Вариант 1

 

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 1.

 

(1) Природа, как и во всём, распорядилась гениально. (2) В том-то и дело, что для поручика Дица вслед за любовью идёт брезгливость и пресыщение, а для Данте вся любовь — прелесть, очарование, весна! (3) Нет-нет, не думайте: я говорю о любви в самом прямом, телесном смысле. (4) Но она — удел избранников! (5) Смотрите: все люди обладают музыкальным слухом, но у мил- лионов он такой, как у рыбы трески или как у штабс-капитана Васильченки, а один из этого миллиона — Бетховен. (6) Так во всём: в поэзии, в художестве, в мудрости…

(7) Назанский подошёл к окну, прислонился лбом к углу стены рядом с Ромашовым и, задумчиво глядя в тёплый мрак весенней ночи, заговорил вздра- гивающим, глубоким, проникновенным голосом:

— (8) О, как мы не умеем ценить её тонких, неуловимых прелестей, мы — грубые, ленивые, недальновидные! (9) Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в неразделённой, безнадёжной любви? (10) Когда я был помоложе, во мне жила одна грёза: влюбить- ся в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. (11) Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей. (12) Всё равно: наняться подёнщиком, лакеем, кучером — переодеваться, хитрить, чтобы только хоть раз в год видеть её, цело- вать следы её ног на лестнице, чтобы — безумное блаженство! — раз в жизни прикоснуться к её платью.

— (13) И кончить сумасшествием, — мрачно заметил Ромашов.

— (14) Ах, милый мой, не всё ли равно! — сказал с пылкостью Назанский и опять нервно забегал по комнате.

— (15) Может быть, вы тогда-то и вступите в блаженную сказочную жизнь. (16) Ну, хорошо: вы сойдёте с ума от этой удивительной, невероятной любви, а поручик Диц сойдёт с ума от прогрессивного паралича и от гадких болезней. (17) Что же лучше? (18) Но подумайте только, какое счастье — стоять целую ночь на другой стороне улицы, в тени, и глядеть в окно обожаемой женщины. (19) Вот осветилось оно изнутри, на занавеске движется тень. (20) Не она ли то? (21) Что она делает? (22) Что думает? (23) Погас свет. (24) Спи мирно, моя радость, спи, возлюбленная моя!.. (25) И день уже полон — это победа! (26) Годами употреблять все силы изобретательности и настойчивости, и вот — великий, умопомрачительный восторг: у тебя в руках её платок, бу- мажка от конфеты, обронённая афиша. (27) Она ничего не знает о тебе, никогда не услышит о тебе, глаза её скользят по тебе, не видя, но ты тут, подле, всегда обожающий, всегда готовый отдать за неё — нет, зачем за неё — за её каприз, за её мужа, за любовника, за её любимую собачонку отдать и жизнь, и честь, и всё, что только возможно отдать! (28) Ромашов, таких радостей не знают красавцы и победители.

(По А. Куприну*)

* Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель.

 

Пошаговая инструкция

 

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Поручик Диц — герой произведения А. И. Куприна «Поединок».

Данте Алегьери (1265—1321) — великий итальянский поэт и мыслитель. Любовь Данте к Беатриче имела для поэта таинственный смысл и наполняла каждое его поэтическое произведением. После смерти Беатриче Данте был без- утешен.

Штабс-капитан Васильченко — герой произведения А. И. Куприна «Поединок».

Удел избранников — дар, данный не всем, а только особым людям.

Недальновидные — те, кто не может предугадать последствия своих поступков.

Назанский — герой произведения А. И. Куприна «Поединок».

Ромашов — герой произведения А. И. Куприна «Поединок».

Грёза — мечта.

Подёнщик (устар.) — рабочий, получающий расчет по количеству рабочих дней.

 

 

ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.

Примеры фраз из текста:

— Но она (любовь) — удел избранников!

— Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных му- чений заключается в неразделённой, безнадёжной любви?

— Может быть, вы тогда-то и вступите в блаженную сказочную жизнь.

Примеры собственных формулировок:

— Для одного человека вслед за любовью идёт брезгливость и пресыщение, а для другого вся любовь — прелесть, очарование, весна!

— Что лучше: сойти с ума от удивительной, невероятной любви или сойти с ума от гадких болезней?

— Настоящая любовь отдаёт, часто не требуя ничего взамен.

— Неразделённая, безнадёжная любовь… Как часто мы слышим такое вы- ражение, не вникая в его смысл.

— Что такое настоящая любовь? Всегда ли истинная любовь безответна?

— Любовь… Как много книг, кинофильмов, картин посвящено этой теме!

— Автор размышляет о том, что такое истинная любовь.

— Предложенный нам текст А. И. Куприна интересен прежде всего тем, что в нём поставлен вопрос: что же такое неразделённая любовь.

 

 

ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Следите за фактической точностью в комментари- ях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

— Автор текста показывает, что неразделённая, безответная любовь может доставить человеку истинное наслаждение…

— Действительно, рассуждения героя произведения Назанского посвящены неразделённой любви. Он хочет быть убедительным, поэтому автор строит его речь с помощью различных синтаксических средств выразительности. Речь Назанского эмоционально насыщена…

— Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание речи Назанского, в которой выражается как отношение самого героя, так и автора к тому, что же такое безответная любовь…

 

 

ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

— Автор утверждает, что неразделённая любовь — настоящая мука и ве- личайшее счастье. — Авторская позиция ясна: ….

— Автор, безусловно, прав, утверждая, что любовь многолика. — Безусловно, нельзя не признать правоту автора…

 

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте.

Примеры произведений, в которых поднимается проблема неразделённой любви:

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (1821—1824).

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823—1831), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829).

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840).

И. А. Гончаров «Обломов» (1859).

Ф. И. Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…») (1870).

И. С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860).

А. И. Куприн «Гранатовый браслет» (1910), «Олеся» (1898).

М. И. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Проблема … поднимается в произведении

— Вопрос о … традиционен как для русской, так и для европейской лите- ратуры. Например, …

— Размышляя о …, можно обратиться к произведению…

— В этом году я читал произведение, в котором ….

— О проблеме неразделённой, безответной любви написано много художественных произведений. Особенно мне близок …, так как …

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я стал (стала) свидетелем …

— С моей точки зрения, …

— Я уверен (уверена), что …

— Была ли в моей ещё недолгой жизни безответная любовь?

— Я хочу рассказать о …

 

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет задуматься о том, …

— После прочтения этого текста …

— Я понял …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 

 

ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учётом пошаговых рекомендаций:

Неразделённая, безнадёжная любовь… Как часто мы слышим такое выражение, не вникая в его смысл. Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание речи Назанского, в которой выражается как отношение самого героя, так и автора к тому, что же такое безответная любовь. Действительно, рассуждения героя произведения Назанского посвящены неразделённой любви. Он хочет быть убедительным, поэтому автор строит его речь с помощью различных синтаксических средств выразительности: риторических вопросов и восклицаний, инверсий. Речь героя эмоционально насыщена, но, несмотря на это, читатель по- нимает, что же хотел сказать автор.

Авторская позиция ясна: любовь бывает разной, все зависит от того, кто любит. Для одного человека любовь — отчаяние и страх перед неизведанным, для другого — глубочайшее наслаждение и поиск себя. Размышляя о неразделенной любви, можно обратиться к произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет», в котором показана безнадёжная, восторженная, бескорыстная и благоговейная любовь главного героя Желткова к княгине Вере Шеиной. Кульминационным моментом повествования становится прощание Веры с несчастным чиновником. Именно здесь становится ясно, что Желтков вырастает в трагического героя, а в княгине происходит внутренняя перемена. Зерном сюжета является письмо, объясняющее свойства браслета, именно после прочтения письма происходят изменения в понимании любви в самой Вере. Послание Желткова становится настоящим гимном великой любви, которая повторяется «один раз в тысячу лет». Читая письмо бедного чиновника, княгиня понимает, что настоящая любовь прошла мимо неё, её душа словно открывается новому чувству, она по-другому начинает воспринимать мир и людей. Повесть «Гранатовый браслет» представляет собой изображение истинного лика любви.

В нашей семье также хранится предание о неразделённой любви моего прадеда к своей однокласснице, которая погибла в годы Великой Отечественной войны. Прадед мой выжил, женился, но помнил о своей первой безответной любви и даже рассказывал всю историю внуку, моему отцу.

Я понял, что настоящая любовь, даже и неразделённая, способна сделать человека духовно богаче, гуманнее, мудрее.

ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.