Вариант 12

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 12

(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба. 
(4)А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. 
(5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции. 
(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб. 
(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии. 
(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику. 
— (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать! 
— (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть. 
(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенес такие муки, было мне уже безразлично. 
(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку. 
—(22)А кипяток-то с чем?. . (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс? 
(24)Я рассказал им, как было дело. 
— (25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарев. 
— (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал? 
— (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга! 
(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой. 
—(30)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть. 
(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого. 
—(33)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35)Разрешается. 
(36)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок. 
(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принес его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной. 
(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара» : покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свертками показался хлеб. 
—(41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу. 
(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) - писатель и поэт, представитель "деревенской прозы".

 

Пошаговая инструкция

 

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Каравай - хлеб круглой формы.

Хапуга - тот, кто хапает, присваивает себе что-либо незаконным путем, берет взятки.

Харя - лицо, рожа, морда.

Взорвет - выведет из себя.

Списанные тумбочки - тумбочки, которые уже не годились для использования.

Нутро "амбара" (здесь) - то, что сохранилось в тумбочке.

Комендант - старший, тот, кто отвечал за порядок в общежитии.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли. 

Примеры фраз из текста:

 - Да все хапуги и жадюги должны быть похожжи друг на друга!

 - Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принес его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча.

 - Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал.

Примеры собственных формулировок:

 - Автор текста ставит перед читателем следующую проблему: можно ли одному быть сытым, когда все вокруг голодают.

 - Низкий поступок... Что это такое?

 - На протяжении жизни человек соврешает разные поступки. Именно о низких поступках и безнравственных людях размышляет В. Солоухин.

 - Почему безнравственные люди, совершающие низкие поступки, похожи друг на друга? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями.

 - Автор размышляет о том, что нравственный потенциал человека определяется его поступками.

 - Предложенный нам текст писателя актуален прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

 - Автор текста убеждает, что ...

 - Значимо обращение к ...

 - Для подтверждения своей мысли автор ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание...

 - В. Солоухин приводит следующий пример...

 - Автор рассказывает о ...

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор доказывает, ...

 - Авторская позиция актуальна: ...

 - Автор доказателен ...

 - Очевидно, что автор текста понимает ...

 - Приговор автора однозначен ...

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Обратите внимание на художественные тексты, в которых герои совершают низкие поступки (например, поведение Анатоля Курагина по отношению к Наташе Ростовой в романе Л. Н. Толстого "Война и мир").

Примеры произведений, в которых поднимается проблема совершения героями безнравственных поступков:

А. С. Грибоедов "Горе от ума" (1825).

А. С. Пушкин "Маленькие трагедии" (1830), "Евгений Онегин" (1823-1831), "Капитанская дочка" (1832-1836).

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (1838-1839).

Н. В. Гоголь "Мертвые души" (1842).

А. И. Гончаров "Обломов" (1858), "Обрыв" (1869).

Ф. М. Достоевский "Бедные люди" (1844-1845), "Преступление и наказание" (1866).

Л. Н. Толстой "Кавказский пленник" (1872), "Война и мир" (1863-1869).

А. П. Чехов "Ионыч" (1898), "Вишневый сад" (1903).

М. А. Булгаков "Собачье сердце" (1925), "Мастер и Маргарита" (1966).

Б. Л. Пастернак "Доктор Живаго" (1955).

В. С. Гроссман "Жизнь и судьба" (1950-1959).

В. В. Быков "Сотников" (1969).

В. М. Шукшин "Чудик" (1967), "Срезал" (1970), "Мастер" (1971).

У. Шекспир "Гамлет" (1601).

И. Гёте "Фауст" (1808).

О. Уайльд "Портрет Дориана Грея" (1890).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

 - Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) ...

— Проблема, затронутая в ...

 - Вопрос о ... актуален для русской литературы. Например, ...

— Размышляя о ..., я хочу обратиться к …

— Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ...

— О герое, совершившем низкий поступок, писал в своем произведении …

 - Для доказательства своей мысли хочу обратиться к ...

 - Многие русские классики размышляли ...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример из собственной жизни, а также испольховать события и случаи из жизни ваших друзей, знакомых.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Прочитав отрывок из текста, я понял (поняла) ...

— Я думаю ...

— Я полагаю, что …

— В качестве примера .... я хочу рассказать о таком случае, который ...

— Я готов (готова) объяснить, почему …

 - В своей жизни ...

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор обосновывает …

— После прочтения этого текста …

— Подводя итог своему размышлению, хочу …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 - И наконец, хочу ...

 

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на структуру текста, которая составлена в соответствии с пошаговой инструкцией. Прочитайте аргументацию и комментарии. Обратите внимание на построение фраз.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Автор размышляет о том, что нравственный потенциал человека определяется его поступками. Можно ли одному быть сытым, когда все вокруг голодают? Эту нравственную проблему рассматривает в своем тексте В. Солоухин. Автор рассказывает о тяжелом военном времени, студенческом общежитии, голоде тех лет. Так сложилось, что не все студенты, живущие в общежитии в одной комнате, оказались в равном положении. Отец Мишки, начальник склада, снабжал своего сына дополнительными продуктами. В. Солоухин ставит перед героем задачу, как распорядился полученным от отца. Мишка решает для себя этот вопрос следующим образом: он скрывает от ребят продукты и вешает на свою тумбочку замок.

Один низкий поступок влечет за собой другой. Главный герой, тоже студент, заболел, и Мишка теперь уже не просто утаивает продукты, но и безнравственно лжет товарищам, не желает прийти на помощь больному. Приговор автора однозначен: Мишкина ложь разоблачена, и он не смог жить больше с ребятами в одной комнате.

Многие русские классики размышляли о низких, безнравственных поступках. Обратимся к знаменитому роману-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир". Анатоль Курагин воспользовался пылкостью, ранимостью, впечатлительностью Наташи Ростовой и чуть не погубил ее. Его безнравственный поступок не имеет оправдания, так же как низкий поступок Мишки Елисеева и шофера попутки, который подвозил до общежития главного героя В. Солоухина.

В своей жизни я также встречаю людей, совершающих низкие поступки. Например, на днях я видел (видела) мальчишку, который отобрал кусок хлеба у голодной собаки-дворняжки и выбросил его в урну. Часто люди не понимают, что низкие поступки делают их душу черствой, а самого человека бессердечным.

В итоге своего сочинения-размышления хочу призвать всех: не совершайте безнравственных поступков!

 

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.