Вариант 13

Задание 26.

Выберите признаки аэробного клеточного дыхания.

1. Поглощается кислород, который в итоге входит в состав воды

2. Поглощается кислород, который в итоге входит в состав глюкозы

3. Выделяется углекислый газ

4. Поглощается углекислый газ

5. Многие процессы происходят на внутренней мембране митохондрий

6. Все процессы происходят в растворе, мембраны в них не участвуют

Правильный ответ - 135.

 

Задание 27.

Выберите общие признаки игуаны и лисицы.

1. Два круга кровообращения

2. Есть веки и слезные железы

3. Имеется клоака

4. Непостоянная температура тела

5. Зубы дифференцированы

6. Есть печень и поджелудочная железа

Правильный ответ - 126.

 

Задание 28. 

Выберите условия, при которых частоты аллелей в популяции

Выберите условия, при которых частоты аллелей в популяции остаются постоянными в течение многих поколений.

1. Популяция имеет большую численность

2. В популяции происходит дрейф генов

3. Нет притока и оттока генов из других популяций

4. Частота появления мутаций высокая

5. В популяции осуществляется свободное случайное скрещивание

6. На популяцию действует движущий отбор

Правильный ответ - 135.

 

Задание 29.

Установите соответствие между организмом и его признаками.

Признаки организма

А. Семена лежат на чешуях

Б. В оплодотворении участвует один спермий и одна яйцеклетка

В. Пыльца оседает на семязачатках

Г. У зародыша две семядоли

Д. Пыльцевая трубка растет внутри столбика и движется к завязи

Е. Цветки обоеполые

Организм

1. Сосна лесная

2. Черемуха птичья

Правильный ответ - 111222.

 

Задание 30.

Установите соответствие между органами пищеварительной системы человека и их функциями.

Функции органов пищеварительной системы

А. Вырабатывает желчь

Б. Вырабатывает пищеварительные ферменты

В. Запасает гликоген

Г. Секретирует инсулин

Д. Обезвреживает всосавшиеся в кишечнике яды

Е. Участвует в разрушении эритроцитов

Органы пищеварительной системы

1. Печень

2. Поджелудочная железа

Правильный ответ - 121211.

 

Задание 31.

Установите соответствие между группой веществ и ее характеристиками.

Характеристика группы веществ

А. Обычно не синтезируются в организме

Б. Выполняют роль коферментов

В. Выполняют роль ферментов

Г. Расщепляются в желудке и кишечнике

Д. Не вызывают иммунного ответа при введении в кровь

Е. Одна разновидность молекул этих веществ может участвовать только в одном типе реакций

Название группы веществ

1. Белки

2. Витамины

Правильный ответ - 221121.

 

Задание 32.

Установите соответствие между средой обитания и характерными приспособлениями животных к обитанию в ней.

Характерные приспособления

А. Анаэробный обмен

Б. Повышенная плодовитость

В. Смена хозяев в цикле развития

Г. Развитие скелета

Д. Наличие потовых желез

Е. Прямое развитие

Среда обитания

1. Кишечник животных

2. Наземно-воздушная среда

Правильный ответ - 111222.

 

Задание 33.

Установите хронологическую последовательность событий в эволюции биосферы.

1. Возникновение коацерватов

2. Возникновение прокариот

3. Появление членистоногие

4. Начало заселения суши высшими растениями

5. Возникновение эукариот

6. Появление активного полета

Правильный ответ - 125346.

 

Задание 34.

Приведите примеры организмов, в жизненном цикле которых присутствуют половое и бесполое поколение. Назовите их стадии развития.

Правильный ответ - примерами организмов, у которых происходит чередование поколений, могут быть мхи, папоротники, медузы и др. У растений происходит смена гаметофита и спорофита. У сцифоидных медуз чередуются стадии полипа и медузы.

 

Задание 35.

Схема какого вещества показана на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2 и каковы функции этих отделов?

oU8-ISjl4lg

Правильный ответ - на рисунке показана схема молекулы тРНК. 1 - антикодон. Узнает комплементарный кодон на иРНК в процессе трансляции. 2 - акцепторный конец, к которому прикрепляется определенная аминокислота, доставляемая к рибосомам.

 

Задание 36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Белки - это нерегуляторные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.

2. Остатки мономров соединены между собой пептидными связями.

3. Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы.

4. Следующая структура - вторичная, удерживаемая слабыми гидрофобными химическими связями.

5. Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара).

6. Удерживается такая структура водородными связями.

Правильный ответ - ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.

Предл. 1 - Мономерами белков являются аминокислоты.

Предл. 4 - Вторичная структура белка удерживается водородными связями.

Предл. 6 - Третичная структура белка удерживается гидрофобными связями.

 

Задание 37.

Чем опасны для человека бычий цепень и свиной солитер?

Правильный ответ - бычий цепень и свиной солитер - плоские паразитические черви, обитающие в кишечнике человка. Эти черви выделяют в кишечник человека токсины и вызывают тошноту, рвоту, понос и т.д. Токсины поступают в кровь и изменяют ее состав. Токсины угнетают нервную систему. Питание паразитов происходит за счет организма человека.

 

Задание 38.

Сравните кровеносную систему рыб и земноводных. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

Правильный ответ - у рыб двухкамерное сердце и один круг кровообращения. У земноводных трехкамерное сердце и два круга кровообращения. В сердце земноводных частично смешанная кровь, а у рыб в сердце венозная кровь. Второй (легочный) круг кровообращения вместе с развитием легких обеспечил земноводным возможность жизни на суше.

 

Задание 39.

Фрагмент гена состоит из 40 нуклеотидов в каждой цепи. Определите количество водородных связей между азотистыми основаниями данного фрагмента, если известно, что в верхней цепи гена последовательно расположены 4 адениловых нуклеотида, 7 тимидиновых, 4 цитиловых и 5 гуаниловых нуклеотидов. Постройте двуцепочечный фрагмент этого гена.

Правильный ответ - так как между тимидиловым и адениловым нуклеотидами обрадуется две водородные связи, то всего таких связей 22. 

Так как между цитидиловым и гуаниловым нуклеотидами образуется три водородные связи, то всего таких связей 27. 

Фрагмент гена ААААТТТТТТТЦЦЦЦГГГГГ

                      ТТТТАААААААГГГГЦЦЦЦЦ содержит 49 водородных связей.           

 

Задание 40.

Мужчина-дальтоник, имеющий вторую группу крови и гетерозиготный по данному признаку, женился на женщине - носительнице гена дальтонизма, у которой первая группа крови. Определите генотипы родителей, вероятность рождения детей-дальтоников с первой группой крови и генотипы родителей, у которых родятся дети с указанными признаками, а также закон, по которому происходит наследование указанных признаков.

Правильный ответ - родители: отец IAI0XdY x мать I0I0XDXd

Гаметы: IAXd, IAY, I0Xd, I0Y x I0XD, I0Xd

F1: I0I0XdXd - девочки с первой группой крови, дальтоники

I0I0XdY - мальчики с первой группой крови, дальтоники

Вероятность рождения мальчиков и девочек с первой группой крови, дальтоников (вместе) 25%.

Закон независимого наследования признаков (3-й закон Г. Менделя).

 

 

 

Источник: ЕГЭ 2017. Биология: тренировочные задания/Г. И. Лернер. - Москва: Эксмо, 2016. - 368 с. (ЕГЭ. Тренировочные задания). 40 вариантов.