Общество

Основные вопросы:

1. Системное строение общества, его элементы, основные институты общества, общественные отношения.

2. Общество как динимическая и саморазвивающаяся система.

3. Общество как функциональная система.

4. Направленность развития общества: общественный прогресс и регресс.

5. Основные пути развития общества и формы общественных изменений. 

6. Многовариантность общественного развития (типы обществ) - основные подходы к изучению развития общества.

7. Современный мир: многообразие и целостность человечества.

8. Угрозы 21-го века (глобальные проблемы современности).

 

Системное строение общества, его элементы, основные институты общества, общественные отношения

Появление человечества на планете Земля - явление уникальное и пока неповторимое. В современной науке существует множество теорий, представляющих свое объйснение этому загадочному явлению. Процесс антропогенеза (происхождение человека) и процесс социогенеза (происхождение общества) непрерывно связаны друг с другом. Человек и общество возникли одновременно, поэтому их не следует противопоставлять друг другу. Формирование человека и общества включает в себя две основы: биологическую - это изменение и совершенствование природной, анатомической, физиологической организации организации индивида; и социальную - усвоение опыта предыдущих поколений, социальных норм и ценностей, трудовая деятельность людей (процесс социализации).

Что такое общество? в философии предлагаются различные определения данного термина. Все они сводятся к пониманию общества в двух смыслах - в узком и широком. Когда мы говорим об обществе книголюбов, светском обществе, российском обществе или первобытном обществе, мы употребляем этот термин в узком смысле. В данном случае под обществом понимается группа людей, созданная на основе определенного социально значимомго признака (например, вид деятельности, религиозные взгляды, территория проживания, историческая эпоха и т.д.).

 

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия. В данном понимании общество - это все человечество на планете Земля в прошлом, настоящем и будущем.

 

Ученые-гуманитарии рассматривают общество как сложную систему. Под системой принято понимать множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Можно привести большое количество примеров разнообразных систем, существующих в окружающем нас мире: бескрайняя Вселенная, человеческий организм, часовой механизм, предприятие или организация, государство и т.д. Их объединяет не только сложное строение, но и особый порядок устройства; каждый структурный элемент занимает определенное место среди прочих, влияет на них и одновременно испытывает воздействие других составных частей, выполняет определенную функцию, значимую для всей системы. Так, например, каждый человеческий орган (сердце, легкие, печень и т.д. выполняет свое назначение, связан с остальными, растет и развивается вместе со всем организмом и в случае заболевания человека также испытывает неблагоприятные поеследствия. Все системы обладают общими признаками.

Признаки, характерные для любой системы:

  • Целостность - состоит в том, что "сила" и "ценность" связей элементов внутри системы выше, чем сила и ценность связей элементов системы с элементами внешних систем, или среды (например, родственные отношения в семье, построенные на любви, преданности, в большинстве случаев являются для человека более важными и значимыми, чем отношения с коллегами, воздействие общества в целом).
  • Синергичность - у системы появляются свойства, не присущие отдельным ее элементам. Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих ее частей (например, в оркестре каждый исполнитель играет свою партию, но когда под руководством дирижера они объединяются в единое целое, получается музыка, представляющая собой нечто большее, чем просто сумма отдельных звуков).
  • Иерархичность - каждый элемент системы также может рассматриваться как система, входящая в состав более сложной системы (например, система образования РФ - важнейший социальный институт - имеет сложную структуру, она разделяется на общее, профессиональное и дополнительное образование, в каждом из них выделяются ступени, формы: начальное, основное, среднее, высшее, очное, заочное, дистанционное).

Общество - это сложноорганизованная система, так как оно состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом разнопорядковых частей или элементов. В качестве основных структурных элементов общества философы выделяют четыре сферы, или подсистемы, общества: экономическую, политическую, социальную и духовную.

Сфера общества - это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимоотношений людей.

Каждая сфера включает в себя:

 - определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

 - социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей (государство, семья, школа, партии, церковь).

Они выполняют в обществе следующие функции:

  • организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни;
  • включают систему санкций - от правовых до морально-этических;
  • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
  • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

 - сложиившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например, отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Важно понимать, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, это отношения одних и тех же людей в связи с различными проблемами, сторонами их жизни.

Графические сферы общественной жизни можно представить на рисунке. 

0168a05d30

Центральное место человека символично - он вписан во все сферы жизни общества.

1. Экономическая сфера - включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Важнейшие социальные институты: бизнес, рынки, банки, фирмы, собственность.

2. Социальная сфера - включает в себя разнообразные отношения между различными группами людей, возникающими в обществе. Они образуются по социально значимым критериям: по уровню доходов, по полу, по возрасту, по профессии, по политическим взглядам и др.

Это отношения между представителями различных национальностей, между предпринимателями, являющимися работодателями и наемными работниками, между бедными слоями населения и богатыми и т.д.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Каждый член общества, занимая определенную позицию в нем, аписан в различные общности: он может быть мужчиной, предпринимателем, отцом семейства, сельским жителем и т.д. Наглядно положение человека в обществе может быть изображено в форме анкеты.

1. Фамилия Имя Отчество  6. Образование
2. Пол 7. Профессия
3. Возраст 8. Социальное происхождение
4. Семейное положение 9. Социальное положение
5. Место жительства 10. Национальность

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества.

Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и др).

Национальность определяет этническую структуру.

Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.).

Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (учителя и менеджеры, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники).

Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословную, классовую или кастовую структуру.

К социальной сфере относится деятельность по обеспечению социальных гарантий граждан: поддержка семьи, материнства и детства, обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров, забота о людях с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение равного доступа к получению образования, медицинской помощи и т.д.

Важнейшие социальные институты: образование, здравоохранение, пенсионные фонды.

3. Политическая сфера связана с отношениями по поводу осуществления государственной власти и управления обществом.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

 - политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

 - политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обыча и и традиции;

 - политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

 - политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Власть - это способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы.

Основным элементом политической сферы выступает государство, в ней действуют политические партии, граждане, организации.

4. Духовная сфера включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения, сохранения и передачи духовных ценностей. Основой духовной сферы общества является культура.

Культура - совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. 

В структуру духовной сферы жизни общества входят:

 - религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

 - мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

 - искусство - художественное освоение мира;

 - наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

 - право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

 - образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Важнейшие социальные институты: учреждения образования, науки, искусства, музеи, театры, церковь.

Если экономическая жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.), то духовная деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, формировании мировоззрения, разнообразных личностных качеств.

Человек отличается от других живых существ наличием духовных потребностей. Они формируются и развиваются только в обществе.

Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в творчестве, искусстве, религии, науке, образовании и воспитании. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств.

Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусства, релиния.

Духовным потребление называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например, посещение художественной выставки, чтение книг, просмотр кинофильма, получение новых знаний.

Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Каждая из четырех сфер (подсистем), являясь элементом системы, называемой "обществом", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Изменения, происходящие в одной из подсистем общества, влекут за собой обновление других сфер. Например, положительные результаты экономических реформ сказываются на уровне жизни населения, влияют на благополучие семьи (социальная сфера), на стабильность в политической жизни (политика), на функционирование учреждений образования, здравоохранения и культуры. И наоборот, состояние гражданской войны в стране ведет к слабости правительства, возможности утраты государством своего суверенитета (в политике); в экономике - к разрушению хозяйственных структур, связей, к дефолту; в социальной сфере - к жесткому противостоянию различных слоев населения, к разрушению семей, сиротству, гибели большого количества людей; в духовной сфере - к утрате традиционных ценностей, гибели памятников истории и культуры.

Разделение общества на сферы несколько условно, оно обеспечивает более детальное изучение отдельных областей многообразной и сложной общественной жизни.

В истории гуманитарных наук были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

Анализируя современные общественные отношения, можно сделать вывод о тесной взаимосвязи и взаимозависимости элементов всех четырех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Социальный статус человека способствует формированию определенных политических взглядов, делает возможным или, наоборот, ограничивает доступ к получению образования и пользованию другими духовными ценностями. Экономические отношения зависят от действующих в стране законов, которые часто отражают духовную культуру народа, его традиции,  менталитет, религиозные особенности. На различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

 

Общество как динамическая и саморазвивающаяся система

Системообразующим элементом общества является человек. Он обладает свободой воли, способностью к целеполаганию и возможностью выбора средств их достижения. Это придает обществу подвижность, динамичность, открытость по сравнению с природными системами. Общество постоянно изеняется. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными. В мировой истории были периоды, когда сложившийся порядок вещей не менялся веками (например, Древний мир, Средние века), но были и периоды, характеризующиеся бурными переменами в жизни людей (например, XIX-XX века). По сравнению с природными системами, в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее.

Последовательная смена состояний общества или его подсистем называется социальным процессом. Исследователи развития общества выделяют различные виды общественных процессов:

1. По характеру изменений:

  • Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной жеятельностью общества (с вомпроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности, например, повседневная созидательная трудовая деятельность людей).
  • Изменение - начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер, например, повышение производительности труда в отдельных отраслях хозяйства).
  • Развитие - необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (например, рост численности наемных рабочих в социальной структуре общества в связи с развитием научно-технического прогресса).

2. По степени осознанности людьми:

  • Стихийные - не осознанные людьми
  • Осознанные - целенаправленная деятельность человека (например, реформы правительства в сфере образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения).

3. По масштабности:

  • Глобальные - охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьютеризация, Интернет).
  • Локальные - затрагивающие отдельные регионы или страны (например, коллективизация сельского хозяйства в 20-е годы ХХ века в СССР).
  • Единичные - связанные с отдельными группами людей (например, изобретение телефона Александром Беллом).

4. По направленности:

  • Прогресс - поступательное развитие общества от менее совершенного к более совершенному, увеличение жизнеспособности, усложнение системной организации (например, усовершенствование орудий труда; от дубины и палки-копалки до современных механизмов, лазерных станков и роботов).
  • Регресс - движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе - с разрушением системы (разрушительные последствия войн с применением оружия массового поражения).

Общество способно к саморазвитию. Это возможно благодаря наличию особы черт:

1. Человеческое общество отличается большим разнообразием раличных социальных структур, систем и посистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы.

2. Общество - это не только люди, но и общественные отношения, возникающие между ними, между сферами (подсистемами) и их институтами. Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

3. Общество способно создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4. Общество - это динамическая система, для нее характерно зарождение и развитие новых явлений, устаревание и отмирание старых элементов, а также незавершенность и альтернативность развития. Выбор вариантов развития осуществляет человек.

5. Обществу присущанепредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.

При построении возможных моделей развития общества, при вмешательстве человека в социальные процессы (например, возникающие на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается в повышенной технике безопасности, прогнозировании возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.

 

Общество как функциональная система

Общество выполняет многочисленные функции, которые выражаются в обеспечении жизнедеятельности людей.

Основным назначением общества является создание условий для удовлетворения разнообразных социальных потребностей его членов. Для достижения этой цели общество выполняет следующие функции:

1. Адаптации - способность выживания человечества путем приспособления к воздействиям внешней среды. Она обеспечивается обменом энергией между системой и внешней средой через хозяйственную деятельность людей. В результате решается проблема рациональной организации и распределния ресурсов.

2. Целеполагание - определение основных целей для больших групп людей и их достижение. Эту функцию выполняют государство, политические партии и движения. Они реализуют социально значимую политику, побуждая членов общества достигать важных целей.

3. Закрепления и воспроизводства общественных отношений - это система правил и норм поведения, закрепляющих, страндартизирующих поведение каждого члена общества и делающих это поведение предсказуемым.

4. Регулятивная - это выработанные обществом образцы поведения и формы социального контроля, регулирующие взаимоотношения между членами общества.

5. Интегративная заключается в сохранении устойчивости, внутреннего единства, солидарности, связей между поколениями. Она включает в себя процессы сплочения, взаимозависиомти и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под действием принятых в обществе норм, правил, санкций и ролей. Осуществляется эта функция через создание и поддержание общих норм и ценностей культуры. Ведущая роль здесь принадлежит государству.

6. Транслирующая - это передача социального опыта от одного поколения к другому через систему образования и воспитания.

7. Коммуникативная - это распространение произведенной в обществе информации с целью управления и контроля над соблюдением норм, а также передача ее при взаимодействии с другими институтами.

8. Стабилизирующая обеспечивается через систему норм и ценностей, которые усваиваются индивидами в процессе соуиализации. Эту функцию в обществе осуществляют институты религии, образования, семьи.

 

Направленность развития общества: общественный прогресс и регресс

Изучая жизнь общества, находящегося в состоянии постоянного развития и изменения, необходимо определить, в каком направлении оно движется. Для определения позитивной динамики в развитии общества используется термин общественный прогресс.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Прогрессивное развитие связано с коренными, качественными изменениями, с переходом от низшего к высшему уровню. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу.

Главным признаком общественного прогресса являются качественные изменения. Переход от старого к новому готовится всем ходом предшествующей истории. Предпосылки нового созревают в недрах старого, и, когда существующие рамки становятся узкими, происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер.

Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Но отсюда вовсе не следует, что в его развитии не бывает регресса, попятных движений, что все страны и регионы нашей планеты развиваются равномерно, одними и теми же темпами.

Социальный прогресс имеет не прямолинейный, а разнонаправленный характер. В разных странах и регионах он осуществляется по-разному, иногда ценой жизни сотен тысяч людей. Египетские пирамиды, например, свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей.

В структуре социального прогресса можно выделить два элемента:

 - объективный элемент - материальные отношения людей, производительные силы, производственные отношения, то есть те явления общественной жизни, которые не зависят от воли людей. Развитие исторического процесса носит объективный и неизбежный характер, никто не в силах остановить движение общества по восходящей линии.

 - субъективный элемент - деятельность людей, творящих свою собственную историю и преследующих сознательно поставленные цели. От их активности, целенаправленности и желания во многом зависит социальный прогресс.

В мировой истории есть множество примеров, когда за движением вперед следует откат - попятное движение, когда общество может вернуться на более примитивные ступени развития. Такое направление в развитии общества называется регрессом.

Регресс - это обратное движение общества, от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Регресс противостоит прогрессу.

Также в истории человечества можно выделить периоды, когда ни явного улучшения, поступательной динамики, ни движения вспять. Такое состояние называется стагнация, или застой. Оно означает, что общество не способно воспринимать новое, передовое, и стремится сохранить старые, отжившие структуры.

И прогресс, и регресс, и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории. Они причудливым образом переплетаются, сменяют друг друга, дополняют картину общественного развития: реформы и революции сменяются контрреформами, контрреволюциями. Например, после "великих реформ" Александра II последовали контрреформы Александра III.

Общественный прогресс носит противоречивый характер. И в этом можно убедиться, полистав учебник истории. Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, не всегда способствует прогрессу в других областях. Например, открытые рентгеновских лучей, широко используемое в медицине, стало основой для создания оружия массового поражения.

Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой улучшения в других странах и регионах. История дает нам множество подобных примеров. Например, колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни народов Европы, но в ряде случаевконсервировала архаические формы общественной жизни в странах Востока, тормозила развитие их хозяйства.

При оценке результатов общественного развития часто используются субъективные характеристики, присущие людям. Оценки одного и того же явления могут быть диаметрально противоположными. Особенно, когда речь идет о духовной культуре, творческой деятельности людей.

На общественное развитие оказывают влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно они и придают сложность и противоречивость общественному прогрессу.

Критерии общественного прогресса - это показатели, характеристики, по которым определяется степень развитости общества.

При определении критериев общественного прогресса необходимо применять комплексный подход, так как общество - сложное образование. Каждая подсистема требует своего показателя. Только учитывая все эти критерии, можно объективно оценить уровень развития общества и степень его прогрессивности.

147653_html_48310a2c

В разные времена выдвигались различные критерии общественного прогресса.

Жан-Антуан Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума.

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса.

Анри Сен-Симон считал, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг писал, что критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение в правовому устройству.

Георг Гегель в качестве критерия прогресса называл степень осознания свободы в обществе.

Немецкие ученые-философы и экономисты Карл Маркс и Фридрих Энгельс в качестве критерия общественного прогресса назвали уровень развития материального производства, так как именно от него зависит изменение всех других сфер жизни общества.

Другая группа философов выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развитие людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества - людей.

Наиболее важным критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, то есть положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья, средняя продолжительность жизни человека. Согласно этой точки зрения, критерием социального прогресса является мера свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Этот процесс зависит от условий жизни людей.

Внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно выделить один, по сути дела, объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. Как сказал поэт А Вознесенский, "все прогрессы реакционны, если рушится человек".

Универсальным интегративным критерием общественного прогресса является уровень гуманизма общества. Каждая последующая ступень общественного развития является более прогрессивной и в плане личностном - она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме.

Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогрессса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Общественный прогресс и модернизация

Обобщающим понятием, отображающим процесс обновления, развития общества, является понятие "модернизация". Философы выделяют несколько сторон модернизации:

 - Под экономической модернизацией понимается промышленная революция, то есть переход от мануфактурной стадии производства к фабричной, от ручного труда к широкому распространению машинного производства.

 - Социальной модернизацией называется вытеснение сословий (групп людей, различающихся по политико-правовому признаку) общественными классами (группами людей, различающимися по их месту в разделении труда, по отношению к собственности, общественному богатству).

 - Политическая сторона модернизации включает в себя становление парламентаризма, многопартийности, демократических институтов взаимодействия общества и власти.

 - Духовная модернизация предполагает формирование новой картины мира, изменение роли науки в обществе, формирование нового духовного облика человека, изменения в ценностных установках, ориентирах развития общества.

Модернизация не приводит общество к разрушению, гибели, слому его несущих основ, при этом сохраняется преемственность в развитии, связь с прошлым.

Многие ученые размышляют над проблемой критериев модернизации, назовем наиболее общие из них:

1. В социальной сфере для модернизирующегося общества характерно разделение между частной и общественной жизнью, индивидуализация личности.

2. В экономике - освоение и применение новых технологий, закрепление ведущей роли наукоемких отраслей, сферы услуг, информации как фактора производства.

3. В политической жизни - наличие эффективного централизованного государства, системы разделения властей, развитость демократических институтов.

4. В сфере духовной жизни, культуры - многообразие культурных направлений, свободный доступ граждан к информации и обмен ею, возможность широкого круга людей приобщаться к культурному наследию человечества, развитие науки, образования.

Основные пути развития общества и формы общественных изменений

Философы выделяют два основных пути прогрессивного развития человеческого общества - эволюцию и революцию.

Эволюция - это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социально-политического строя, приводящее в конечном счете к их качественному преобразованию.

Эволюционное развитие общества может осуществляться сознательно. Тогда они приобретают форму социальных реформ.

Реформа - это преобразование какой-либо стороны общественной жизни или общественных институтов при сохранении основ существующего социального строя, осуществляемое государством.

Реформы направлены на усовершенствование различных сфер общественной жизни, на улучшение экономического, социального, политического положения населения и расширяют возможности для удовлетворения их основных потребностей.

Направления реформ в современной России:

 - социальные - пенсионная реформа, реализация национальных проектов: "Здоровье нации", "Материнский капитал", "Жилье молодой семье", "Образование" и т.д.;

 - политические - изменения в политической сфере общественной жизни, в Конституции, в избирательной системе, борьба с коррупцией и т.д.;

 - экономические - приватизация, меры по преодолению финансового кризиса, денежные реформы;

 - в духовной сфере - реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, патриотизма и т.д.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. ХХ в.

Эволюция может осуществляться стихийно, например, в результате разделения труда происходило разграничение обязанностей и ролей между людьми, это породило процесс дифференциации в обществе.

Другим примером является постоянный процесс повышения среднего уровня жизни населения планеты. В данном случае значимую роль играют инновации.

Инновация - рядовое однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в определенных условиях.

Таким образом, механизм эволюции вытекает из самой природы человеческого общества - потребности в самореализации и улучшении общества, повышении качества жизни.

Однако, социальная эволюция при определенных обстоятельствах иногда наталкивается на такие преграды, устранить которые с помощью реформ оказывается невозможно, и тогда общество становится на путь социальной революции.

Революция - коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

 

Признаки революции:

 

 - это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;

 - носят общий, фундаментальный характер;

 - как правило, опираются на насилие;

 - организуются сознательно;

 - вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.

Революция - захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.

Г. Гегель не считал революцию нарушением нормального хода истории. Напротив, революция есть закономерный перерыв в непрерывности исторического процесса, скачок в развитии общества. Но революция, по его мнению, играет в истории преимущественно разрушительную роль, освобождая общество от преград, мешающих его свободному развитию. Положительное творчество реализуется только путем постепенного развития.

Наиболее обстоятельно теория революции разработана в марксизме. Карл Маркс утверждает, что социальная революция сметает все преграды с пути исторического прогресса и открывает перед ним новые горизонты. Она означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. Поэтому революция - это "локомотивы истории".

Экономической основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Противники марксизма активно разрабатывали идею неэффективности социальных революций. Революции, по их мнению, могут превращаться в свою противоположность и вместо освобождения нести народам новые формы насилия и угнетения.

По мнению П. Сорокина, революция есть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни народных масс, потому что она не увеличивает, а сокращает все базовые свободы, не улучшает, а, скорее, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Философ отдает предпочтение эволюционному пути развития общества.

Социальная революция - это крайняя форма разрешения социальных противоречий. Она возникает не по желанию или произволу отдельных лиц или партий, а является необходимым следствием предшествующего развития общества и становится исторически необходимой только при наличии определенных объективных условий и обстоятельств. Сейчас только крайние экстремисты рассматривают революцию как единственное средство преобразования общества. Современные марксисты отказались от революционных методов борьбы за власть и в основном опираются на демократические и парламентские формы.

Революцию можно рассматривать как коренное преобразование в любой области человеческой деятельности, влекущее за собой радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, связанное с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Различают революции:

 - неолитические (переход от добывающего к производящему хозяйству, то есть рождение земледелия и скотоводства);

 - промышленные (переход от ручного труда к машинному, от мануфактруы к фабрике);

 - культурные (коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни);

 - "зеленые" (процесс внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, пути, методы и средства резкого повышения продуктивности растениеводства; его предпосылкой стало выведение в середине 1950-х гг. новых гибридных высокоурожайных сортов продовольственных зерновых культур; 

 - демографические (коренные изменения в воспроизводстве населения в процессе его  исторического развития);

 - научные (радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания).

 

 

Многовариантность общественного развития (типы обществ) - основные подходы к изучению развития общества

 

История - это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс.

Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса:

  • линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) - развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным; или наоборот, нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс);
  • нелинейный (локально-цивилизационный) - развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъемов, падений и стагнации.

 

 

Формационный подход

 

(основоположники К. Маркс и Ф. Энгельс)

Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация - это ступень развития общества с присущим ей способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

Структуру общественно-экономической формации составляет базис и надстройка.

К базису относятся производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.

Производственные отношения - отношения людей, складывающиеся в процессе производства.

Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.

Авторы формационного подхода выделяли пять общественно-экономических формация:

1. Первобытнообщинную;

2. Рабовладельческую;

3. Феодальную;

4. Капиталистическую;

5. Коммунистическую.

Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).

Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.

image009

Сильные стороны данного подхода:

  • он является универсальным: практически все народы проходили в своем развитии указанные стадии (в том или ином объеме);
  • позволяет сравнивать уровни развития разных народов в различные исторические периоды;
  • позволяет отслеживать общественный прогресс.

Слабые стороны:

  • не учитывает специфических условий и признаков отдельных народов;
  • большее внимание уделяет экономической сфере общества, подчинив ей все остальные;
  • отодвигает на второй план человеческий фактор, человеческую деятельность.

 

 

Стадиально-цивилизационный подход

 

(У. Ростоу, Тоффлер)

В его основе лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.

Сторонники данного подхода выделяют три типа цивилизаций: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (или информационное общество).

Традиционная (восточная) цивилизация

 Признаки  Характеристики
 Особенности исторического процесса   Длительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами
 Отношения общества и природы   Гармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе
 Особенно экономического развития  Ведущим является аграрный сектор, главное средство производства - земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель
 Социальная структура общества  Жесткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует 
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений  Преобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы
 Положение личности в обществе

 Личность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей

 

Индустриальнное (западное) общество

Признаки  Характеристики
Особенности исторического процесса Резкое, скачкообразное развитие, грани между эпохами очевидны
Отношения общества и природы Стремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальное экологической проблемы
Особенности экономического развития Преобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности
Социальная структура общества Открытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений - право
Положение личности в обществе Индивидуализм, свобода личности

 

Постиндустриальное (информационное) общество

Признаки Характеристики
Особенности исторического процесса Находится в стадии становления, эволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни
Отношения общества и природы Осознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки ее решения, стремление создания ноосферы - "сферы разума"
Особенности экономического развития Преобладает сфера услуг и проиводство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций
Социальная структура общества Открытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений право
Положение личности в обществе Индивидуализм, свобода личности

 

 

Локально-цивилизационный подход 

 

(М. Вербер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев)

Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.

Цивилизация - общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.

Каждый элемент своеобразен. Под влиянием различных внутренних и внешних факторов в цивилизации происходят изменения, но внутреннее ядро - духовная сфера - остается неизменным. Если ядро размывается, то цивилизация гибнет, ей на смену приходит другая.

При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей. Но единства в критериях нет, поэтому не единой классификации: Тойнби выделяет 7 типов цивилизаций, Данилевский - 13 типов, Шпенглер - 8.

Классификация Тойнби:

  • западная христианская;
  • православная христианская;
  • исламская;
  • индуистская;
  • конфуцианская (дальневосточная);
  • буддийская;
  • иудаистская.

Различия междй линейным и нелинейным подходами

Критерии Линейный подход (формационный, стадиально-цивилизационный) Нелинейный подход (локально-цивилизационный)
1 2 3
Длительные тенденции в развитии общества Прогресс - качественное совершенствование общества Цикличность, периодические повторения подъемов, спадов, застоя
Основные общественные системы Последовательно сменяющие друг друга формации, цивилизации Сосуществующие цивилизации, культуры
Критерии общественного развития Формационный подход - материальное производство; стадиально-цивилизационный - духовная, социальная, экономическая, политическая организация общества Духовные ценности
Пути развития Существование главного "магистрального" пути развития Множественность равнозначных путей развития
Возможность сравнения общественных систем Последующие совершеннее, сложнее, выше предыдущих Каждая цивилизация уникальна, самодостаточна и равноценна
Влияние общественных систем друг на друга Более развитая система уничтожает менее развитые Цивилизации могут ограниченно обмениваться ценностями

Сильные стороны локально-цивилизационного подхода:

  • учитывает специфику стран и регионов;
  • рассматривает историю как многовариантный процесс;
  • главную роль в развитии общества отводит духовно-нравственному и интеллектуальному развитию человека.

Слабые стороны локально-цивилизационного подхода:

  • Аморфность критериев для выделения типов цивилизаций;
  • отрицание прогресса в развитии общества (цикличность подходит для Востока, но не применима для Запада);
  • может культивировать национализм и боязнь сотрудничать с другими народами.

Различные подходы не отрицают, а дополняют и обогащают друг друга, поэтому современный исследователь при изучении развития общества должен использовать комплексный подход.

 

 

Современный мир: многообразие и целостность человечества

 

Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны. На планете Земля живут более 7 миллиардов человек, принадлежащих в различным расовым группам, это более 1000 этносов, три тысячи языков, 264 независимых государств с разнообразными формами правления и территориального устройства, с разным уровнем экономического развития. Чрезвычайно многообразен религиозный и культурный облик современного мира, существуют разные образы жизни и стили поведения.

Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Ученые предполагают различные подходы к типологии современного мира. Наиболее распространенным является выделение двух общественных типов: традиционного и западного. 

Особенности развития современного мира:

  • единство и целостность человечества как социальной общности - глобализация всех сфер общественной жизни, взаимодействие и взаимозависимость всего населения планеты;
  • переход к информационному обществу - переориентация с технического индустриального фактора на человеческий, развитие сферы информации;
  • многообразие форм современной цивилизации - человечество реализует себя в различных типах обществ, культур, религий, этносов;
  • противоречивость современного мира - множество проблем между человеком и природой, между государством и личностью, между развитыми и развивающимися странами, между отцами и детьми, между потребностями и возможностями и т.д.;
  • проявление разумного характера человеческой цивилизации - сознательный отказ от насильственных методов в решении международных проблем.

Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанности.

Факторами его целостности являются:

  • развитие средств коммуникации, соединивших в единый информационный поток практически все регионы планеты;
  • развитие транспорта, сделавшее современный мир доступным для передвижения;
  • развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство, а с другой - сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества;
  • развитие экономики - производство, рынок стали действительно мировыми: экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
  • острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.

Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира и которая становится ведущей тенденцией развития современного мира.

Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народой и государств.

Все теснее и теснее становятся связи между странами и регионами мира, многие вопросы выходят за рамки государств и приобретают транснациональный характер. Мы являемся свидетелями процесса интеграции народов и государств в единое мировое сообщество, пространство, функционирующее на основе единых стандартов, норм, правил поведения, ценностей. Наиболее очевидным примером глобализации является действующая по всему миру сеть закусочных "Макдональдс", компания "Кока-Кола".

Основой процесса глобализации стало формирование мирового рынка, обеспечивающего свободное движение капиталов, выходящее за рамки национальных экономик. Институтами экономической глобализации стали Всемирный банк, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, крупнейшие транснациональные корпорации.

Глобализация политическая затрагивает всемирные интересы и сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения безопасности, таких как миротворческие операции, международные санкции, антитеррористическая борьба. Институтами глобальной политики стали ООН, ЕЭС, Совет Европы и др.

Глобализация также проявляется в формировании единого мирового информационного пространства. Создается мировая массовая культура (например, кинофильм "Властелин колец", книги о Гарри Поттере). Все унифицируется, подгоняется под единые стандарты производства и потребления.

Процессы глобализации противоречивы в оценках наших современников.

Сторонники глобализации убеждены в ее благотворном воздействии на человечество, в ее полезности для людей во всем мире. По их мнению, на всей земле победят и утведятся гуманистические демократические ценности, генерируемые западноевропейской цивилизацией.

На глобализационные процессы вызвали противодействие со стороны национальных культур, групп и движений, не заинтересованных в поглощении своих традиционных ценностей западной культурой. Так зародился антиглобализм.

Глобализация: плюсы и минусы

"+" "-"
Включение национальных экономик в эффективные международные связи и контакты

Потребительское отношение к окружающей среде, духовной культуре

Повышение стандарта и качества жизни многих народов, возможность пользоваться достижениями НТР в тех странах, где нет возможности вести собственные научно-технические исследования ТНК (транснациональные корпорации) не учитывают интересы и потребности местного населения, с его исторически сложившимися устоями и традициями
Новые возможности для общения, получения информации, занятия бизнесом при помощи Интернета

Большее внимание уделяется не производственной деятельности, а финансовым отношениям. В результате возникают потоки виртуальных денег, не обеспеченным материальными благами

Появляется возможность манипулирования национальными экономиками в интересах мировых финансовых систем

Трудовая и академическая мобильность, возможность самореализоваться в других странах, получить ценный опыт Подчинение экономическому росту, зачастую в ущерб гуманитарным интересам и ценностям
Взаимообогащение народов вследствие диалога национальных культур Отмирание национально ориентированных экономик, образование отстраненного глобального рынка, задающего единые стереотипы и вкусы
Поиск компромиссов, отказ от применения оружия массового поражения как результат взаимосвязи и взаимозависимости стран и народов друг от друга Разрыв между богатыми и бедными странами. Рост экстремизма и национализма в противовес стремлению высокоразвитых государств лидировать
Осознание опасности глобальных проблем, необходимость сотрудничества для их решения

Экспансия западных ценностей и западного образа жизни

 

 

Угрозы XXI века

 

(глобальные проблемы современности)

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении все йего истории. Это проблемы экологии, сохранения мира, преодоления нищеты, голода, неграмотности. Но после Второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

 - с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

 - с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеского общества всегда было пртиворечивым. Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако, ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по-своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.

Из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. произошло 14 530 войн. И только 292 года люди жили без войн.

В войнах погибло:

В XVII веке - 3,3 млн чел.;

В XVIII веке - 5,5 млн чел.;

В XIX веке - 16 млн чел.

В Первой и Второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек. В них участвовало большинство стран мира. Проблема войны и мира стала глобальной.

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех народов планеты, представляющие угрозу для ее выживания, требующие неотложного решения усилиями народов всех стран.

Эти проблемы являются глобальными, потому что:

  • имеют планетарные масштабы
  • проявляются как объективный фактор развития общества
  • их невозможно решить в одной отдельно взятой стране
  • от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

Причины глобальных проблем:

  • активный преобразующий характер деятельности человека
  • локальные противоречия и конфликты становятся мировыми из-за растущей взаимозависимости народов мира
Название группы глобальных проблем Появление глобальных проблем
Экологические Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, разрушение экологической среды, мутации организмов, сокращение видового многообразия, изменения климата
Экономические Пролема разрыва в уровнях развития развитых и развивающихся стран "Север - Юг", сырьевая, продовольственная проблема
Социальные

Демографическая проблема (демографический взрыв на Востоке и депопуляция и старение населения на Западе), борьба с опасными заболеваниями: наркомания, алкоголизм, СПИД, вирус Эбола, онкологические заболевания; ликвидация неграмотности, оказание необходимой медицинской помощи в странах Азии и Африки

Политические Угроза новой мировой войны, международный терроризм
Духовные Кризис нравственности, угроза исчезновения национальных культур

Глобальная экологическая проблема стала следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени.

Одним из негативным результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов. Люди постепенно оалвдевали новыми видами энергии. Опасность истощения месторождений нефти, газа, торфа, угля в самое ближайшее время очень велика. Разведанных запасов хватит на 50-70 лет. Ученые-экологи рекомендуют добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии. Сегодня ведется работа по получению энергии из неисчерпаемых источников.

Вторым аспектом данной проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегоднов атмосферу Земли выбрасывается более 30 млрд тонн двуокиси углерода и до 700 млн тонн паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма.

Это оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты: растет число онкологических заболеваний. Загрязняются воды Мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн тонн сырой нефти и нефтепродуктов. В результате вымирают целые виды животных и растений, ухудшается генофонд человечества.

Проблема общей деградации окружающей среды, следствием которой является ухудшение условий жизнедеятельности людей, является проблемой общечеловеческой. Решить ее человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала специальную комиссию по вопросам охраны окружающей среды. Большую роль в деле обеспечения экологической безопасности человечества играют неправительственные организации "Гринпис", Римский клуб. Правильтельства ведущих держав мира принимают специальное экологическое законодательство.

Другой глобальной проблемой является проблема роста населения земного шара (демографическая проблема). Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения: в 2000 г. оно превысило 6 млрд человек. Ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограниченны, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.

Демографическая проблема порождена двумя глобальными процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах; старением и депопуляцией населения в развитых странах.

Другим аспектом демографической проблемы является изменение структуры мирового населения: растет количество жителей и выходцев и развивающихся стран - малообразованных, неустроенных, не имеющих привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. Это приводит к значительному снижению интеллектуального уровня человечества и распространению наркомании, бродяжничества, преступности и т.п.

С демографической проблемой тесно перепелетается и проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами третьего мира (так называемая проблема "север-юг").

Важнейшей среди других глобальных проблем является проблема предотвращения третьей мировой войны.

Сразу после окончания Второй мировой войны сраны антигитлеровской коалиции создали ООН. Главной целью деятельности этой организации было развитие межгосударственного сотрудничества и оказание помощи странам в урегулировании конфликтов мирным путем. Ведущие ядерные державы мира подписали ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений и о прекращении ядерных  испытаний. 

Все глобальные проблемы взаимосвязанаы. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

Основные направления в решении глобальных проблем:

  • Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма.
  • Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
  • Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.
  • Концентрация усилий всех стран для поиска решений глобальных проблем. Создание новейших технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

 

 

 

 

Источник: Чернышева О. А. Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. 2017 г.