Организм как биологическая система

1. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Объяснение: ХВ - черная

Хв - рыжая

ХВХв - черепаховые самки

Р: самка ХВХВ х самец ХвУ

Гаметы: ХВ х Хв, У

F1: ХВХв - 50% черепаховые самки

ХВУ - 50% черные самцы

 

2. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.

Характеристика мутации

А. Включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

Б. Кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

В. Нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

Г. Поворот участка хромосомы на 180

Д. Изменение числа хромосом по отдельным парам 

Е. Удвоение нуклеотидов в ДНК

Тип мутаций

1. Хромосомные

2. Генные

3. Геномные

Объяснение: хромосомные мутации - изменения на уровне хромосомы - поворот участка хромосомы на 180. Генные мутации -- изменения в пределах одного гена: включения двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК, нарушения последовательности аминокислот в молекуле белка, удвоение нуклеотидов в ДНК. Геномные мутации - изменения на уровне целого генома - кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке, изменение числа хромосом по отдельным парам.

Правильный ответ - 232132.

 

3. Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?

Объяснение: потому что соматические мутации происходят в соматических, а не в половых клетках. Соматические мутации могут влиять на работу органов. А мутации в половых клетках могут влиять на развитие плода и передаваться по наследству.

 

4. Установите правильную последовательность действий селекционера по выведению нового сорта.

А. Гибридизация

Б. Искусственный отбор

В. Отбор исходного материала

Г. Размножение гибридных особей

Объяснение: выведение нового сорта начинается с отбора исходного материала, затем скрещиваем исходных особей (гибридизация), размножение гибридных особей и, наконец, искусственный отбор.

Правильный ответ - ВАГБ.

 

5. Мутацию считают хромосомной, если

1. Число хромосом увеличилось на 1-2

2. Один нуклеотид в ДНК заменяется на другой

3. Участок одной хромосомы перенесен на другую

4. Произошло выпадение участка хромосомы

5. Участок хромосомы перевернут на 180 градусов

6. Произошло кратное увеличение числа хромосом

Объяснение: хромосомные мутации происходят на уровне одной хромосомы: участок одной хромосомы перенесен на другую, выпадение участка хромосомы, переворот участка хромосомы на 180 градусов.

Правильный ответ - 345.

 

6. Установите соответствие между причиной мутации и ее видом.

Причины мутаций

А. Замена одного триплета нуклеотидов другим

Б. Увеличение числа хромосом в ядре

В. Перестройка последовательности соединения нуклеотидов в процессе транскрипции

Г. Исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп-кодоне

Д. Увеличение числа гаплоидных наборов хромосом в несколько раз

Виды мутаций

1. Генная

2. Геномная

Объяснение: генные мутации происходят в пределах одного гена - замена одного триплета нуклеотидов другим, перестройка последовательности соединения нуклеотидов в процессе транскрипции, исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп-кодоне. Геномные мутации происходят на уровне целого генома - увеличение числа гаплоидных наборов хромосом в несколько раз.

Правильный ответ - 12112.

 

7. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Объяснение: А - красные

а - желтые

В - шаровидные

в - грушевидные

Р: ААВВ х аавв

Гаметы: АВ х ав

F1: АаВв - 100% красные шаровидные

 

Р2: АаВв х АаВв

Гаметы: АВ, ав, Ав, аВ х АВ, ав, аВ, Ав

F2: 9 - красные шаровидные

3 - красные грушевидные

3 - желтые шаровидные

1 - желтые грушевидные

 

8. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.

Объяснение: А - черные 

а - белые

В - мохнатая

в - гладкая

Р: АаВв х аавв

Гаметы: АВ, ав, Ав, аВ х ав

АаВв - 25% черные мохнатые

аавв - 25% белые гладкие

Аавв - 25% черные гладкие

ааВв - 25% белые мохнатые

Анализирующее скрещивание, независимое наследование

 

9. Микроорганизмы используются в промышленном производстве

1. Витаминов

2. Муки

3. Минеральных солей

4. Дистиллированной воды

5. Лекарственных препаратов

6. Гормонов

Объяснение: микроорганизмы можно использовать для получения витаминов, лекарственных препаратов, гормонов.

Правильный ответ - 156.

 

10. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен.

Признак

А. По способу питания в основном автотрофы

Б. Имеют вакуоли с клеточным соком

В. Клеточная стенка отсутствует

Г. В клетках имеются пластиды

Д. Большинство способно передвигаться

Е. По способу питания преимущественно гетеротрофы

Царства

1. Растения

2. Животные

Объяснение: растения - автотрофы, в клетках имеют вакуоли с клеточным соком и пластиды. Животные - гетеротрофы, не имеют клеточной стенки, большинство способно передвигаться.

Правильный ответ - 112122. 

 

11. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака "маленькие глаза", выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков F1 (1, 2, 3, 4, 5).

ппь

лррппо

Объяснение: признак рецессивный, т.к. проявляется у детей, родители которых не имеют проявления признака. Признак с полом не сцеплен, т.к. проявляется и у женщин и у мужчин. У гетерогаметных родителей получается три генотипа:

Р: Аа х Аа

Гаметы: А, а х А, а

F1: 1АА : 2Аа : 1аа

Дети 4 и 5 - аа, дети 1, 2 и 3 - с равной вероятностью могут быть АА или Аа.

 

12. При генной мутации происходит

1. Замена одного нуклеотида в ДНК на другой

2. Конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними

3. Выпадение нескольких нуклеотидов в молекуле ДНК

4. Вставка нескольких нуклеотидов в молекуле иРНК

5. Изменение сочетаний генов отцовского и материнского организмов

6. Появление в генотипе лишней хромосомы

Объяснение: генная мутация происходит в пределах одного гена - замена одного нуклеотида в ДНК на другой, выпадение нескольких нуклеотидов в молекуле ДНК, вставка нескольких нуклеотидов в молекуле иРНК.

Правильный ответ - 134.

 

13. У  человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой  женщины.

Объяснение: А - темные волосы

а - светлые волосы

В - карие глаза

в - голубые глаза

Р: отец аавв х ааВв мать

Гаметы: ав х аВ, ав

F1: ааВв - 50% светлые волосы карие глаза

аавв - 50% светлые волосы голубые глаза

 

14. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

Объяснение: ХаХа - летальный ген

ХАХа - жизнеспособны

Р: курица ХАУ х ХАХа петух

Гаметы: ХА, У х ХА, Ха

F1: ХАХА - 25% здоровый петух

ХАУ - 25% здоровая курица

ХАХа - 25% здоровый петух

ХаУ - 25% нежизнеспособный петух

 

15. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Объяснение: А - серое тело

а - черное тело

В - нормальные крылья

в - укороченные крылья

А и В, а и в - сцеплены

Р: самец АаВв х самка аавв (кроссинговера нет)

Гаметы: АВ, ав х ав

 F1: АаВв - 50% серое тело нормальные крылья

аавв - 50% черное тело укороченные крылья

Гены наследуются сцепленно, поэтому потомки похожи на родителей.

 

16. Примерами полового размножения животных являются

1. Почкование гидры

2. Нерест рыб

3. Деление обыкновенной амебы

4. Регенерация дождевого червя

5. Партеногенез ящериц

6. Развитие рабочего муравья из зиготы

Объяснение: половое размножение происходит только при участии половых клеток (гамет) - нерест рыб, партеногенез ящериц, развитие рабочего муравья из зиготы.

Правильный ответ - 256.

 

17. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.

Объяснение: А - красные цветки

а - белые цветки

Аа - розовые цветки

Р: АА х аа

Гаметы: А х а

F1: Аа - розовые цветки

Независимое наследование, неполное доминирование

 

18. Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом.

Характеристика размножения

А. Происходит без образования гамет

Б. Участвует лишь один организм

В. Происходит слияние гаплоидных ядер

Г. Образуется потомство, идентичное исходной особи

Д. У потомства проявляется комбинативная изменчивость

Е. Происходит с образованием гамет

Способ размножения

1. Бесполое

2. Половое

Объяснение: половое размножение происходит только при помощи половых клеток (гамет) - происходит слияние гаплоидных ядер, у потомства проявляется комбинативная изменчивость. Бесполое размножение идет при участии одного организма, без образования гамет, образуется потомство, идентичное исходной особи.

Правильный ответ - 112122.

 

19. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и видом, к которому ее относят.

Характеристика изменчивости

А. Носит групповой характер

Б. Носит индивидуальный характер

В. Наследуется

Г. Не наследуется

Д. Обусловлена нормой реакции признака

Е. Неадекватна изменениям условий среды

Вид изменчивости

1. Модификационная

2. Мутационная

Объяснение: модификационная (фенотипическая) изменчивость носит групповой характер, обусловлена нормой реакции, не наследуется. Мутационная изменчивость наследуется, носит индивидуальный характер, неадекватна изменениям условий среды (мутации бывают положительными, отрицательными, нейтральными).

Правильный ответ - 122112.

 

20. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими ко­робочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цвет­ки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

Объяснение: А - пурпурные цветки

а - белые цветки

В - колючие коробочки

в - гладкие коробочки

Р: Аавв х АаВв

Гаметы: Ав, ав х АВ, Ав, аВ, ав

ААВв - пурпурные цветки колючие коробочки

ААвв - пурпурные цветки гладкие коробочки

2АаВв - пурпурные цветки колючие коробочки

2Аавв - пурпурные цветки гладкие коробочки

ааВв - белые цветки колючие коробочки

аавв - белые цветки гладкие коробочки

Т.к. в потомстве получаем и фенотипические группы, значит вторая исходная особь дигетерозиготна, что обеспечивает расщепление. Независимое наследование.

 

21. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому гену. Какова вероятность рождения детей с этим признаком?

Объяснение: А - отсутствие малых коренных зубов

Р: аа х Аа

Гаметы: а х А, а

F1: 50% Аа - зубы отсутствуют

50% аа - зубы присутствуют

 

22. При половом размножении животных

1. Взаимодействуют, как правило, разнополые особи

2. Половые клетки образуются путем митоза

3. Споры являются исходным материалом при образовании гамет

4. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом

5. Генотип потомков является копией генотипа одного из родителей

6. Генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей

Объяснение: половое размножение происходит только при помощи половых клеток (гамет) с гаплоидным набором хромосом, происходит слияние гамет разнополых особей, при этом генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей.

Правильный ответ - 146.

 

23. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.

Объяснение: А - хорея Гентингтона

а - здоров

В - положительный резус

в - отрицательный резус

Р: отец АаВв х мать аавв

Гаметы: АВ, аВ, Ав, ав х ав

F1: 25% АаВв - хорея и + резус

25% ааВв - здоров, + резус

25% Аавв - хорея, - резус

25% аавв - здоров, - резус

 

24. Установите соответствие между особенностями питания организмов и группами организмов.

Особенности питания

А. Захватывают пищу путем фагоцитоза

Б. Используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

В. Получают пищу путем фильтрации воды

Г. Синтезируют органические вещества из неорганических на свету

Д. Используют энергию солнечного света

Е. Используют энергию, заключенную  в пище

Группы организмов

1. Автотрофы

2. Гетеротрофы

Объяснение: автотрофы окисляют неорганические вещества, синтезируя органические вещества, используют энергию солнечного света. Гетеротрофы могут захватывать пищу путем фагоцитоза, получают пищу фильтрацией воды, используют энергию, заключенную в пище.

Правильный ответ - 212112.

 

25. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

аарпао

лррппо

Объяснение: признак рецессивный, т.к. проявляется у родителя, но не проявляется у детей, т.е. в первом поколении единообразие.

Р: АА х аа

Гаметы: А х а

F1: Аа - 100%

 

26. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом.

См. задачу 23

 

27. На чем основан и с какой целью используется генеалогический метод исследования генетики человека?

Объяснение: генеалогический метод используется для изучения родословных, определения характера наследования признаков (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), прогнозирование вероятности наследственных заболеваний у потомков.

 

28. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

Объяснение:  Хh - гемофилия

ХН - здоров

Р:  ХHXh x XHY

G: XH, Xh x XH, Y

F1: XHXH - 25% здоровая женщина

XHY - 25% здоровый мужчина

XHXh - 25% здоровая женщина-носитель

XhY - 25% больной мужчина

 

29. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой (b). Скрестили чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготными чёрными с короткой щетиной самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

Объяснение: А - черная окраска

а - рыжая окраска

В - длинная щетина

в - короткая щетина

Р: самец АаВв х самка ААвв

Гаметы: АВ, ав, Ав, аВ х Ав

 F1: АаВв - 25% черная окраска длинная щетина

Аавв - 25% черная окраска короткая щетина

ААвв - 25% черная окраска короткая щетина

АаВв - 25% черная окраска длинная щетина

50% - черная окраска длинная щетина

50% - черная окраска короткая щетина

 

30. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Xа), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.

См. задачу 14.

 

31. Какие признаки характерны для животных?

1. Синтез органических веществ в процессе фотосинтеза

2. Питание готовыми органическими веществами

3. Активное передвижение

4. Рост в течение всей жизни

5. Гетеротрофный способ питания

6. Клетки с хлоропластами и оболочкой из клетчатки

Объяснение: для животных характерно питание готовыми органическими веществами, активное передвижение, гетеротрофный способ питания.

Правильный ответ - 235.

 

32. Искусственный отбор, в отличие от естественного,

1. Проводится человеком целенаправленно

2. Осуществляется природными экологическими факторами

3. Проводится среди особей сорта, породы

4. Происходит среди особей природных популяций

5. Завершается получением новых культурных форм

6. Завершается возникновением новых видов

Объяснение: искусственный отбор проводится человеком целенаправленно, проводится среди особей сорта, породы, завершается получением новых культурных форм.

Правильный ответ - 135.

 

33. Одноклеточные животные, в отличие от бактерий, - 

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Выполняют в экосистеме роль консументов

3. Выполняют в экосистеме роль продуцентов

4. Содержат в клетке митохондрии

5. Содержат в клетке оформленное ядро

6. Относятся к доядерным организмам (прокариотам)

Объяснение: одноклеточные животные, в отличие от бактерий, являются консументами, содержат в клетке митохондрии, оформленное ядро.

Правильный ответ - 245.

 

34. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Объяснение: вспашка почвы улучшает корневое дыхание, перемешивает почву, улучшает минеральное и водное питание растения, уничтожает сорняки.

 

35. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

Объяснение: А - пурпурный стебель

а - зеленый стебель

В - красные плоды

в - желтые плоды

Р: ААВв х ааВв

Гаметы: АВ, Ав х аВ, ав

 F1: 722 - АаВв - пурпурный стебель красные плоды

231 - Аавв - пурпурный стебель желтые плоды

По первому признаку единообразие, по второму признаку расщепление в соотношении 3:1.

 

36. Установите соответствие между грибом и характером его питания.

Гриб

А. Пеницилл

Б. Фитофтора

В. Спорынья

Г. Дрожжи

Д. Головня

Е. Шампиньон

Характер питания

1. Сапротрофный

2. Паразитический

Объяснение: сапротрофы - разлагают органику (пеницилл, дрожжи, шампиньон). Паразиты - живут в или на живых организмах (фитофтора, спорынья, головня).

Правильный ответ - 122121.

 

37. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

А. Прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки

Б. Проникновение ДНК вируса в клетку

В. Растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса

Г. Синтез вирусных белков

Д. Встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина

Е. Формирование новых вирусов

Объяснение: жизненный цикл вируса начинается с прикрепления вируса к оболочке клетки, затем она растворяется и ДНК вируса проникает в клетки, встраивается в ДНК хозяина, начинается синтез вирусных белков, формируются новые вирусы.

Правильный ответ - АВБДГЕ.

 

38. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1. У них гетеротрофный способ питания

2. У них автотрофный способ питания

3. Клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

4. В их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5. В их клетках отсутствуют хлоропласты

6. Их тело состоит из тканей

Объяснение: сходство грибов и животных состоит в гетеротрофном питании, в их клетках отсутствуют хлоропласты, а клеточная стенка грибов и покровы насекомых состоят из хитина.

Правильный ответ - 135.

 

39. Используя рисунок, определите, какие приз­наки плодов томата (темная или свет­лая окраска, грушевидная или шаро­вид­ная форма) доминируют; каковы генотипы ро­ди­телей, генотипы и фенотипы гибридов Fи F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены.

ппоар

Объяснение: Р: АА х аа

Гаметы: А х а

F1: Аа - 100% единообразие

Р2: Аа х Аа

Гаметы2: А, а х А, а

F2: 1АА : 2Аа : 1аа

АА, Аа - шаровидная форма

аа - грушевидная форма

 

40. Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

1. Имеет массовый характер

2. Имеет индивидуальный характер

3. Не наследуется

4. Наследуется

5. Ограничена нормой реакции

6. Размах изменчивости не имеет пределов

Объяснение: модификационная (фенотипическая) изменчивость имеет массовый характер, не наследуется, ограничена нормой реакции.

Правильный ответ - 135.

 

41. Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоночных животных.

А. Образование бластомеров в процессе дробления зиготы

Б. Закладка зачаточных органов зародыша

В. Слияние яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы

Г. Развитие нервной пластинки

Д. Формирование зародышевых листков

Объяснение: эмбриональное развитие позвоночных животных начинается с слияния яйцеклетки и сперматозоида и образования зиготы, затем зигота дробится и образуются бластомеры, далее формируются зародышевые листки, развивается нервная пластинка, закладываются зачаточные органы зародыша.

Правильный ответ - ВАДГБ.

 

42. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят.

Одноклеточный организм

А. Хлорелла

Б. Хламидомонада

В. Обыкновенная амеба

Г. Инфузория-туфелька

Д. Дрожжи

Е. Стрептококки

Царство

1. Бактерии

2. Грибы

3. Растения

4. Животные

Объяснение: к Бактериям относятся стрептококки, к грибам - дрожжи, к растениям - хлорелла и хламидомонада, к животным - обыкновенная амеба, инфузория-туфелька.

Правильный ответ - 334421.

 

43. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

Объяснение: ХВХВ - черная окраска

ХВХв - черепаховая окраска

ХвХв - рыжая окраска

Р: кошка ХВХв х кот ХвУ

Гаметы: ХВ, Хв х Хв, У

F1: ХВХв - 25% черепаховая кошка

ХВУ - 25% черный котенок

ХвХв - 25% рыжая кошка

ХвУ - 25% рыжий котенок

 

44. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

Объяснение: А - гладкие семена

а - морщинистые семена

В - усики

в - без усиков

А и В, а и в - попарно сцеплены

Р: АаВв х аавв

Гаметы: АВ, аВ, Ав, ав х ав (АВ, ав - без кроссинговера, Ав и аВ - с кроссинговером)

F1: АаВв - гладкие семена, усики

ааВв - морщинистые семена, усики

Аавв - гладкие семена, нет усиков

аавв - моршинистые семена, без усиков

Каждой группы по 25%

 

45. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Объяснение: А - круглые

а - длинные

В - зеленые

в - полосатые

Р1: аавв х АаВВ

Гаметы: ав х АВ, аВ

F1: ааВв - 50% длинные зеленые

Аавв - 50% круглые зеленые

 

Р2: аавв х Аавв

Гаметы: ав х Ав

F2: Аавв - круглые полосатые плоды 100% единообразие

 

46. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Объяснение: А - свободная мочка уха

а - сросшаяся мочка уха

В - треугольная ямка

в - гладкий подбородок

Р: АаВв х АаВв

Гаметы: АВ, аВ, Ав, ав х 2

F1: 9 А_В_ - свободная мочка, треугольная ямка

3 А_вв - свободная мочка, гладкий подбородок

3 ааВ_ - сросшаяся мочка, треугольная ямка

1 аавв - сросшаяся мочка уха, гладкий подбородок

 

47. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения. 

Характеристика размножения

А. Осуществляется видоизмененными побегами

Б. Осуществляется с участием гамет

В. Дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими

Г. Используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений

Д. Новый организм развивается из зиготы

Е. Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

Способ

1. Вегетативное

2. Половое

Объяснение: вегетативное размножение (без половых клеток, частями организма) - осуществляется видоизмененными побегами, дочерние растения сохраняют большое сходство с материнским, используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений. Половое размножение происходит только при помощи половых клеток (гамет), новый организм развивается из зиготы (оплодотворенной яйцеклетки), потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов.

Правильный ответ - 121122.

 

48. Объясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости.

Объяснение: сходство мутаций заключается в изменении генотипа. При мутационной изменчивости возникают изменения в генетическом материале. Если мутация происходит в половых клетках, такое изменение наследуется. Комбинативная изменчивость обусловлена кроссинговером, различной комбинацией генов при слиянии гамет.

 

49. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

Объяснение: Хд - дальтоник

ХД - здоров

Р: ХДХд х ХдУ

Гаметы: ХД, Хд х Хд, У

F1: ХДХд - здоровая девочка-носитель 25%

ХДУ - здоровый мальчик 25%

ХдХд - больная девочка 25%

ХдУ - больной мальчик 25%

Рождение сына-дальтоника возможно только если мать - носитель.

 

50. Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных.

А. Появление мезодермы

Б. Формирование двух зародышевых листков

В. Образование бластомеров

Г. Образование тканей и органов

Объяснение: при эмбриональном развитии животных формируются бластомеры, затем формируются два зародышевых листка, далее появляется мезодрема и образуются ткани и органы.

Правильная последовательность - ВБАГ.

 

51. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Объяснение: А - нормальная кожа

а - альбинизм

Xh - гемофилия

XH - здоров

Р: мать ААXHXH  х ааXhУ

Гаметы: АXH х аXh, аУ

F1: АаXHXh - 50% здоровые девочки-носители

АаXHУ - 50% здоровые мальчики

 

52. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.

Объяснение: мутации являются материалом для естественного отбора. При делении клетки или вследствие различных воздействий происходят ошибки в ДНК. Они (мутации) могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. При естественном отборе сохраняются только особи с полезными в данной среде признаками. Мутации являются спонтанными и индивидуальными, что увеличивает генетическую неоднородность популяции.

 

53. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.

Объяснение: изменению окраски способствует модификационная (фенотипическая) изменчивость. Она адаптивна к среде. Проявление данного признака определяется температурным режимом. Окраска изменяется в пределах, которые называются нормой реакции.

 

54. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные  генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

Объяснение: 

Р: АО х ВО

Гаметы: А, О х В, О

F1: АВ - четвертая группа крови 25%

АО - вторая группа крови 25%

ВО - третья группа крови 25%

ОО - первая группа крови 25%

 

55. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты  рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением.  Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

Объяснение: 

А - карие глаза

а - голубые глаза

Хд - дальтонизм

ХД - здоров

Р: АаХДХд х ааХДУ

Гаметы: АХД, АХд, аХД, аХд х аХД, аУ

F1: АаХДХД - карие глаза, здоровая девочка

АаХДХд - карие глаза, здоровая девочка-носитель

ааХДХД - голубые глаза, здоровая девочка

ааХДХд - голубые глаза, здоровая девочка-носитель

АаХДУ - карие глаза, здоровый мальчик

АаХдУ - карие глаза, больной мальчик

ааХДУ - голубые глаза, здоровый мальчик

ааХдУ - голубые глаза, больной мальчик

 

56. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к  бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

Объяснение: вегетативное размножение растений происходит частями растений (из вегетативных органов), т.е. участвует одно растение. Получающиеся растения идентичны исходному организму.

 

57. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?

1. Происходит слияние ядер женской и мужской гамет

2. Яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов

3. Гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой

4. В процессе участвуют подвижные мужские гаметы

5. Процесс может происходить вне организма

6. Происходит в зародышевом мешке взрослого организма

Объяснение: оплодотворение у покрытосеменных происходит при слиянии ядер мужской и женской гамет, причем мужская гамета подвижна, оплодотворение происходит в зародышевом мешке взрослого организма. 

Правильный ответ - 146.

 

58. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которой она характерна.

Особенность обмена веществ

А. Выделение кислорода в атмосферу

Б. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

В. Использование готовых органических веществ

Г. Синтез органических веществ из неорганических

Группа организмов

1. Автотрофы

2. Гетеротрофы

Объяснение: автотрофы выделяют кислород в атмосферу и образуют органические вещества из неорганических при фотосинтезе. Гетеротрофы используют готовые органические вещества для синтеза АТФ.

Правильный ответ - 1221.

 

59. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Xd). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?

Объяснение: ХД - здоров

Хд - дальтонизм

Отец женщины является гемофиликом, значит женщина - носитель. На мужчине дальтонизм не отражен.

Р: ХДХд х ХДУ

Гаметы: ХД, Хд х ХД, У

F1: ХДХД - 25% здоровая дочь

ХДУ - 25% здоровый сын

ХДХд - 25% здоровая дочь-носитель

ХдУ - 25% сын-дальтоник

Вероятность рождения дочери-дальтоника - 25%

 

60. Установите соответствие между грибом и группой организмов, к которой его относят.

Гриб

А. Спорынья

Б. Пеницилл

В. Фитофтора

Г. Мукор

Д. Головня

Группа

1. Паразиты

2. Сапротрофы

Объяснение: паразитами являются спорынья, фитофтора, головня. Сапротрофы - пеницилл, мукор. 

Правильный ответ - 12121.

 

61. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

Объяснение: А - желтая

а - зеленая

В - выпуклая

в - плоды с перетяжкой

Р: АаВв х Аавв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х Ав, ав

 F1: 63 А_Аа - желтая окраска, выпуклая форма

58 - А_вв - желтая окраска, плоды с перетяжкой

18 - ааВв - зеленая окраска, выпуклая форма

20 - аавв - зеленая окраска, плоды с перетяжкой

Соотношение 3:3:1:1

 

62. У львиного зева красная окраска цветков неполно доми­нирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ши­рины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от это­го скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

Объяснение: АА - красная окраска

Аа - розовая окраска

аа - белая окраска

В - узкие листья

Вв - промежуточные листья

вв - широкие листья

Р: АаВв х ааВВ

Гаметы: АВ, аВ, Ав, ав х аВ

F1: АаВВ - 25% розовая окраска, уузкие листья

ааВВ - 25% белая окраска, узкие листья

АаВв - 25% розовая окраска, промежуточные листья

ааВв - 25% белая окраска, промежуточные листья

 

63. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него?

ьаьллл

Объяснение: под цифрой 3 на рисунке обозначен внутренний зародышевый листок - энтодерма. Из энтодермы развивается слизистая оболочка всего кишечника, печень, поджелудочная железа.

 

64. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной фор­мой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.

Объяснение: А - красная окраска

Аа - розовая окраска

аа - белая окраска

ВВ - нормальная чашечка

Вв - промежуточная чашечка

вв - листовидная чашечка

Р: АаВв х ААвв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х Ав

F1: ААВв - 25% красная окраска, промежуточная чашечка

ААвв - 25% красная окраска, листовидная чашечка

АаВв - 25% розовая окраска, промежуточная чашечка

Аавв - 25% розовая окраска, листовидная чашечка

 

65. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

Признак объекта

А. Наличие рибосом

Б. Отсутствие плазматической мембраны

В. Не имеют собственного обмена веществ

Г. Характерна автотрофность

Д. Размножение только в клетках хозяина

Е. Размножение делением клетки

Форма жизни

1. Неклеточная (вирусы)

2. Клеточная (бактерии)

Объяснение: вирусы не имеют плазматической мембраны и собственного обмена веществ, размножаются только в клетках хозяина. Бактерии имеют рибосомы, размножаются бинарным делением, им характерна автотрофность.

Правильный ответ - 211212.

 

66. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ.

Объяснение: В - здоров

в - болен

А - здоров

а - альбинизм

Признаки не сцеплены

Р: отец аавв х мать АаВв

Гаметы: ав х АВ, аВ, Ав, ав

F1: АаВв - 25% здоров

ааВв - 25% альбинос, здоров

Аавв - 25% здоров, ФКУ

аавв - 25% болен обеими заболеваниями

 

67. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

Объяснение: длину хромосом можно изучить при помощи цитогенетического метода. Изменение структуры хромосом - хромосомная мутация.

 

68. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.

фипи568

Объяснение: признак рецессивный, т.к. проявляется у родителей, не имеющих признака. С полом не сцеплен, т.к. проявляется и у мужчин и у женщин.

Р1: Аа х Аа

Гаметы: А, а х А, а

F1: 1АА; 2Аа; 1аа

 

Р2: аа х АА

Гаметы: а х А

F2: Аа - 100%

 

69. Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится.

Признак организма

А. Оболочка клеток содержит хитин

Б. Клетки содержат хлоропласты

В. В клетках накапливается гликоген

Г. Размножаются с помощью мицелия

Д. Имеют автотрофный тип питания 

Е. В экосистеме выполняют роль редуцентов

Царство

1. Грибы

2. Растения

Объяснение: для грибов характерна клеточная стенка из хитина, запасное вещество - гликоген, размножение при помощи мицелия, роль редуцентов.

Для растения характерно наличие хлоропластов, автотрофный тип питания.

Правильный ответ - 121121.

 

70. Установите последовательность этапов работы селекционера при создании новой породы животных.

1. Отбор особей первого поколения

2. Индивидуальный отбор по породным признакам

3. Скрещивание потомков

4. Индивидуальный подбор родительских форм, их скрещивание

Объяснение: при создании новой породы сначала идет подбор родительских особей и их скрещивание, затем отбор особей первого поколения, скрещивание потомков, индивидуальный отбор по породным признакам.

Правильный ответ - 4132.

 

71. Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

Объяснение: А - черное оперение

а - бурое оперение

В - хохолок

в - нет хохолка

Р: петух АаВв х курица АаВв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х 2

F1: 10 черных хохлатых - А_В_

5 бурых хохлатых - ааВ_

3 - черных без хохолка - А_вв

2 - бурых без хохолка - аавв

Независимое наследование (третий закон Менделя). При скрещивании двух дигетерозигот получается расщепление 9:3:3:1.

 

72. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага.

1. Встраивание ДНК бактериофага в ДНК бактерии

2. Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактерии

3. Прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

4. Проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии

5. Выход бактериофага из клетки, заражение других клеток

Объяснение: жизненный цикл бактериофага начинается с прикрепления бактериофага к оболочке бактерии, затем вирусная ДНК проникает в клетку, ДНК бактериофага встраивается в бактериальную ДНК, затем вирусная ДНК и белки вируса синтезируются и бактериофаг выходит из клетки, заражая другие клетки. 

Правильный ответ - 34125.

 

73. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1 и F2), их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.

Объяснение: А - нормальная высота

а - карлик

В - гладкие плоды

в - ребристые плоды

Р1: ААВВ х аавв

Гаметы: АВ х ав

F1: АаВв - 100% нормальная высота, гладкие плоды

 

Р2: АаВв х АаВв

Гаметы: АВ, аВ, Ав, ав х 2

 F2: 9 А_В_ - нормальная высота, гладкие плоды

3 ааВ_ - карлики, гладкие плоды

3 А_вв - нормальная высота, ребристые плоды

1 аавв - карлики, ребристые плоды

 

74. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

Согласно хромосомной теории наследственности:

1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый ген занимает определенное место – аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным набором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.

Объяснение: предл. 2 - место, занимаемое геном называется локус, а не аллель.

Предл. 4 - число групп сцепления определяется гаплоидным, а не диплоидным набором хромосом.

Предл. 5 - нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.

 

75. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

Объяснение: А - серое тело

а - черное тело

В - нормальные крылья

в - укороченные крылья

Р1: ААВВ х аавв

Гаметы: Ав х ав

F1: АаВв - 100% серое тело, укороченные крылья

 

Р2: АаВв х АаВв

Гаметы: АВ, ав х АВ, ав

F2: 1ААВВ : 2АаВв : 1аавв 

75% - серое тело, нормальные крылья

25% - черное тело, укороченные крылья

 

76. Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для нее характерен.

Группа организмов

А. Папоротникообразные

Б. Железобактерии

В. Бурые водоросли

Г. Цианобактерии

Д. Зеленые водоросли

Е. Нитрифицирующие бактерии

Процесс

1. Фотосинтез

2. Хемосинтез

Объяснение: папоротникообразные, бурые водоросли, цианобактерии, зеленые водоросли - фотосинтетики. Железобактерии и нитрифицирующие бактерии - хемосинтетики.

Правильный ответ - 121112.

 

77. Установите последовательность этапов эмбриогенеза у ланцетника.

1. Впячивание группы клеток внутрь бластулы

2. Формирование третьего слоя зародыша

3. Появление эктодермы и энтодермы

4. Образование систем органов

Объяснение: эмбриогенез у ланцетника начинается с дробления, затем происходит впячивание группы клеток внутрь бластулы, затем появляются эктодерма и энтодерма, затем формируется третий зародышевый листок - мезодерма, образуются системы органов.

Правильный ответ - 1324.

 

78. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

Объяснение: А - коричневая окраска

а - белая окраска

В - гладкая форма

в - морщинистая форма

А и В, а и в - попарно сцеплены

Р: АаВв х аавв

Гаметы: АВ, ав - без кроссинговера х ав

Ав, аВ - с кроссинговером х ав

F1: 4002 - коричневые гладкие АаВв

3998 - белые морщинистые аавв

305 - белые гладкие ааВв

300 - коричневые морщинистые Аавв

 

79. Установите соответствие между характеристикой и типом мутации.

Характеристика

А. Наличие лишней хромосомы в зиготе

Б. Увеличение числа гаплоидных наборов хромосом

В. Увеличение числа половых хромосом в гамете

Г. Удвоение участка хромосомы

Д. Поворот участка хромосомы на 180С

Тип мутации

1. Геномная

2. Хромосомная

Объяснение: геномные мутации на уровне целого генома - наличие лишней хромосомы в зиготе, увеличение числа гаплоидных наборов хромосом, увеличение числа половых хромосом в гамете. Хромосомные мутации - на уровне хромосомы - удвоение участка хромосомы, поворот участка хромосомы на 180С.

Правильный ответ - 11122.

 

80. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

Объяснение: А - черная шерсть

а - коричневая шерсть

В - длинная шерсть

в - короткая шерсть

Р: самка АаВВ х самец аавв

Гаметы: АВ, аВ х ав

F1: 3 АаВв - черная длинная шерсть

3 ааВв - коричневая короткая шерсть

 

81. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: АА - гибель

Аа - серая окраска

аа - черная окраска

В - рогатость

в - комолость

Р: АаВв х Аавв

Гаметы: АВ, аВ, Ав, ав х Ав, ав

F1: ААВв, ААвв - погибли

2АаВв - серые рогатые

2Аавв - серые комолые

ааВв - черные рогатые

аавв - черные комолые

 

82. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей,  потомков 1,2,3 и объясните формирование их генотипов.

ромрл

Объяснение: признак доминантный, т.к. проявляется у большинства потомков. Признак не сцеплен с полом, т.к. проявляется и у мужчин и у женщин.

Р: Аа х аа

Гаметы: А, а х а

 F1: Аа - 50%

аа - 50%

 

83. Модификационная изменчивость, в отличие от мутационной,

1. Характерна для группы особей вида

2. Носит адаптивный характер

3. Передается по наследству

4. Обусловлена изменениями генетического материала

5. Ограничена нормой реакции

6. Бывает полезной, вредной, нейтральной

Объяснение: модификационная (фенотипическая) изменчивость характерна для группы особей вида, носит адаптивный характер, ограничена нормой реакции.

Правильный ответ - 125.

 

84. Установите соответствие между особенностью генетического материала потомства и способом размножения, в процессе которого она формируется.

Особенность генетического материала

А. Не содержит перекомбинированных хромосом

Б. Часть аутосом - результат кроссинговера генов хромосом

В. Является родительской копией

Г. Представлен сочетанием аллелей родителей в зиготе

Д. Обусловлен мейозом

Способ размножения

1. Половое

2. Вегетативное

Объяснение: половое размножение происходит только при участии гамет, при этом генетический материал представлен сочетанием аллелей родителей в зиготе, обусловлен мейозом, а часть аутосом - результат кроссинговера генов хромосом. Вегетативное размножение происходит частями организма, генетический материал является родительской копией и не содержит перекомбинированных хромосом.

Правильный ответ - 21211.

 

85. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните  характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей 8, 9, потомков 11, 12 и объясните формирование их генотипов.

орор

Объяснение: признак рецессивный, т.к. у родителя есть, а у детей нет. Признак сцеплен с полом, т.к. проявляется только у мальчиков.

8 XhY x 9 XHXH

10 XHY, 11 XHXh

12 XhY, 13 XHXH

 

86. Назовите объект, изображённый на рисунке. Какие вещества входят в его состав? Каковы особенности его жизнедеятельности?

бактериофаг

Объяснение: на рисунке изображен бактериофаг, он состоит из нуклеиновой кислоты и белкового капсида. Бактериофаги (вирусы) не имеют собственного обмена веществ, они внутриклеточные паразиты.

 

87. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (v). При проведении анализирующего скрещивания дигетерозиготного растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метёлку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метёлкой, 48% с укороченными междоузлиями и зачаточной метёлкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метёлкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метёлкой. Определите генотипы родителей и потомства. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: В - нормальные междоузлия

в - укороченные междоузлия

V - нормальная метелка 

v - зачаточная метелка

b и v, B и V - гены сцеплены

Р: BbVv x bbvv

Гаметы: BV, bv - без кроссинговера x bv

Bv, bV - с кроссинговером х bv

F1: BbVv - нормальные междоузлия, нормальная метелка 48%

bbvv - укороченные междоузлия, зачаточная метелка 48%

Bbvv - нормальные междоузлия, зачаточная метелка 2%

bbVv - укороченные междоузлия, нормальная метелка 2%

 

88. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 2. Наследственную изменчивость ещё называют генотипической. 3. Ненаследственная изменчивость связана с изменением генотипа. 4. Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, которая контролируется генотипом. 5. Ч. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределённой.

Объяснение: предл. 1 - различают наследственную и ненаследственную изменчивость.

Предл. 3 - ненаследственная изменчивость связана с изменением фенотипа, а не генотипа.

Предл. 4 - пределы фенотипической, а не генотипической изменчивости, называют нормой реакции.

 

89. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2

Объяснение: А - гладкие

а - морщинистые

В - окрашенные

в - неокрашенные

Р: ААВВ х аавв

Гаметы: АВ х ав

F1: АаВв - 100% гладкие окрашенные семена

 

Р2: АаВв х аавв

Гаметы: АВ, ав, Ав, аВ х ав

 F2: АаВв - 25% гладкие окрашенные

аавв - 25% морщинистые неокрашенные

Аавв - 25% гладкие неокрашенные

ааВв - 25% морщинистые окрашенные

Проявляется закон независимого наследования.

 

90. В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?

Объяснение: гетерозистые бройлерные цыплята имеют признаки родителей, но при гетерозиготном сочетании они проявляются намного лучше. В последующих скрещиваниях эти проявления постепенно угасают.

 

91. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.

Объяснение: А - черные

а - белые

В - мохнатые

в - гладкие

Р: ааВв х Аавв

Гаметы: аВ, ав х Ав

F1: 50% АаВв - черные мохнатые

50% Аавв - черные гладкие

 

Р2: ааВв х Аавв

Гаметы: аВ х Ав, ав

F2: 50% АаВв - черные мохнатые

50% ааВв - белые мохнатые

Проявляется закон независимого наследования.

 

92. Установите правильную последовательность этапов эмбрионального развития позвоночного животного.

1. Дробление

2. Образование зиготы

3. Образование бластулы

4. Формирование нервной пластинки

5. Формирование гаструлы

Объяснение: эмбриональное развитие позвоночных начинается с зиготы, затем она дробится, образуется бластула, далее гаструла и формируется нервная пластинка.

Правильный ответ - 21354.

 

93. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1F1, F2F2. Какой закон наследственности проявляется в F2F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

Объяснение: А - гладкие

а - морщинистые

В - окрашенные

в - неокрашенные

А и В, а и в - гены сцеплены

Р: ААВВ х аавв

Гаметы: АВ х ав

F1: АаВв - 100% гладкие окрашенные

 

Р2: АаВв х аавв

Гаметы: АВ, ав - без кроссинговера х ав

Ав, аВ - с кроссинговером х ав

F2: 7115 - АаВв - гладкие окрашенные

7327 - аавв - морщинистые неокрашенные

218 - аавв - морщинистые окрашенные

289 - Аавв - гладкие неокрашенные

 

94. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трёх отличий.

Объяснение: семя сосны содержит гаплоидный эндосперм, образуется при слиянии мужской и женской клеток, из семени вырастает спорофит. Спора папоротника образуется мейозом из спорофита, спора гаплоидна, спора дает гаметофит. Половое размножение - при помощи семян, бесполое - при помощи спор.

 

95. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Объяснение: А - круглые

а - длинные

В - зеленые

в - полосатые

Р: аавв х АаВВ

Гаметы: ав х АВ, аВ

F1: ааВв - длинные зеленые 50%

АаВв - круглые зеленые 50%

 

Р2: аавв х ААвв

Гаметы: ав х Ав

F2: Аавв - 100% круглые полосатые

Такое скрещивание называется анализирующим, т.к. оно позволяет определить наличие рецессивных признаков.

 

96. Вирусы, в отличие от бактерий,

1. Имеют клеточное строение

2. Имеют неоформленное ядро

3. Образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

4. Относятся к свободноживущим формам

5. Размножаются только в других клетках

6. Являются неклеточной формой жизни

Объяснение: вирусы - неживые частицы, образованные белковым капсидом и нуклеиновой кислотой (ДНК или РНК), размножаются и проявляют признаки живого только в чужих клетках.

Правильный ответ - 356.

 

97. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью. 2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. 3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям. 4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена. 5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными. 6. Мутации всегда полезны организму.

Объяснение: 

Предл. 3 - удвоение нуклеотида - геномная, а не генная мутация.

Предл. 5 - изменение числа хромосом - не генная, а геномная мутация.

Предл. 6 - мутации бывают положительными, отрицательными и нейтральными.

 

98. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х‑хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Объяснение: А - катаракта

а - здоров

Xh - ихтиоз

XH - здоров

Р: ааXHXh x AaXhY

G: aXH, aXh x AXh, aY

F1: AaXHXh - катаракта 25%

aaXHY - здоровый мальчик 25%

AaXhXh - катаракта, ихтиоз 25%

aaXhY -  ихтиоз 25%

Наследование независимое и сцепленное с полом.

 

99. Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна.

Особенность онтогенеза

А. Развитие из трех зародышевых листков

Б. Нервная система диффузного типа

В. Размножение путем почкования

Г. Развитие организма из двуслойного зародыша

Д. Наличие систем органов

Группа организмов

1. Кишечнополостные

2. Кольчатые черви

Объяснение: кишечнополостные имеют нервную систему диффузного типа, размножаются почкованием, развиваются из двуслойного зародыша. Кольчатые черви развиваются из трех зародышевых листков, имеют системы органов.

Правильный ответ - 21112.

 

100. Установите последовательность процессов эмбриогенеза у ланцетника.

1. Формирование бластулы

2. Дробление зиготы

3. Формирование трех зародышевых листков

4. Образование гаструлы

Объяснение: при эмбриогенезе ланцетника сначала дробится зигота, затем формируется бластула, далее гаструла, формируется три зародышевых листка.

Правильный ответ - 2143.

 

101. Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чём его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

Объяснение: такое размножение является половым, т.к. участвуют гаметы (в данном случае, только женские половые клетки). При партеногенезе из женских гамет развиваются гаплоидные самки (т.к. из женских гамет).

 

102. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: а - глаукома

А - здоров

В - синдром Марфана

в - здоров

Р: аавв х АаВв

Гаметы: ав х АВ, ав, Ав, аВ

F1: АаВв - 25% синдром Марфана

аавв - 25% глаукома

Аавв - 25% здоров

ааВв - 25% глаукома и синдром Марфана

 

103. Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.

Признак

А. Появление в отдельных соцветиях цветков с пятью лепестками вместо четырех

Б. Усиление роста побегов в благоприятных условиях

В. Появление единичных листьев, лишенных хлорофилла

Г. Угнетение роста и развития побегов при сильном затенении

Д. Появление махровых цветков среди растений одного сорта

Вид изменчивости

1. Мутационная

2. Модификационная

Объяснение: к мутационной (наследственной) изменчивости относятся - появление цветков с пятью лепестками вместо четырех, появление единичных листьев, лишенных хлорофилла, появление махровых цветковых среди растений одного сорта. К модификационной (ненаследственной) изменчивости относится - усиление роста побегов в благоприятных условиях, угнетение роста и развития побегов при сильном затенении.

Правильный ответ - 12121.

 

104. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: А - гладкие

а - ребристые

В - нормальная высота

в - карлики

Р1: аавв х ААВв

Гаметы: ав х АВ, Ав

 F1: Аавв - гладкие карликовые 50%

АаВв - гладкие нормальные 50%

 

Р2: аавв х ааВВ

Гаметы: ав х аВ

F2ааВв - 100% - ребристые нормальные

Проявляется закон независимого наследования.

 

105. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните  характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.

жопа

Объяснение: признак сцеплен с полом (т.к. проявляется только у мужчин), признак рецессивен (т.к. проявляется не в каждом поколении). 

 

106. Установите соответствие между характеристикой особи и ее генотипом.

Характеристика особи

А. Не дает расщепления в потомстве

Б. Имеет оба доминантных аллельных гена

В. В потомстве происходит расщепление признаков

Г. Генотип содержит альтернативные гены

Д. Имеет оба рецессивных аллельных гена

Е. Образует разные типы гамет

Генотип

1. Гомозиготный

2. Гетерозиготный

Объяснение: гомозиготный генотип (АА, аа) не дает расщепления в потомстве, имеет оба доминантных или рецессивных аллельных гена. Гетерозиготный генотип дает расщепление в потомстве, содержит альтернативные гены, образует разные типы гамет.

Правильный ответ - 112212.

 

107. При скрещивании пёстрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыплёнка пёстрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два – чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Объяснение: В - хохлатые

в - без хохолка

АА - черные

Аа - пестрые

аа - белые

Р: АаВВ х АаВВ

Гаметы: АВ, аВ х АВ, аВ

F1: 4 АаВВ - пестрые хохлатые

2 ааВВ - белые хохлатые

2 ААВВ - черные хохлатые

По признаку окраски - неполное доминирование.

 

108. Сущность гибридологического метода заключается в 

1. Скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам

2. Изучении характерна наследования альтернативных признаков

3. Использовании генетических карт

4. Применении массового отбора

5. Количественном учете фенотипических признаков потомков

6. Подборе родителей по норме реакции признаков

Объяснение: сущность гибридологического метода заключается в скрещивании особей, различающихся по одному или нескольким признакам, при этом можно изучить характер наследования альтернативных признаков и учесть количественное фенотипическое расщепление в потомстве.

Правильный ответ - 125.

 

109. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

Структура организма

А. Болевые рецепторы

Б. Волосяной покров

В. Лимфа и кровь

Г. Жировая ткань

Д. Ногтевые пластики

Зародышевый листок

1. Энтодерма

2. Мезодерма

Объяснение: из эктодермы (внешнего слоя) развиваются болевые рецепторы, волосяной покров, ногтевые пластинки. Из мезодермы (промежуточного слоя) развиваются соединительные ткани: лимфа и кровь, жировая ткань.

Правильный ответ - 11221.

 

110. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?

Объяснение: В - нормальный слух

в - глухота

XD - здоров

Xd -  дальтонизм

Р: ввXDXd x BBXdY

G: вXD, вXd x BXd, BY

F1: ВвXdXd - 25% девочка-дальтоник (поэтому мать - гетерозиготна по гену дальтонизма)

 ВвXDXd - 25% нормальный слух, здоровая девочка

ВвXDY - 25% нормальный слух, здоровый мальчик

ВвXdY - 25% нормальный слух, мальчик-дальтоник

 
111. Чем характеризуется геномная мутация?
1. Изменением нуклеотидной последовательности ДНК
2. Утратой одной хромосомы в диплоидном наборе
3. Кратным увеличением числа хромосом
4. Изменением структуры синтезируемых белков
5. Удвоением участка хромосомы
6. Изменением числа хромосом в кариотипе
Объяснение: геномная мутация - изменение на уровне генома - утрата хромосомы, кратное увеличение числа хромосом, изменение числа хромосом.
Правильный ответ - 236.