Вариант 10

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 10

(1)Причуды Времени давно интересовали автора. (2)Маленькие дети, например, как
заметил автор, плохо чувствуют время. Ощущение его растёт и обостряется с возрастом,
и к старости — чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.
(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США,
женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках.
(6)Петля цеплялась за петлю... (7)Внутри межконтинентального времени струилось
старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята,
светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под
крылом «Боинга» проносились Азорские острова... (10)Автор также вспоминает войну,
танковый триплекс, перекрестье прицела — и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно
явно остановилось вместе с сердцем — стрельба замерла, оборвался звук мотора, в
раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой
самоходки...
(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается,
замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно
мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то
провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей
неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты
вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но
есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь — когда много дел или же когда
отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и
измотать душу медлительностью... (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем
ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...
(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они — хозяева Времени.


(22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить.
(23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен
находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому
богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан.
(27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам. (29)Каждого человека можно
представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли,
чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное
пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало.(32)Автор
убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится
всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять
человеку смысл его деятельности. (34)Время — это народное богатство, такое же, как
недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так
легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за
модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей
«времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к
природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его
добывать.
(По Д. Гранину)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель и
общественный деятель.

 

 

Пошаговая инструкция

 

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста. Опирайтесь при написании сочинения только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Триплекс - многослойное стекло.

Чувствуется воспаленно-остро - особенно чувствуется, по-особому воспринимается.

Бесплодные ожидания - ожидания без цели, неоправданные.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли. 

Примеры фраз из текста:

 - Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно
мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то
провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей
неторопливостью, вязкой медлительностью. Вдруг оно начинает тянуться, минуты
вытягиваются нескончаемой нитью. От чего это зависит?

 - Каждого человека можно представить как потребителя времени. Он перерабатывает время на разные мысли,
чувства, работу. 

 - Автор
убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится
всё настоятельней. 

 - Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к
природе и любовь ко Времени. И учить, как беречь Время, как его находить, как его
добывать.

 

Примеры собственных формулировок:

 - Одному человеку кажется, что время быстро проходит, другому - что оно тянется крайне медленно. Все зависит от ситуации и обстоятельств. Именно о проблеме времени размышляет автор текста.

 - Что лучше: тратить время или беречь его. И вообще возможно ли беречь время и как это делать? На эти вопросы пытается найти ответы писатель-киносценарист Даниил Гранин.

 - Проблема времени... В чем она заключается?

 - Сила времени... Как часто мы слышим такое выражение, не вникая в его смысл.

 - Что такое сила времени? В современной жизни человек контролирует время, или, наоборот, время человека.

 - Автор размышляет о том, что ...

 - Предложенный нам текст Д. Гранина, интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

 - Автор убежден, что ...

 - Доказывая свою мысль, автор обращается ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно ...

 - Д. Гранин объясняет читателю, что ... Обращая внимание ...

 - Чтобы подтвердить свою мысль, автор ...

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор убеждает нас в том, что ...

 - Авторская позиция прослеживается в словах: ...

 - Автор утверждает ...

 - Д. Гранин считает ...

 - Позиция автора предельно четко выражена в ...

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь вы можете опираться на те художественные произведения, в которых поднимается проблема времени, его течения (например, время изменило судьбу Андрея Соколова из рассказа М. А. Шолохова "Судьба человека").

Примеры произведений, в которых поднимается проблема времени:

"Слово о полку Игореве" (к. XII в.).

"Поучение" Владимира Мономаха (XII в.).

"Повесть о разорении Рязани Батыем" (к. XVI в.).

А. С. Пушкин "Капитанская дочка" (1832-1836), "Полтава" (1828), "Медный всадник" (1833), "Песнь о вещем Олеге" (1822), "Во глубине сибирских руд..." (1827), "Пир Петра Первого" (1837).

М. Ю. Лермонтов "Бородино" (1837).

Н. А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда" (1858).

И. С. Тургенев "Отцы и дети" (1862).

Л. Н. Толстой "Войнв и мир" (1863-1869), "Хаджи-Мурат" (1896-1904), "Кавказский пленник" (1872), "После бала" (1903).

М. Горький "Мои университеты" (1923).

И. Бабель "Коонармия" (1920).

М. А. Булгаков "Белая гвардия" (1924).

В. С. Гроссман "Жизнь и судьба" (1950-1959).

К. Д. Воробьев "Убиты под Москвой" (1963).

В. В. Быков "Сотников" (1969).

Э. М. Ремарк "На Западном фронте без перемен" (1929).

Э. Хемингуэй "Прощай, оружие!" (1929).

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Проблема … затрагивается в произведении...

 - Вопрос о ... традиционен ... Например, ...

— Размышляя о …, можно обратиться к произведению…

— В этом году я читал (читала) произведение, в котором ….

— О проблеме ... Особенно мне близок …, так как …

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Обращение к вашему жизненному опыту должно быть убедительным.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я стал (стала) свидетелем …

— С моей точки зрения, ...

— Я уверен (уверена), что …

— Замечаю ли я ...

— Я хочу рассказать о …

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. 

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет задуматься о том, что …

— После прочтения этого текста …

— Я понял (поняла) …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 - В заключение хочу обратить внимание на ...

 - Подводя итоги своего размышления ...

 

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Что такое сила времени? В современной жизни человек контролирует время, или, наоборот, время человека? Вот та проблема, которую ставит Даниил Гранин в своем тексте. Автор утверждает, что "проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится все настоятельней". Важно учить человека грамотно распоряжаться своим временем.

Время всегда угнетало человечество своей бвстротечностью. Об этом писали еще до нашей эры Сенека и другие древнеримские философы, писатели и поэты. Стремительность времени сейчас только возрастает. Но время - это единственное, чего никогда нельзя вернуть. Может быть, поэтому Даниил Гранин, осознавая его ценность, пишет это слово с прописной буквы, а также советует читателю относиться к Времени как к богатству.

Размышляя о времени и его течении, хочу обратиться к известному расказу Михаила Шолохова "Судьба человека", главный герой которого, Андрей Соколов, с честью вынес испытания времени. В годы Великой Отечественной войны Андрей Соколов потерял самых близких людей, семью. Герой стал одинок, но время не смогло изменить внутренний стержень героя: не отняло у него чувство собственного достоинства, чести, любви к людям, поэтому после войны Андрей Соколов в маленьком сироте Ванюше нашел родственную душу.

Замечаю ли я бег времени? Безусловно. Особенно, когда читаю интересную книгу, смотрю захватывающий фильм, играю в компьютерную игру. Оглянешься, а времени на это уже нет, пора заканчивать.

В заключение хочу добавить, что важно не только правильно распределять, но и уметь ценить свое время.

 

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.