Вариант 10

Задание 1

Рассмотрите предложенную схему жизненного цикла соматической клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Митоз Вар 5

Объяснение: между метафазой и телофазой идет анафаза.

Правильный ответ - анафаза.

 

Задание 2

Рассмотрите таблицу "Уровни организации живой природы" и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Уровни Примеры
... Эритроцит
Популяционно-видовой Коровяк медвежье ухо

Объяснение: эритроциты - клетки, поэтому уровень клеточный.

Правильный ответ - клеточный.

 

Задание 3

Сколько нуклеотидов включает фрагмент двуцепочечной молекулы ДНК, содержащий 14 нуклеотидов с аденином и 20 нуклеотидов с гуанином? В ответе запишите только соответствующее число.

Объяснение: ДНК содержит 4 типа нуклеотидов: аденин, тимин, гуанин, цитозин. Количество нуклеотидов с аденином и тимином, гуанином и цитозином попарно. Поэтому, мы должны сложить: 14+14+20+20=68.

Правильный ответ - 68.

(в задании указано про двухцепочечный фрагмент ДНК и, на первый взгляд, кажется, что нужно 68 умножить на 2, но в ответе указано именно 68)

 

Задание 4

Перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания лизосом. Определите два понятия, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Окислительное фосфорилирование

2. Расщепление веществ

3. Репликация

4. Одномембранный органоид

5. Гидролиз биополимеров

Объяснение: лизосомы - одномембранные органеллы, которые осуществляют гидролиз (расщепление) биополимеров до мономеров, при этом выделяется тепло. 

Правильный ответ - 13.

 

Задание 5

Установите соответствие между процессами и фазами фотосинтеза, обозначенными на схеме цифрами 1 и 2.

hello_html_m316aae82

Процессы

А. Восстановление углерода

Б. Выделение кислорода из воды

В. Использование энергии АТФ

Г. Передача протонов водорода через мембрану

Д. Возбуждение электронов светом

Е. Включение углерода в состав органических веществ

Фазы фотосинтеза

1. 1

2. 2

Объяснение: фаза 1 - световая фаза, включает выделение кислорода из воды (фотолиз воды), передача протонов водорода через мембрану, возбуждение электронов светом. Фаза 2 - темновая - включает восстановление углерода, использование энергии АТФ, включение углерода в состав органических веществ.

Правильный ответ - 212112.

 

Задание 6

Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания, без дополнительных знаков.

Объяснение: при моногибридном скрещивании и неполном доминировании получается расщепление 1:2:1. Располагаем цифры в порядке убывания: 211.

Правильный ответ - 211.

 

Задание 7

Все приведенные ниже причины, кроме двух, являются причинами комбинативной изменчивости. Определите две причины, "выпадающие" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Рекомбинация генов в результате кроссинговера

2. Случайное сочетание гамет при оплодотворении

3. Изменение последовательности нуклеотидов в гене

4. Независимое расхождение хромосом в мейозе

5. Изменение числа хромосом в кариотипе

Объяснение: причинами комбинативной изменчивости являются различные перекомбинации: рекомбинация генов в результате кроссинговера, случайное сочетание гамет при оплодотворении, независимое расхождение хромосом в мейозе. Изменение последовательности нуклеотидов в гене - генная мутация. Изменение числа хромосом в кариотипе - геномная мутация. Генные и геномные мутации относятся к мутационной изменчивости.

Правильный ответ - 35.

 

Задание 8

Установите соответствие между характеристиками  и организмами, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2.

40.-infuzorija-i-hlamidomonada

Характеристики

А. Половой процесс путем конъюгации

Б. Размножение зооспорами

В. Способность к фагоцитозу

Г. Гетеротрофное питание

Д. Способность к фагоцитозу

Организмы

1. 1

2. 2

Объяснение: 1 - инфузория-туфелька

2 - хламидомонада

Инфузории характерно - наличие полового процесса путем конъюгации, фагоцитоз, гетеротрофное питание (инфузория - одноклеточное животное). Хламидомонада - зеленая водоросль, для нее характерно размножение зооспорами, способность к фагоцитозу.

Правильный ответ - 12112.

 

Задание 9

Известно, что хвощ полевой имеет диморфизм побегов, выполняет концентрационную функцию в биосфере, является биоиндикатором почв. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящихся к описанию перечисленных выше признаков хвоща.

1. Хвощ полевой - многолетнее травянистое длиннокорневищное споровое растение. 2. Образует два типа надземных побегов: спороносные (весенние) и вегетативные (летние). 3. В цикле развития хвоща преобладает спорофит. 4. Хвощ накапливает в стеблях соединения кремния. 5. Хвощ полевой предпочитает сильнокислые почвы. 6. В старину использовали в пищу съедобные клубневидные утолщения хвоща, содержащие крахмал.

Объяснение: предложение 1 - "образует 2 типа надземных побегов" - диморфизм побегов.

Предл. 4 - "хвощ накапливает соединения кремния" - концентрационная функция.

Предл. 5 - "предпочитает сильнокислые почвы" - биоиндикатор почвы.

Правильный ответ - 245.

 

Задание 10

Установите соответствие между признаками и организмами.

Признаки

А. Удаление избытка воды сократительными вакуолями

Б. Размножение почкованием

В. Наличие стрекательных клеток

Г. Передвижение с помощью ресничек

Д. Наличие в клетке двух ядер

Е. Осуществление захвата пищи с помощью клеточного рта

Организмы

1. Пресноводная гидра

2. Инфузория-туфелька

Объяснение: пресноводная гидра размножается почкованием, во внешнем слое клеток имеются стрекательные клетки. Инфузория - простейшее, удаляет избыток воды сократительными вакуолями, передвигается при помощи ресничек, имеет в клетке два ядра, захватывает пищу при помощи клеточного рта.

Правильный ответ - 211222.

 

Задание 11

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Василек

2. Покрытосеменные

3. Василек синий

4. Двудольные

5. Сложноцветные, или Астровые

6. Растения

Объяснение: располагаем таксоны в правильном порядке, начиная с наибольшего.

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Сложноцветные, или Астровые

Род Василек

Вид Василек синий

Правильный ответ - 624513.

 

Задание 12

Выберите три верных ответа из шести.

Что входит в состав нефрона?

1. Почечная лоханка

2. Почечная капсула

3. Извитой каналец

4. Мочеточник

5. Почечная чаша

6. Капиллярный клубочек

Объяснение: в состав нефрона входит капиллярный клубочек, почечная капсула и извитой каналец.

Правильный ответ - 236.

 

Задание 13

Установите соответствие между симптомами заболеваний и витаминами, недостаток которых вызывает эти симптомы.

Симптомы заболеваний

А. Изменение формы грудной клетки

Б. Снижение остроты сумеречного зрения

В. Кровоточивость десен

Г. Выпадение зубов

Д. Поражение костной системы

Е. Поражение роговицы глаза и эпидермиса кожи

Витамины

1. А

2. С

3. Д

Объяснение: недостаток витамина А снижает остроту сумеречного зрения и возникают поражения роговицы глаза и эпидермиса кожи. При недостатке витамина С возникает цинга, главные симптомы - кровоточивость десен, выпадение зубов, незаживление ран. При недостатке витамина Д происходит поражение костной системы, в частности, изменение формы грудной клетки.

Правильный ответ - 312231.

 

Задание 14

Установите последовательность формирования слюноотделительного условного рефлекса и его торможения у домашней собаки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Многократное сочетание кормления с предварительным включением света

2. Многократное включение света при отсутствии пищи

3. Выделение слюны при включении света

4. Включение света и предоставление пищи

5. Прекращение выделения слюны при включении света

Объяснение: сначала включаем свет и предоставляем пищу, затем, для того, чтобы выработать рефлекс, многократно сочетаем кормление с предварительным включением света, при включении света выделяется слюна, затем многократно включают свет при отсутствии пищи, через определенное время рефлекс угасает и прекращается выделение слюны при включении света.

Правильный ответ - 41325.

 

Задание 15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Видообразование может происходить в пределах одного непрерывного ареала, если организмы обитают в разных экологических нишах. 2. Причинами видообразования служат несовпадение сроков размножения у организмов, переход на новые корма без изменения мета обитания. 3. Примером видообразования служит формирование двух подвидов Погремка большого, произрастающих на одном лугу. 4. Пространственная изоляция групп организмов может происходит при расширении ареала и попадании популяции в новые условия. 5. В результате адаптаций образовались южноазиатский и европейский подвиды большой синицы. 6. В результате изоляции сформировались эндемичные островные виды животных.

Объяснение: экологическое видообразование происходит без изменения ареала обитания. 

Предл. 1 - "видообразование может происходить в пределах одного ареала"

Предл. 2 - "причинами видообразования служат несовпадения сроков размножения у организмов и др."

Предл. 3 - "примером служит формирование двух подвидов Погремка большого, произрастающих на одном лугу"

Правильный ответ - 123.

 

Задание 16

Установите соответствие между признаками и формами естественного отбора.

Признаки

А. Формирует приспособления к новым условиям среды

Б. Ведет к образованию новых видов

В. Сохраняет среднюю норма признака

Г. Выбраковывает особи с отклонениями от средней нормы признаков

Д. Увеличивает гетерозиготность популяции

Формы естественного отбора

1. Стабилизирующий

2. Движущий

Объяснение: при стабилизирующем отборе сохраняются особи со средней нормой признака, выбраковываются особи с отклонениями от средней нормы признака. Движущий отбор формирует приспособления к новым условиям среды, ведет к образованию новых видов, увеличивает гетерозиготность популяции.

Правильный ответ - 22112.

 

Задание 17

Выберите три верных ответа из шести.

Наземно-воздушная среда по сравнению с водной характеризуется

1. Слабыми перепадами давления

2. Высокой плотностью

3. Резкими изменениями температуры

4. Большим содержанием кислорода

5. Низкой степенью освещенности

6. Низкой степенью прозрачности

Объяснение: в наземно-воздушной среде происходят слабые перепады давления, резкие изменения температуры, большое содержание кислорода.

Правильный ответ - 134.

 

Задание 18

Установите соответствие между природными объектами и веществами биосферы.

Природные объекты

А. Глина

Б. Известняк

В. Кварцевый песок

Г. Торф

Д. Каменный уголь

Вещества биосферы

1. Биогенное

2. Косное

Объяснение: биогенное вещество - продукт жизнедеятельности живых организмов - известняк, торф и каменный уголь. Косное вещество - неживая природа (глина и кварцевый песок).

Правильный ответ - 21211.

 

Задание 19

Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

1. Фотолиз воды

2. Синтез глюкозы

3. Использование энергии АТФ

4. Образование НАДФ2Н

5. Фиксация углекислого газа

Объяснение: сначала происходит фотолиз воды, затем образуется НАДФ2Н, затем фиксируется СО2, при этом используется энергия АТФ, в итоге синтезируется глюкоза.

Правильный ответ  - 14532.

 

Задание 20

Рассмотрите рисунок - карикатуру Х. Бидструпа "Темперамент". Назовите тип темперамента человека, обозначенного вопросительным знаком. Укажите тип и характеристику его нервной системы. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и характеристики, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующие термины и характеристику из предложенного списка.

test-temp1

Тип темперамента Тип нервной системы Характеристика нервных процессов
А Б В

Список терминов и характеристик:

1. Неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением

2. Флегматик

3. Сильный тип

4. Сангвиник

5. Уравновешенный с большой подвижностью нервных процессов

6. Холерик

7. Слабый тип

8. Меланхолик

Объяснение: на рисунке представлен очень энергичный тип темпераменты - холерик. Тип нервной системы - сильный. Характеристика - неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением.

Правильный ответ - 631.

 

Задание 20

Проанализируйте таблицу "Влияние мутации CD24 на липидный и углеводный обмен у мышей".

18058

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1. У мутантных мышей в клетках жиры синтезируются хуже, чем углеводы.

2. В норме уровень инсулина обратно пропорционален уровню глюкозы в крови.

3. У нормальных мышей сахарный диабет развивается чаще, чем у мутантных.

4. У мутантных мышей повышенное чувство насыщения из-за низкого уровня лептина.

5. Уровень глюкозы и жирных кислот в крови у мутантных мышей стабильно выше, чем у нормальных.

Объяснение: по таблице видим, что в норме уровень инсулина обратно пропорционален уровню глюкозы в крови. Так же уровень глюкозы и жирных кислот в крови у мутантных мышей стабильно выше, чем у нормальных.

Правильный ответ - 25.

 

Задание 22

Лекарственный препарат представляет собой фермент, который катализирует разрушение муреина клеточной стенки возбудителя. На какую группу организмов действует этот препарат? Почему для клеток человека он нетоксичен? Ответ обоснуйте.

Объяснение: препарат действует на бактерии, так как их клеточная стенка состоит из муреина. Для клеток человека он нетоксичен, поскольку у них отсутствует клеточная стенка из муреина.

 

Задание 23

Что послужило материалом для искусственного отбора при выведении представленных на рисунке разновидностей капусты? Какие органы видоизменились в каждом случае?

46.-cvetnaja-kapusta-kochannaja-i-kolrabi

Объяснение: материал для отбора - наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная) предковых (диких) форм.

1 - видоизменились соцветия

2 - видоизменился вегетативный побег (почка, листья)

3 - видоизменился стебель

 

Задание 24

Найдите три ошибки в приведенном тексте "Мутации". Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1. Мутация - это случайное изменение наследственной информации. 2. Различают три вида ядерных мутаций: генные, геномные, хромосомные. 3. Хромосомные мутации обусловлены изменением порядка триплетов в гене. 4. Полиплоидия - это пример хромосомной мутации. 5. Полиплоиды служат материалом для получения новых сортов культурных растений. 6. Геномные мутации связаны с удвоением определенных триплетов в гене. 7. Мутации приводят к изменению признаков у организмов.

Объяснение: предл. 3 - хромосомные мутации - это изменения структуры хромосом (изменение в гене - генная мутация)

Предл. 4 - полиплоидия - это пример геномной мутации

Предл. 6 - геномные мутации - это изменения числа хромосом в клетке.

 

Задание 25

Если сравнить неповрежденную кожу и кожу со шрамом, то окажется, что область на коже, где имеется шрам, не загорает и отличается по жесткости от здоровой кожи. Какая ткань участвует в образовании шрама? Объясните, почему он отличается от неповрежденной кожи по цвету и жесткости. Ответ аргументируйте.

Объяснение: шрам образуется из соединительной ткани. В соединительной ткани не образуется пигмент меланин, поэтому шрам не загорает. В отличие от неповрежденной кожи, соединительная ткань, расположенная на месте шрама, придает жесткость и характерный цвет.

 

Задание 26

Камбала - придонная рыба, приспособлена к жизни в морях, сливается с фоном морского дна. Назовите тип окраски и объясните ее значение, а также относительный характер приспособленности.

Объяснение: тип окраски - покровительственная (маскировка) - форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами. Способность изменять окраску верхней стороны делает рыбу незаметной на фоне грунта. Относительный характер приспособленности проявляется при движении рыбы, когда она становится заметной и доступной для хищников.

 

Задание 27

Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АТА-АГГ-АТГ-ЦЦТ-ТТТ. Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если третья аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Цис? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Объяснение: последовательность аминокислот в полипептиде: тир-сер-тир-гли-лиз - определяется по последовательности нуклеотидов в молекуле иРНК: УАУ-УЦЦ-УАЦ-ГГА-ААА. Во фрагменте полипептида третья аминокислота тир заменилась на цис, что возможно при замене третьего триплета в ДНК АТГ на триплеты АЦА либо АЦГ (в третьем кодоне иРНК триплета УАЦ на триплеты УГУ либо УГЦ). Свойство генетического кода - избыточность (вырожденность), так как одной аминокислоте (цис) соответствует более одного триплета (два триплета).

 

Задание 28

У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. Скрещивали самок дрозофилы с серым телом, красными глазами и самцов с черным телом, белыми глазами, все потомство было единообразным по признакам окраски тела и глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с черным телом, белыми глазами и самцов с серым телом, красными глазами в потомстве получились самки с серым телом, красными глазами и самцы с серым телом, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Поясните, почему во втором скрещивании произошло расщепление признаков.

Объяснение: первое скрещивание:

Р: ААХВХВ х ааХвУ

Гаметы: АХВ х аХв, аУ

F1: генотипы и фенотипы потомства: АаХВХв, АаХВУ - серое тело, красные глаза

Второе скрещивание

Р: ааХвХв х ААХВУ

Гаметы: аХв х АХВ, АУ

Генотипы и фенотипы потомства:

АаХВХв - серое тело, красные глаза

АаХвУ - серое тело, белые глаза

Во втором скрещивании получилось фенотипическое расщепление по признаку окраски глаз, так как признак белые глаза рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, самки получают доминантный признак от отца, а рецессивный - от матери, а самцы получают рецессивный признак только от матери.

 

 

 

 

 

 

ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В. С. Рохлова., 2019 Вариант 5