Вариант 11

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 11

 (1)Помогите мне. (2)Спасите меня. (3)Я не хочу умирать. (4)Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и всё? (5)И моё горячее тело уже не будет горячим?.. (б)Пусть будут страда¬ния. (7)Кто сказал, что я боюсь страдать? (8)Это дома я многого боялся. (9)Дома. (10)А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11)Разве не достаточно одному столько знать? (12)Я ведь пригожусь для жизни. (13)Помогите мне. (14)Ведь это даже смешно — убивать человека, который ничего не успел совершить. (15)Я даже десятого класса не окончил. (16)Помогите мне. (17)Я не о любви говорю. (18)Чёрт с ней, с любовью. (19)Я согласен не любить. (20)С меня хватит, если на то пошло. (21 )У меня мама есть. (22)Что будет с ней?.. (23)А вы знаете, как сладко, когда мама гла¬дит по голове? (24)Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25)Я ещё нигде толком не побывал. (26)Я, например, не был ещё на Валдае.. (27)Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28)Нужно? (29)Кто-то ведь написал: «И колокольчик — дар Валдая...» (30)А я даже таких строчек написать не смогу. (31)Помогите мне. (32)Я всё пройду. (33)До самого конца. (34)Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться... 
(35)Кому я говорю всё это? (36)У кого прошу помощи? (37)Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38)Они и сами не рады, что здесь торчат. (39)Они ведь соснами шумели так недавно... (40)А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41)Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42)И у нас были гордо подняты головы. (43)Эшелон стоял на запасных путях. (44)Где? (45)На Курском вокзале. (46)По домам нас не пустили. (47)Я только успел позвонить домой. (48)Наших никого не было. (49)Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50)Сколько она мне крови попортила! (51)Она спросила меня, где стоит эшелон. 
— (52)Жалко, — лицемерно сказала она, — не сможет мама повидаться-то с тобой. 
(53)И я повесил трубку и вернулся к своим. (54)А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне сверток. (55)А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56)Кто она мне? (57)Прощай, Ирина Макаровна. (58)Прости меня, разве я знал? (59)Я никогда не смогу понять это... (60)В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61)И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62)Съел. 
(63)А чего же я прошу? (64)А разве не сам я, когда прилётела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду? 
— (65)Лезь скорей! — кричали мне. 
(66)А я не прятался. (67)Ходил один и посмеивался вслух. (68)Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69)Пусть никто не знает, что мне страшно. (70)Но себе-то самому я могу сказать правду? (71)Вот я и говорю. (72)Я не Петька Любимов. (73)Мой сосед по квартире. (74)Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню и говорил: 
— (75)Немцы, паскуды, прут... (76)Надо всем вставать на защиту. (77)Вот у меня рука подживёт — пойду добровольцем. 
— (78)Тебя и так призовут, Петенька, — говорили ему. 
— (79)Так — не штука. (80)Так всякий пойдёт. (81)А когда-Родина в опасности, нужно не ждать. (82)Самому идти. 
(83)И спрашивает меня: 
— А ты Родину-то любишь? 
— (84)Люблю, — говорил я. —(85)Этому меня ещё в первом классе научили. 
(86)А однажды я встретил его в военкомате. (87)Это когда я повестки разносил. (88)Он меня не видел. (89)Разговаривал с капитаном каким-то. 
— (90)Товарищ капитан, — сказал он, — вот я освобождение принёс. 
— (91)Какое освобождение? 
— (92)Броня. (93)Как специалист броню получил. 
— (94)Ну зайдите вон туда и оформляйте,— сказал капитан. 
(95)Броня так броня. (96)Вот так Петька. (97)Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98)И пошёл Петька оформляться. (99)Прошёл мимо меня. (100)Остановился. (101)Покраснел. 
— (102)Видал? — спросил меня.

— (103)Вот так-то, умирать кому охота? 
(104)Наверно, он и сейчас по брони живёт. (По Б.Окуджаве)

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) - поэт, прозаик, автор и исполнитель песен.

 

Пошаговая инструкция

 

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста. Опирайтесь при написании сочинения только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Валдай - озеро, расположенное в Нижегородской области России, отличающееся необыкновенной красотой.

Единоборствовать - биться, сражаться.

Блиндаж - подземное сооружение для защиты от пулеметного, артиллерийского, минометного огня.

Теплушка - тип вагона на российских железных дорогах.

Бронь - освобождение от призыва в армию.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли. 

Примеры фраз из текста:

 - Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и всё? И моё горячее тело уже не будет горячим?..

 - Если бы они знали, что у меня внутри делается! Пусть никто не знает, что мне страшно. Но себе-то самому я могу сказать правду?

 - Вот так-то, умирать кому охота? Наверно, он и сейчас по брони живёт.

Примеры собственных формулировок:

 - Автор текста ставит перед читателями следующую проблему: как, испытывая естественное чувство страха, не оказаться подлецом, человеком без чести.

 - Герой текста испытывает настоящий естественный страх перед смертью, которую война неминуемо приближает. Победит ли этот страх чеовека? Сломает ли героя? Об этом размышляет Б. Окуджава в тексте.

 - На протяжении жизни человек встречается с различными страхами. Боязнь - естественное чувство. Как не превратиться в подлеца из-за собственного страха? Об этом предлагает задуматься Б. Ш. Окуджава.

 - Рассказчик и его сосед по квартире, Петька Любимов. Что отличает героев друг от друга?

 - Автор размышляет о том, что ...

 - Предложенный нам текст интересен прежде всего ...

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

 - Автор текста эмоционально объясняет, что ...

 - Действительно, ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание ...

 - Рассказчик говорит ...

 - Повествователь готов ...

 - Автор реагирует на ...

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор сопоставляет ...

  - Сравнивая двух героев, автор доказывает ...

 - Автор прав в том, что ...

 - Безусловно, автор текста стремится ... 

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте, который состоит как из произведений, прочитанных на уроках литературы, так и по собственному смотрению. Здесь вы можете предложить в качестве аргумента примеры из литературных текстов, в которых герои, преодолевая свой страх, остаются чествны перед собой (например, герой романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка", Петр Гринев).

Примеры произведений, в которых поднимается проблема преодоления страха:

Русские народные былины (Былины об Илье Муромце, "Добрыня и змей", "Алеша Попович и Тугарин Змеевич").

"Слово о полку Игореве" (к. XII в.).

"Повесть о разорении Рязани Батыем" (1237).

А. С. Пушкин "Капитанская дочка" (1832-1836), "Полтава" (1828).

М. Ю. Лермонтов "Бородино" (1837).

Л. Н. Толстой "Кавказский пленник" (1872), "Война и мир" (1863-1869). 

М. А. Булгаков "БЕлая гвардия" (1924).

В. С. Гроссман "Жизнь и судьба" (1950-1959).

М. А. Шолохов "Судьба человека" (1959).

А. Т. Твардовский "Василий Теркин" ("Книга про бойца") (1942-1945).

К. Д. Воробьев "Убиты под Москвой" (1963).

В. В. Быков "Сотников" (1969).

Гомер "Илиада" (до VI века до н. э.), "Одиссея" (до VI века до н.э.).

Э. М. Ремарк "На Западном фронте без перемен" (1929).

Э. Хемингуэй "Прощай, оружие!" (1929).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начал аргументации, основанной на читательском опыте:

 - Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) ...

 - Проблема, затронутая в ...

 - Вопрос о ... актуален для русской литературы. Например, ...

 - Размышляя о ..., я хочу обратиться к ...

 - Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ...

 - О проблеме преодоления собственного страха писал ...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример из собственной жизни, а также использовать события и случаи из жизни ваших друзей, знакомых.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

 - Прочитав фрагмент текста, я вспомнил (вспомнила) ...

 - Я считаю ...

 - Я полагаю, что ...

 - Страх не должен руководить поступками человека. Эту мысль я хочу подтвердить, опираясь на ...

 - Я готов (готова) объяснить, почему ...

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет читателя понять, что …

— После прочтения этого текста …

— Подводя итог своему размышлению, хочу …

— Итак, ...

 - В итоге …

— Таким образом, в заключение …

 - В заключении хочу добавить ...

 

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Автор текста ставит перед читателем следующую проблему: как, испытывая естественное чувство страха, не оказаться подлецом, человеком без чести. Рассказчик говорит о себе предельно честно, не скрывая своих слабостей. Эмоциональность восприятия главного героя передана через повествование от первого лица и использование риторических вопросов и восклицаний. Герой ведет внутренний диалог с самим собой: "Если бы они знали, что у меня внутри делается! Пусть никто не знает, что мне страшно. Но себе-то самому я могу сказать правду? Вот я и говорю". Но испытываемый страх не позволил герою поступить нагло и безнравственно, так, как поступил его сосед по квартире, Петька Любимов, добившийся брони и не попавший на фронт. Действительно, Петька, как объясняет автор, официально освобожден от участия в военных действиях. Но разве можно освободиться от своей совести, разве можно прожить всю жизнь по брони?!

Я согласен с той позицией, которой придерживается в своем тексте Булат Окуджава. И в Подтверждение своей мысли обращусь к известному роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Петр Гринев - главный герой романа - получил завет от отца: "Береги честь с молоду", и этой жизненной установке он следовал всегда. Даже страх за свою жизнь не позволил Петру Гриневу отступиться от собственной чести, поэтому он не присягнул Емельяну Пугачеву, хотя с полным основанием мог опасаться за свою жизнь.

Страх не должен руководить поступками человека. Эту мысль я хочу подствердить, опираясь на свой личный опыт. Иногда, если признаешься родителям в проступке, то получишь выговор, и так хочется скрыть, промолчать или исказить факты. Но совесть не позволяет мне так сделать, поэтому, когда я совершаю что-то неправильное, сразу же сам (сама) признаюсь родителям в этом.

В заключение хочу добавить, что каждый из нас сам решает, как преодолевать страх, волнение. Главное - не становиться подлецом, человеком без чести.

 

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.