Вариант 13

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 13

(1)У каждого поколения есть причины сетовать на свое время и потому, что благословенных времен у истории не бывает, и потому, что чаще всего благословенными кажутся чужие времена. (2)В пере¬ломные периоды особенно обостряется массовое чувство обделенности, а вместе с ним — и тоска о золотых веках, в которых посчастли¬вилось жить предшественникам. (3) Между тем последние вовсе и не подозревали, что им несказанно повезло и что они станут объектами зависти для потомков. (4) Как раз наоборот: завидовали грядущим поколениям. (5)Вспомним хотя бы В.Г. Белинского, мечтавшего увидеть Россию через сто лет, то есть аккурат в 1941 году! (6)Человечество в некотором смысле разрывается между ностальгией по «счастливому прошлому» и мечтами о «светлом, будущем».
(7)Сегодня многие россияне клянут доставшуюся им жизнь, и не без оснований. (8)Власть предержащие и партии, стремящиеся стать таковой, предлагают народу себя в качестве символа веры и пастырей, знающих кратчайший путь к счастью. (9)Они обещают быстро сделать то, что требует немало времени по определению, независимо от наличия или отсутствия принципиальной возможности выполнить это обещание. (10)В конечном счете это — призыв к терпению и ориентации на грядущее. (11)Историку в отличие от политиков нечего предложить обществу в утешение, разве что кошмары минувшего ве¬ка, по сравнению с которым нынешние горести могут показаться не столь безысходными. (12)Правда, XX век памятен и другими явления-ми, достойными сбережения и необратимого воплощения в действительность. (13)Их утрата вызывает только сожаление.
(14)Однако люди уже не хотят жить ни благостным прошлым, ни обетованным будущим. (15)Они хотят просто жить — без войн, потрясений и нищеты. (16)Жить сейчас, в каждую единицу времени, в каждом участке пространства, в каждом закоулке человеческого бытия. (17)Это нисколько не мешает их стремлению познать свою эпоху и, конечно, заглянуть вперед, через годы, десятилетия, века. (18)Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.

(По В. Дегоеву)

Владимир Владимирович Дегоев (род. в 1951 г.) - политолог, историк.

 

Пошаговая инструкция

 

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Сетовать - жаловаться.

Несказанно - очень сильно.

Хаить - ругать.

Пастырь - священник как руководитель паствы.

Обетованное будущее - райское будущее, без волнений и тревог.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли. 

Примеры фраз из текста:

 - У каждого поколения есть причины сетовать на свое время и потому, что благословенных времен у истории не бывает, и потому, что чаще всего благословенными кажутся чужие времена. 

 - Однако люди уже не хотят жить ни благостным прошлым, ни обетованным будущим. Они хотят просто жить — без войн, потрясений и нищеты. Жить сейчас, в каждую единицу времени, в каждом участке пространства, в каждом закоулке человеческого бытия. 

 - Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.

Примеры собственных формулировок:

 - Автор текста ставит перед читателем следующую проблему: как соотносится прошлое, настоящее и будущее.

 - Идеальный период развития истории... Возможно ли такое?

 - На протяжении жизни человек размышляет о том, как жили люди в прошлые эпохи, что уготовано человечеству в будущем, каковы причины сегодняшних событий. Эти проблемы ставит перед читателем историк и политолог Владимир Дегоев.

 - Как же соотносится прошлое, настоящее и будущее? На какие свободные размышления об историческом процессе имеет право человек? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями.

 - Автор размышляет о том, что нет идеальных исторических эпох, что в каждый исторический период есть как потери, так и приобретения.

 - Предложенный нам текст историка интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны подтверждать идею автора, а не опровергать ее.

Возможные варианты начала комментариев:

 - Автор текста ссылается на то, что ...

 - Действительно, рассуждения автора направлены ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание...

 - В. Дегоев в своем тексте опирается на ...

 - Автор обращается к ...

 - В качестве доказательства своей мысли В. Дегоев опирается ...

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор пишет ...

 - Позиция автора проявляется в следующих строках: ...

 - Автор убеждает, что ...

 - Очевидно, автор текста стремится ...

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь вы можете опираться на художественный текст, в котором раскрывается отношение писателя к определенной исторической эпохе (например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Бородино").

Примеры произведений, в которых поднимается проблема развития общества и человека в определенный исторический период:

"Слово о полку Игореве" (к. XII в.).

"Поучение" Владимира Мономаха (XII в.).

А. С. Пушкин "Капитанская дочка" (1832-1836), "Полтава" (1828), "Медный всадник" (1833), "Песнь о вещем Олеге" (1822). 

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837), "Бородино" (1837).

Н. В. Гоголь "Тарас Бульба" (1835).

И. С. Тургенев "Отцы и дети" (1862).

М. Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (1869-1870).

Л. Н. Толстый "Война и мир" (1863-1869), "Хаджи-Мурат" (1896-1904), "Кавказский пленник" (1872), "После бала" (1903).

А. И. Солженицын "Матренин двор" (1959).

М. А. Булгаков "Белая гвардия" (1924).

В. С. Гроссман "Жизнь и судьба" (1950-1959).

М. А. Шолохов "Тихий Дон" (1928-1940).

К. Д. Воробьев "Убиты под Москвой" (1963).

Гомер "Илиада" (до VI века до н.э.), "Одиссея (до VI века до н.э.).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

 - Я убежден/убеждена (не убежден/не убеждена) ...

 - Проблема актуализируется в ...

 - Вопрос о ... Поставлен в ... Например, ...

 - Размышляя о ..., я хочу обратиться к ...

 - Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ...

 - О проблеме ... Особенно мне понятен ..., так как ...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример вашего отношения к тем или иным событиям настоящего, очевидцем которых вы стали или о которых слышали из средств массовой информации или Интернета.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Прочитав фрагмент статьи историка, я сопоставил (сопоставила) ...

— Я думаю ...

— Я уверена, что …

— С моей точки зрения ...

— Я готов (готова) объяснить, почему …

 - Я хочу рассказать о ...

 - Иногда, следя за новостями, мне хочется воскликнуть ...

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет читателя понять, что …

— После прочтения данного текста …

— Подводя итог своему размышлению, хочу …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 - В заключение обращусь к ...

 

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на структуру текста, которая составлена в соответствии с пошаговой инструкцией. Прочитайте аргументацию и комментарии. Обратите внимание на построение фраз.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Как же соотносится прошлое, настоящее и будущее? На какие свободные развмышления об историческом процессе имеет право человек? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями. Автор размышляет о том, что нет идеальных исторических эпох, что в каждую эпоху есть как потери, так и приобретения. В качестве доказательства своей мысли В. Дегоев опирается на известную мысль литературного критика начала XIX века В. Г. Белинского, который в 1841 году мечтал увидеть Россию через 100 лет. Мы знаем, что 1941 год явился страшным временем в истории нашей страны - началась Великая Отечественная война, в результате которой погибли миллионы людей. Также историк В. Дегоев обращается к характеристике XX века, который рассматривается им как эпоха сложная, противоречивая, но значимая в истории страны. Автор убеждает нас, что нет идеальных исторических периодов.

Недавно я перечитал (перечитала) стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино", в центре которого - рассуждение о двух поколениях людей: о тех, кто победил в Отечественной войне 1812 года, и о поколении, которое живет без цели, без приобретений и потерь. Вот слова самого поэта:

 - Да, были люди в наше время, 

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Иногда, следя за новостями, мне хочется воскликнуть: "Что за время, в которое мы живем! Так много несправедливости и насилия!" А потом я общаюсь со совими друзьями в соцсетях или кафе, иду в спортзал, катаюсь по ухоженному парку на велосипеде, смотрю интересные кинофильмы и восклицаю: "В какое интересное время я живу!"

В заключение вновь обращусь к тексту В. Дегоева, которой написал, что важно "жить сейчас, в каждую единицу времени, в каждом участке пространства, в каждом закоулке человеческого бытия".

 

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.