Основные умения и способы действий

Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии

1. Знать и понимать

1.1 Методы научного познания; основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез.

1.1.1 Методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи.

1.1.2 Основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, синтетическая теория эволюции, антропогенеза).

1.1.3 Основные положения учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о биосфере).

1.1.4 Сущность законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического).

1.1.5 Сущность закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, сцепленного с полом, взамодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя, экологичской пирамиды).

1.1.6 Сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека).

1.2 Строение и признаки биологических объектов.

1.2.1 Клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов.

1.2.2 Генов, хромосом, гамет.

1.2.3 Вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека.

1.2.4 Вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы.

1.3 Сущность биологических процессов и явлений.

1.3.1 Обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост.

1.3.2 Митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных.

1.3.3 Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез).

1.3.4 Взаимодействие генов; получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора.

1.3.5 Действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания.

1.3.6 Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы.

1.4 Современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции.

1.5 Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

2. Уметь

2.1. Объяснять.

2.1.1 Роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2.1.2 Единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила.

2.1.3 Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека.

2.1.4 Причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций.

2.1.5 Взаимосвязи организмов, человека и окружающй среды, причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды.

2.1.6 Причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас.

2.1.7 Место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека.

2.1.8 Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме.

2.2 Устанавливать взаимосвязи.

2.2.1 Строения и функций молекул, органоидов клетки, пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза.

2.2.2 Движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции.

2.3 Решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции.

2.4 Составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети).

2.5 Распознавать и описывать.

2.5.1 Клетки растений и животных.

2.5.2 Особей вида по морфологическому критерию.

2.5.3 Биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности.

2.5.4 Экосистемы и агроэкосистемы.

2.6 Выявлять.

2.6.1 Отличительные признаки отдельных организмов.

2.6.2 Приспосоления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и жвиотных.

2.6.3 Абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистем, антропогенные изменения в экосистемах.

2.6.4 Источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).

2.7 Сравнивать (и делать выводы на основе сравнения).

2.7.1 Биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы).

2.7.2 Процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетичсекий обмен, фотосинтез и хемосинтез).

2.7.3 Митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у растений и животных, внешнее и внутреннее оплодотворние.

2.7.4 Формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро-и микроэволюцию, пути и направления эволюции.

2.8 Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

2.9 Анализировать.

2.9.1 Различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов.

2.9.2 Состояние окружающей среды, влияние факторов риска на здоровье чловека, последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере.

2.9.3 Результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

3.1. Для обоснования.

3.1.1 Правил поведения в окружающей среде.

3.1.2 Мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями , животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

3.1.3 Оказание первой помощи при травмах, простудных и других заболевания, отравлении пищевыми продуктами.

3.1.4 Способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.