скорость реакции в условных единицах).

ддлолоопп

Опишите зависимость скорости ферментативной реакции от температуры.

Ответ:

 

5. Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего. Пропущенные элементы:

1) человек

2) бицепс

3) мышечная клетка

4) рука

5) аминокислота

6) белок актин

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Ответ:

 

SC20190203-103911-1

 

6.1. Человек выпил чашку крепкого кофе, содержащую 120 мг кофеина, который полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям организма. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л. Рассчитайте, через какое время после приема (в часах) кофеин перестанет действовать на этого человека, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижается на 0,23 мг в час. Ответ округлите до десятых.

Ответ:

6.2. Назовите один из ферментов, вырабатываемый железами пищеварительной системы.

Ответ:

 

7. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека: 1) гемофилия 2) ветряная оспа 3) цинга 4) инфаркт миокарда 5) холера

Наследственное заболевание Приобретенное инфекционное Приобретенное неинфекционное
     

 

8. В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой сросшаяся мочка уха.

Фрагмент родословного древа семьи

фддлловлв

Используя предложенную схему, определите доминантный или рецессивный данный признак и сцеплен ли он с половыми хромосомами.

Ответ:

 

9. Владимир всегда хотел иметь жёсткие волосы, как у его папы (доминантный признак (А)). Но волосы у него были мягкие, как у мамы. Определите генотипы членов семьи по признаку качества волос. Ответы занесите в таблицу.