Содержание экзамена

Объектом контроля по биологии является содержание биологического образования, знания и умения по всем разделам школьного курса биологии: эмпирические, фактологические знания (сведения об объектах изучения растений, животных, человека, их жизнедеятельности, месте и роли в природе) и теоретические знания (биологические теории, законы, закономерности, гипотезы и т.д.).

Из всех разделов школьного курса (Растения, Животные, Бактерии, Грибв, Лишайники, Человек и его здоровье) преобладают задания по разделу "Общая биология", поскольку в нем интегрируются и обощаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы.

Учебный материал всех разделов курса биологии распределен по семи содержательным блокам: 

1. Биология - наука о живой природе;

2. Клетка как биологическая система;

3. Организм как биологическая система;

4. Система и многообразие органического мира;

5. Человек и его здоровье;

6. Эволюция живой природы;

7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Каждый блок экзаменационной работы представлен двумя частями, которые включают задания разного типа и уровня сложности.

Основным критерием для отбора заданий первой части являются статистические характеристики выполнения каждого задания и мера их трудности 30-85%.

Основным критерием для отбора заданий второй части являются статистические характеристики выполнения заданий с развернутым свободным ответом и мера их трудности (5-35%).

Рассмотрим краткую характеристику каждого блока, предметные результаты, подлежащие контролю, и наиболее существенные вопросы и задания разного уровня сложности, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к экзамену.

Первый блок "Биология как наука. Методы научного познания" контролирует материал о достижениях биологии; методах ее исследования; основных уровнях организации живой природы; об общих признаках биологических систем; роли ученых, биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Содержание проверки по данному блоку включает задания, контролирующие знания о методах биологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, классификация, сравнение, моделирование. Рассмотрим кратко их особенности.

Один из наиболее распространенных методов в биологии - наблюдение. Этот метод позволяет изучать живые организмы, не нарушая их жизнедеятельности. В ходе эксперимента исследователь вмешивается в ход естественных процессов, создает условия, нетипичные для организма. В биологии благодаря эксперименту удалось, например, выяснить роль света и минеральных веществ в жизни растений, роль пищеварительных желез в переваривании пищи (исследования И. П. Павлова).

С помощью метода анализа предмет искусственно расчленяют на отдельные части. В противоположность анализу синтез представляет собой метод, восстанавливающий целое из частей. Анализ и синтез составляют основу методов систематизации и классификации, широко использующихся в биологии.

Метод сравнения позволяет сопоставить объекты или явления, выявить у них признаки сходства и различия. Благодаря сравнению устанавливается степень родства организмов, доказывается общность их происхождения и изменение в процессе исторического развития. В биологии широко используется метод моделирования - искусственного воспроизведения сущности биологических объектов и явлений с помощью модели. Например, моделируются изменения, которые могут произойти в природных сообществах под влиянием тех или иных изменений внешней среды. Аквариум можно рассматривать как элементарную модель сообщества, в котором существуют определенные взаимоотношения между организмами.

Использование в экзаменационной работе заданий на определение знаний о достижениях биологии, методах научного познания, признаках и свойствах живого, основных уровнях организации живой природы предназначено для проверки умений характеризовать существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем); приводить доказательства (аргументация) уровневой организации и эволюции живой природы.

Наиболее существенные вопросы и задания по данному блоку:

1. Назовите отличительные особенности живой природы.

2. К каким уровням организации жизни следует отнести: колонию бактерий, растительную клетку, белого медведя, клевер красный, болото?

3. Чем научная теория отличается от гипотезы, а понятие от факта?

4. Какие методы вы предложили бы использовать при изучении процесса фотосинтеза у растений, поведения аквариумных рыб, перелетов птиц, строения бактерий?

5. Решением каких глобальных проблем, стоящих перед человечеством, занимается биология?

6. Почему живые организмы представляют собой открытые системы?

 

Второй блок "Клетка как биологическая система" включает задания, проверяющие знания об основных положениях клеточной теории, клетке как единице строения, жизнедеятельности и развития живых организмов, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении. Большое внимание уделяется контролю умений устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Следует отметить, что в общей системе знаний, определяющих уровень биологической подготовки выпускников, элементы содержания этого блока занимают существенное место. Они служат базой для структурирования знаний о процессах жизнедеятельности, раскрытия сущности митоза, мейоза, онтогенеза, цитологических основ законов наследственности, умения применять эти знания для обоснования и понимания обучающимися мировоззренческих вопросов о единстве органического мира, живой и неживой природы.

В данном блоке осуществляется проверка следующих предметных результатов:

 - Характеристика содержания клеточной теории.

 - Объяснение вклада клеточной теории в естественнонаучную картину мира; ученых - исследователей клетки в развитие биологической науки.

 - Выделение существенных признаков строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток, гена.

 - Приведение доказательств (аргументация) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории; единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава; родства живых организмов и использованием знаний о геноме.

 - Сравнение химического состава тел живой и неживой природы и формулировка выводов на основе сравнения.

 - Умение пользоваться цитологической терминологией.

 

Наиболее существенные вопросы и задания по данному блоку:

1. Назовите основные положения современной клеточной теории.

2. Клетки растений и животных сходны по своему строению, однако, между ними проявляются определенные различия. О чем свидетельствуют черты сходства и различия клеток?

3. Объясните, почему важно учитывать содержание химических элементов в пищевых продуктах.

4. В чем проявляются сходство и различия химического состава тел живой и неживой природы? О чем свидетельствует сходство их химического состава?

5. Чем различается строение молекул моносахаридов и полисахаридов?

6. Белкам присуща видовая специфичность. Что это такое? Объясните, чем она обусловлена.

7. Объясните смысл выражения: "Все ферменты - белки, но не все белки - ферменты".

8. Молекулы ДНК способны удваиваться. Объясните, как происходит удвоение молекулы ДНК. Какой принцип лежит в основе удвоения молекулы ДНК?

9. Содержание АТФ в клетке остается постоянным, несмотря на то, что молекулы АТФ используются в химических реакциях. Чем это объясняется?

10. В каких частях и органоидах клетки вещества окисляются, синтезируются, накапливаются, перемещаются?

11. Чем отличаются наборы хромосом в соматических и половых клетках, гомологичные хромосомы от негомологичных?

12. Объясните смысл выражения: "Генетический код триплетен и имеет универсальных характер".

13. В чем проявляется матричный характер реакции биосинтеза белка?

 

Третий блок "организм как биологическая системы" контролирует усвоение знаний об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях: наследственности и изменчивости; онтогенезе и воспроизведении организмов; о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки; защите среды от загрязнения мутагенами; наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике; селекции организмов и биотехнологии. Из проверяемых умений особое внимание следует обратить на задания, требующие выполнения следующих умственных действий: определить систематическую принадлежность бактериофагов, установить причины хромосомных мутаций, сравнивать биологические объекты, процессы, явления (генотип, геном, кариотип, балстула и гаструла и др.); применять биологические знания при решении задач по генетике.

В данном блоке контролируются следующие предметные результаты:

 - Характеристика содержания закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости.

 - Объяснение отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причина нарушений развития организмов.

 - Вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формировании современной естественнонаучной картины мира; причин наседственных и ненаследственных изменений; влияния мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, мутаций.

 - Определение существенных признаков обмена веществ и превращений энергии в клетке; процесса деления клетки; одноклеточных и многоклеточных организмов; процессов размножения и оплодотворения; процесса искусственного отбора.

 - Сравнение полового и бесполого размножения, зародышей человека и других млекопитающих и формулировка выводов на основе сравнения.

 - Приведение доказательств (аргументация) родства живых организмов на основе положений генетики.

 - Обоснование мер профилактики вредных привычек, вирусных заболеваний.

 - Анализ и оценка целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствий влияния факторов риска на здоровье.

 - Оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

 - Умение пользоваться генетической терминологией и символикой.

 

Наиболее существенные вопросы и задания по данному блоку:

1. Почему организм считают целостной системой?

2. По каким признакам вирусы можно отнести к живым организмам, а по каким - к неживой природе?

3. В чем проявляются взаимосвязи реакций пластического и энергетического обмена?

Какие вещества образуются в результате пластического и энергетического обмена?

4. В чем заключается эволюционное значение бесполого и полового размножения?

5. Что такое митоз и мейоз? Сравните эти процессы по плану:

 - Тип клеток, для которых характерно деление.

 - Число делений.

 - Фазы.

 - Число интерфаз.

 - Набор хромосом в дочерних клетках.

 - Число клеток, образующихся в результате деления.

6. Почему половое размножение получило наиболее широкое распространение среди высокоорганизованных растений и животных?

7. Почему эволюция органического мира шла по пути формирования диплоидного набора хромосом в клетках дочернего организма?

8. Чем прямое развитие отличается от непрямого? К какому типу следует отнести развитие бабочки, лягушки, кущнечика, собаки?

9. Почему дочерний организм похож на родителей и в тоже время отличается от них?

10. Какие законы были открыты Г. Менделем? Раскройте их сущность.

11. Что такое неполное доминирование? Сохраняют ли силу законы Менделя при неполном доминировании?

12. В чем проявляется противоположность и взаимосвязь наследственности и изменчивости?

13. Каково значение мутации для организма, вида?

 

В четвертом блоке "Система и многообразие органического мира" проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных  царств живой природы и вирусах, их роли в природе и жизни человека. Особое внимание в данном блоке уделяется контролю умений сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией оррганов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.

В данном блоке контролируются следующие предметные результаты:

 - Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов.

 - Классификация биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе.

 - Раскрытие роли различных организмов в природе и жизни человека.

 - Объяснение общности происхождении и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов.

 - Различие по внешнему виду, схемам и описаниям реальных биологических объектов или их изображений, выявление отличительных признаков представителей разных царств живой природы.

 - Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, соблюдение правил поведения в природе.

 

Наиболее существенные вопросы и задания по данному блоку:

1. Чем бактерии отличаются от организмов других царств живой природы?

2. Каковы особенности строения вирусов? Можно ли назвать вирусы живыми организмами? Ответ поясните.

3. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников? Укажите их роль в природе.

4. Какие особенности псилофитов позволили им освоить водно-наземную среду?

5. В чем проявилось усложнение мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных в процессе эволюции? Назовите ароморфные особенности растений этих групп.

6. Сравните особенности строения и процессов жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей. Раскройте их роль в природе и жизни человека.

7. Какие общие признаки присущи всем организмам? О чем свидетельствует?

8. С чем связано более сложное поведение насекомых по сравнению с другими членистоногими?

9. В чем проявляются основные отличия хордовых от беспозвоночных животных?

10. С помощью каких органов рыбы ориентируются в окружающей среде? От каких представителей, возможно, произошли древние рыбы?

11. Почему земноводные не удалось завоевать сушу? Какие признаки харакеризуют земноводных как наземных животных?

12. Какова роль земноводных и пресмыкающихся в экосистемах?

13. В чем выражается приспособленность птиц к полету: в скелете, во внешнем, внутреннем строении, размножении?

14. За счет чего поддерживается высокая и постоянная температура тела млекопитающих? В чем преимущество млекопитающих перед другими позвоночными животными?

 

Пятый блок "Организм человека и его здоровье" направлен на контроль системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни, профилактике травм и заболеваний; умений обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, устанавливать его особенности, обусловленные переходом к прямохождению и трудовой деятельности; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и высшей нервной деятельности человека. К числу проблемных вопросов данного блока следует отнести материал об обмене веществ в организме человека, видах иммунитета, строении и функциях печени, почек, профилактике заболеваний различных систем органов.

В данном блоке осуществляется проверка следующих предметных результатов:

 - Выделение существенных признаков строения организма человека (клеток и тканей, органов и систем органов) и процессов, характерных для человека.

 - Доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с млекопитающими животными.

 - Соблюдение мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. 

 - Раскрытие роли человека в природе.

 - Объяснение общности происхождения и эволюции вида Человек разумный.

 - Выявление и проявление наследственных заболеваний у человека, сущности процессов наследственности и изменчивости, присущих человеку.

 - Установление взаимосвязи строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов человека.

 - Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека.

 - Описание и использование приемов оказания первой помощи.

 

Наиболее существенные вопросы и задания по данному блоку:

1. Назовите основные ткани человека. Сравните их строение и свойства. Какие функции они выполняют?

2. Какие особенности строения и функционирования характерны для нервной ткани?

3. Каковы особенности нервной и гуморальной регуляции в организме человека? Какие функции выполняет нервная система в жизни человека и животных?

4. Каковы особенности строения и функционирования симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы? Почему повреждение продолговатого мозга опасно для жизни?

5. Какие функции выполняет мозжечок? средний мозг? промежуточный мозг?

6. Почему мы отдергиваем руку, когда дотрагиваемся до колючего кустарника, горячего предмета?

7. Объясните, какие изменения происходят с кровью при движении по малому и большому кругу кровообращения. Почему кровь в сердце течет  только в одном направлении?

8. Чем легочное дыхание отличается от тканевого и клеточного? Как происходит газообмен в легких и тканях?

9. Что такое обмен веществ? Из каких процессов он состоит? Какова роль витаминов в жизнедеятельности человека?

10. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма от воздействий неблагоприятных факторов среды?

11. Каковы особенности строения и функционирования зрительного, слухового, обонятельного, кожно-мышечного, вкусового анализатора, вестибулярного аппарата? Раскройте их значение.

 

В шестом блоке центральное место отводится стрежню биологии - теории эволюции, которая пропитывает всю биологическую науку, придает смысл, логику и стройность всему гигантскому массиву накопленных биологией знаний. Именно идея эволюции органического мира составляет основу курса биологии, выполняя в нем важнейшие познавательную и мировоззренческую функции. В экзаменационной работе объектом проверки служат знания о виде, популяции, микро- и макроэволюции, роли движущих сил в эволюции органического мира, ее результатах - видообразовании и приспособленности организмов. Содержание проверки по данному блоку составляют также знания об этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умения: характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, взаимосвязь движущих сил эволюции; устанавливать причины видообразования, многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.

В данном блоке контролируются следующие предметные результаты:

 - Объяснение вклада эволюционной теории Ч. Дарвина в развитие биологической науки; причин эволюции, изменяемости видов.

 - Содержание эволюционной теории Ч. Дарвина.

 - Выделение существенных признаков вида; процессов естественного отбора, формирование приспособленности, образования видов.

 - Доказательства (аргументация) родства живых организмов на основе положений эволюционного учения; необходимости сохранения многообразия видов.

 - Обоснование своей точки зрения по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни; проблемы происхождения человека.

 

Наиболее существенные вопросы и задания по данному блоку:

1. Каковы движущие силы и результаты эволюции по Дарвину? В чем проявляется взаимосвязь движущих сил эволюции?

2. Почему популяцию считают структурной единицей вида? эелементарной единицей эволюции?

3. Какой вклад в развитие эволюционной теории внесли молекулярная биология и генетика?

4. Как человек использует на практике знания о борьбе за существование?

5. Как изменяется генофонд популяции в результате движущего и стабилизирующего отбора?

6. Почему естественный отбор считают направляющим фактором эволюции?

7. Можно ли утверждать, что приспособления к среде обитания всегда полезны организму? Ответ обоснуйте.

8. Какие виды изоляции вам известны? Каков механизм их действия?

9. Чем характеризуется биологический прогресс и биологический регресс?

10. Что может произойти, если вдруг на Земле резко сократится численность всех насекомых или хищных птиц, или растительноядных млекопитающих?

11. Почему в процессе эволюции человека биологические факторы уступили место социальным? Назовите основные стадии антропогенеза.

 

Седьмой блок направлен на проверку знаний об экологических закономерностях, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере, цепях питания, естественных и искусственных экосистемах, их сходстве и отличиях, саморегуляции. Контролю подлежат умения: устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, человека и окружающей среды; выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем; объяснять необходимость сохранения биоразнообразия, защиты оружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.

В процессе изучения блока контролируются следующие предметные результаты: 

 - Объяснение влияния экологических факторов на организмы; причин устойчивости и смены экосистем.

 - Характеристика содержания учения В. И. Вернадского о биосфере, его вклада в развитие биологической науки.

 - Доказательства (аргументация) взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства живой и неживой природы с использованием знаний о круговороте веществ.

 - Выделение существенных признаков экосистем, процесса круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере.

 - Обоснование правила поведения в природной среде.

 - Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий деятельности человека в окружающей среде, биологической информации о глобальных экологических проблемах.

 

Наиболее существенные вопросы и задания по данному блоку:

1. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на экосистемы, дайте их оценку.

2. Почему устойчивость окружающей среды - необходимое условие существования человека?

3. Какова роль доминирующих и малочисленных видов в экосистеме?

4. Что такое биологические часы? Какова их роль в жизни организмов?

5. Хищников называют санитарами природы. Объясните, почему. Приведите примеры проявления хищничества у растений и животных. Чем хищничество отличается от паразитизма? Что такое антропогенные факторы? Как они влияют на виды? экосистемы? биосферы?

6. Чем объясняется небольшая длина пищевых цепей? Почему цепь питания не может состоять только из продуцентов и консументов?

7. Как осуществляется круговорот веществ и превращения энергии в водоеме? в атмосфере?

8. Почему различные атомы в круговороте веществ могут использоваться многократно, а энергия - только один раз?

9. Почему в ходе саморазвития малоустойчивые сообщества сменяются более устойчивыми сообществами? От каких причин зависит смена сообществ в процессе их развития?

10. Как влияет деятельность человека на экосистемы?

11. Почему в агроэкосистеме часто наблюдаются вспышки численности отдельных видов, а в естественных экосистема это происходит значительно реже?

12. Как происходят превращения энергии в биосфере? Почему биосферу считают открытой системой?

13. Благодаря какой функции живого вещества в атмосфере накопился кислород, появилась почва, ряд полезных ископаемых?

14. В чем проявляется зависимость человека от условий окружающей среды? Какие изменения в биосфере могут вызвать кислотные дожди, увеличение содержания углекислого газа, вырубка лесов?

Таким образом, содержание и качество контроля и оценки экзаменационной работы обеспечивается многими составляющими, среди которых следует выделить стабильность теста, постоянное увеличение числа заданий, контролирующих умения школьников применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, решать задачи по цитологии, генетике, экологии. Выпускникам при подготовке к ЕГЭ необходимо повторить, обобщить и систематизировать достаточно большой объем фактологического и теоретического материала, который содержится во всех учебниках по биологии, рекомендованных или допущенных МОН.

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Единый государственный экзамен. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. Г. С. Калинова, Л. Г. Прилежаева. - Москва: Интеллект-Центр, 2018.