Демо ФИПИ (январь 2018)

Всероссийская проверочная работа

Химия, 11 класс

 

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

 

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включенные в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по химии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.

 

 

Образец всероссийской проверочной работы по истории

Инструкция по выполнению работы

 

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут). 

Записывайте ответы на задания в отведенном для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

 - Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

 - таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

 - электрохимический ряд напряжений металлов;

 - непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнить задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество балов.

 

1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1-3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

get_file

Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:

1. Стальных кнопок от древесных опилок;

2. Воздуха от распыленных в помещении мелких капель водоэмульсионной краски?

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

Смесь Номер рисунка Способ разделения смеси
Стальные кнопки и древесные опилки
Воздух и распыленные в помещении мелкие капли водоэмульсионной краски

 

Ответ: 

Смесь Номер рисунка Способ разделения смеси
Стальные кнопки и древесные опилки 3 Действие магнитом
Воздух и распыленные в помещении мелкие капли водоэмульсионной краски 1 Фильтрование

 

2. На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.

get_file (1)

На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

1. Определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2. Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3. Определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Ответ: 

Символ химического элемента № периода № группы Металл/неметалл
Ar 3 8 неметалл

 

3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения радиуса атомов следующие элементы: N, Al, C, Si. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Ответ: Al - Si - C - N.

 

4. В приведенной ниже таблице перечислены характерные свойства веществ с молекулярной и атомной кристаллическими решетками.

Характерные свойства веществ

Молекулярная кристаллическая решетка Атомная кристаллическая решетка

 - при обычных условиях могут находиться в газообразном, 

жидком и твердом агрегатных состояниях;

 - имеют низкие значения температур кипения и плавления;

 - летучие;

 - имеют низкую теплопроводность

 - твердые при обычных условиях;

 - хрупкие;

 - тугоплавкие;

 - нелетучие

Используя данную информацию, определите, какую кристаллическую решетку имеет:

1. Кварц (SiO2);

2. Углекислый газ (СО2).

Запишите ответ: 

Кварц имеет ________________

Углекислый газ имеет _________________

 

Ответ: кварц (SiO2) имеет атомную кристаллическую решетку; углекислый газ (СО2) имеет молекулярную кристаллическую решетку.

 

Прочитайте текст и выполните задания 5-7.

Оксид серы (IV) используют в пищевой промышленности в качестве консерванта (пищвая добавка Е220). Поскольку этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады. Это вещество также используют для отбеливания соломы, шёлка и шерсти, то есть материалов, которые нельзя отбеливать хлором.

Промышленный способ получения этого вещества заключается в сжигании серы или сульфидов. В лабораторных условиях его получают воздействием сильных кислот на сульфиты, например, взаимодействием серной кислоты с сульфитом натрия.

При взаимодействии оксида серы (IV) с гидроксидом кальция образуется соль сульфит кальция. Это вещество применяется в промышленности как пищевая добавка Е226, консервант, для приготовления желе, мармелада, мороженого, напитков и фруктовых соков.

 

5. Сложные неорганические вещества условно можно распределить, то есть классифицировать, по четырем группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырех групп впишите по одной химической формуле веществ, упоминаемых в приведенном выше тексте.

Сложные вещества:

оксид - 

основание - 

кислота - 

соль - 

 

Ответ: оксид - SO2

основание - Ca(OH)2

кислота - H2SO4

соль - Na2SO3 или CaSO3.

 

6. 1. Составьте молекулярное уравнение реакции сжигания серы, о которой говорилось в тексте.

Ответ: S + O2 = SO2

 

2. Укажите, с каким тепловым эффектом (с поглощением или выделением теплоты) протекает эта реакция.

Ответ: реакция протекает с выделением энергии (экзотермическая).

 

7. 1. Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между оксидом серы (IV) и гидроксидом кальция.

Ответ: Ca(OH)2 + SO2 = CaSO3 + H2O

 

2. Опишите признаки протекающей реакции между оксидом серы (IV) и раствором гидроксида кальция.

Ответ: в результате реакции образуется нерастворимое вещество - сульфит кальция; наблюдается помутнение исходного раствора (выпадение осадка).

 

8. При исследовании минерализации бутиллированной воды в ней были обнаружены следующие катионы металлов: Ag2+, Na+, Mg2+. Для проведения качественного анализа к этой воде добавили раствор CaCl2.

1. Какие изменения можно наблюдать в растворе при проведении данного опыта (концентрация вещества достаточная для проведения анализа)?

Ответ: наблюдается выпадение белого творожистого осадка.

 

2. Запишите сокращенное ионное уравнение произошедшей химической реакции.

Ответ: Ag+ + Cl- = AgCl↓

 

9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

 

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

 Ответ: составлен электронный баланс.

2| N+5 +e → N+ 4

1| Cu0 -2e → Cu+2

 

 

2. Укажите окислитель и восстановитель.

Ответ: указано, что медь в степени окисления 0 является восстановителем, а HNO3 (или азот в степени окисления +5) - окислителем.

 

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Ответ: составлено уравнение реакции: 4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

 

10. Дана схема превращений:

Na2S → H2S → SO2 → BaSO3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Ответ:

1. Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S

2. 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O

3.SO2 + Ba(OH)2 = BaSO3 + H2O

(Допускаются иные, не противоречащие условию задания уравнения реакций.)

 

Для выполнения заданий 11-13 используйте вещества, приведенные в перечне:

1. Этан

2. Ацетилен

3. Толуол

4. Метанол

5. Ацетальдегид

 

11. Из приведенного перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным классам/группам органических соединений. Запишите номера структурных формул этих веществ в соответствии с названиями.

Предельный углеводород - 

Одноатомный спирт - 

 

Ответ: 

Предельный углеводород - этан С2Н6

Одноатомный спирт - метанол СН3ОН.

 

12. В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведенного выше перечня. Расставьте коэффициенты в полученные схемы, чтобы получилось уравнение химической реакции.

1. ....... + Cl2 = CH3CH2Cl + HCl

2. ........ + Cu(OH)2 = CH3COOH + Cu2O + H2O

 

Ответ:  1lGIUU0Eusw

 

13. Толуол является сырьем для производства компонентов моторных топлив с высоким октановым числом, для получения взрывчатых веществ (тринитротолуола), фармацевтических препаратов, красителей и растворителей. Получить толуол можно в соответствии с приведенной ниже схемой превращений.

Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня.

p0Kld8DvIsE

Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При записи уравнений реакций используйте структурные формулы веществ.

Ответ:  iRsyOxn2pTg

 

 

14. Одним из важных понятий в экологии и химии является "предельно допустимая концентрация" (ПДК). ПДК - это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК формальдегида в воздухе составляет 0.003 мг/м3. В помещении площадью 40 кв. м с высотой потолка 2,5 м с поверхности дверей, изготовленных из древесно-стружечных плит (ДСП), пропитанных фенолформальдегидной смолой, испарилось 1,2 мг формальдегида. Определите, превышена ли ПДК формальдегида в воздухе данного помещения. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию формальдегида в помещении.

Ответ: 1. Определен объем помещения, и определена концентрация формальдегида в нем: 

V (помещения) = 40 х 2,5 = 100 куб. м

содержание формальдегида = 1,2 / 100 = 0,012 мг/куб. м

2. Сформулирован вывод о превышении ПДК; значение ПДК формальдегида в помещении превышает показатель 0,003 мг/ куб. м;

3. Сформулировано одно предложение по снижению содержания формальдегида в помещении.

Возможные варианты: замена дверей на новые, сделанные из другого материала (например, древесины); покрытие поверхности дверей пленкой, слоем лака или краски; регулярное проветривание (вентиляция) помещений.

 

15. Для обработки обожжённых кожных покровов применяют 5%-ный раствор перманганата калия. Рассчитайте массы перманганата калия и воды, котоые необходимы для приготовления 120 г такого раствора. Запишите подробное решение задачи.

Ответ: m(KMnO4) = 0,05 x 120 = 6 г

m(воды) = 120-6 = 114 г