Демо ФИПИ (январь 2018)

 

Всероссийская проверочная работа

История, 11 класс

 

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

 

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включенные в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по истории. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.

 

 

Образец всероссийской проверочной работы по истории

Инструкция по выполнению работы

 

Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут). 

Записывайте ответы на задания в отведенном для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите рядом новый.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнить задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество балов.

 

 

1. Запишите термин, о котором идет речь.

Ханская грамота, подтверждающая права русских князей на правление в княжествах в период ордынского владычества на Руси.

 

Ответ: ярлык.

 

 

Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2-4.

 

"Обнародование Манифеста 17 октября вызвало ликование либерально-буржуазных кругов, которые считали, что создались все условия для легальной политической деятельности. Манифест 17 октября послужил толчком к образованию двух влиятельных буржуазных партий: кадетов и октябристов. Манифест 17 октября вызвал иллюзии о возможности мирного развития революции у части демократической интеллигенции и у некоторых рабочих. Этим иллюзиям поддались и меньшевики. С изданием этого Манифеста через неделю превратилась Октябрьская политическая стачка. Европейские биржи ответили на этот акт царского правительства повышением курса русских ценных бумаг.

Обнародование Манифеста и учреждение законодательного представительного органа - Государственной думы - вызвали различные мнения о характере изменения прерогатив власти царя. Одни полагали, что эти акты знаменовали собой начало ограничения самодержавия в России; другие, напротив, считали, что самодержавная власть царя этими актами вовсе не была поколеблена. По-разному оценивали характер российской монархии после издания Манифеста 17 октября советские историки и юристы. Одни считали, что самодержавие не пошатнулось; другие склонялись к мнению о некотором его ограничении; третьи полагали, что эти акты лишь декларировали "эволюцию формы правления Российского государства от абсолютной к конституционной монархии". Последнее мнение ближе к истине. Характерно заявление С.Ю. Витте, высказанное им в газете "Новое время". Манифестом 17 октября, - писал он, - не внесено никакого изменения в основу нынешнего государственного строя, и государь император по-прежнему остается неограниченным владыкою".

 

2. Укажите год, когда был издан манифест, о котором идет речь. Назовите российского императора в этот период.

 

Ответ: 1905 г., Николай II.

 

 

3. Укажите одно любое последствие издания манифеста, названное автором. Какое мнение советских историков и юристов о характере российской монархии после издания манифеста автор считает наиболее правильным?

 

Ответ: последствие, например:

 - ликование либерально-буржуазных кругов, которые считали, что создались все условия для легальной политической деятельности;

 - образование двух влиятельных буржуазных партий: кадетов и октябристов;

 - появление иллюзии о возможности мирного развития революции у части демократической интеллигенции и у некоторых рабочих, а также у меньшевиков;

 - прекращение Октябрьской политической стачки;

 - повышение курса русских ценных бумаг на европейских биржах;

 - появление различных мнений о характере изменения прерогатив власти царя.

Мнение советских историков и юристов, которое автор считает наиболее правильным: Манифест лишь декларировал "эволюцию формы правления Российского государства от абсолютной к конституционной монархии".

 

 

4. В отрывке упомянуто название представительного органа, созданного в ходе описываемых событий. Укажите название одного любого представительного (сословно-представительного) органа власти, существовавшего в России (на Руси) до описываемых в отрывке событий.

 

Ответ: вече, Земский собор, земские собрания (земства). Может быть указан другой представительный (сословно-представительный) орган.

 

 

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

 

Век Событие (процесс) Участник события (процесса)
А Б хан Батый
XVII  В Г
XVIII Штурм Измаила Д
Е Отмена крепостного права в России Ж
З И Г. К. Жуков

 

Пропущенные термины:

 

1. XIX в.

2. Коллективизация в СССР

3. Д.М. Пожарский

4. XIV в.

5. А. В. Суворов

6. XII в.

7. Осада Рязани в период монгольского нашествия на Русь

8. Оборона Ленинграда

9. П. И. Багратион

10. Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов

11. Александр II

12. XX в.

Ответ: А - 6, Б - 7, В - 10, Г - 3, Д - 5, Е - 1, Ж - 11, З - 12, И - 8.

 

 

Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.

 

RL3IiJ6B4Q8

 

6. Назовите российского монарха, в период правления которого состоялись обозначенные на схеме походы.

 

Ответ: Иван Четвертый; Иван Грозный

 

 

7. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой "1".

 

Ответ: Казань

 

 

Рассмотрите изображение и выполните задания 8 и 9.

 

200px-Rodina_mat_zovet

 

 

8. Укажите с точностью до половины века период, когда был создан данный памятник. Укажите современное название города, где он находится.

 

Ответ: период - вторая половина XX в.; город - Волгоград.

 

 

9. Укажите название войны, которой посвящен данный памятник.

 

Ответ: должно быть указано название войны: Великая Отечественная война (Вторая мировая война).

 

 

10. Укажите название одного любого памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.

 

Если памятник, изображенный на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник.

 

 

 

11. Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11, 12.

1. Крещение Руси;

2. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья к Российской империи;

3. Бородинское сражение;

4. Экономические реформы начала 1990-х гг. в России.

 

 

Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).

 

Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс).

 

11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

 

 

 

 

12. В чем состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.