Вариант 16

Задание 26.

Какие особенности характерны для нуклеиновых кислот?

1. Состоят из одинаковых мономеров

2. Состоят только из углерода, водорода и кислорода

3. Кодируют наследственную информацию

4. Содержат пятиуглеродный сахар

5. Пары мономеров комплементарны друг другу

6. Выполняют ферментативные функции

Правильный ответ - 345.

 

Задание 27.

К однодольным растениям относятся

1. Кукуруза

2. Ромашка

3. Тюльпан

4. Горох

5. Рис

6. Подсолнечник

Правильный ответ - 135.

 

Задание 28.

Укажите причины, по которым возникают идиоадаптации.

1. Возникновение генных мутаций

2. Постоянные изменения условий окружающей среды

3. Возникновение репродуктивной изоляции

4. Накопление и фенотипическое проявление мутаций

5. Крупные изменения в геноме организма

6. Отбор и закрепление адаптаций в поколениях

Правильный ответ - 146.

 

Задание 29.

Установите соответствие между классами животных и характерными для их представителей признаками.

Признак животного

А. Голая слизистая кожа

Б. В желудочке сердца нет перегородки

В. У некоторых представителей четырехкамерное сердце

Г. Внутреннее оплодотворение

Д. Покровы ороговевшие

Е. Развитие с полным метаморфозом

Класс

1. Земноводные

2. Пресмыкающиеся

Правильный ответ - 112221.

 

Задание 30. 

Установите соответствие между отделами мозга человека и их функциями.

Функции отделов

А. Анализ зрительных раздражений

Б. Координация движений

В. Регуляция дыхания

Г. Образование дуг условных рефлексов

Д. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы

Е. Анализ слуховых раздражений

Отделы мозга

1. Продолговатый мозг

2. Мозжечок

3. Кора мозга

Правильный ответ - 321313.

 

Задание 31.

Установите соответствие между характеристиками процессов фотосинтеза и его фазами.

Характеристики процессов

А. Восстановление углерода

Б. Синтез НАДФН

В. Возбуждение электронов молекулы хлорофилла

Г. Синтез глюкозы

Д. Фотолиз воды

Е. Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы

Фазы фотосинтеза

1. Световая

2. Темновая

Правильный ответ - 211212.

 

Задание 32.

Установите соответствие между направлениями эволюции и особенностями строения организма, которые возникают на этих направлениях.

Особенности строения организма

А. Возникновение крыльев у птиц

Б. Появление обтекаемой формы тела у костных рыб

В. Ослабление зрения у кротов

Г. Возникновение диффузной нервной системы у кишечнополостных

Д. Переход к паразитизму у червей

Е. Соответствие формы цветка форме опылителя

Направления эволюции

1. Ароморфоз

2. Идиоадаптация

3. Дегенерация

Правильный ответ - 123132.

 

Задание 33.

Установите правильную последовательность усложнения организмов в процессе эволюции.

1. Возникновение прокариотических клеток

2. Появлние ризоидов и примитивных проводящих тканей

3. Появление таллома у водорослей

4. Возникновние хлорофилла у сине-зеленых водорослей

5. Появление вегетативных органов растений

6. Возникновение эукариотических клеток

Правильный ответ - 164325.

 

Задание 34.

Представьте, что амебу разделили на две части - ядерную и безъядерную. Чем будут отличаться процессы жизнедеятельности у этих частей?

Правильный ответ - у безъядерной части будет утеряна способность к размножению и обмену веществ. Она скоро погибнет. Ядерная часть будет расти и размножаться, так как у нее сохранены функции ядра - контроль над жизнедеятельностью и воспроизведением организма.

 

Задание 35.

Опишите механизм сокращения мышц, указав источник энергии. Какие функции выполняют мышцы, обозначенные цифрами 1 и 2?

2jfgFZNHuYQ

Правильный ответ - мышца сокращается рефлекторно в результате возбуждения мышечных волокон нервными импульсами. При сгибании руки в локте двуглавая мышца (2) сокращается, а трехглавая мышца (1) расслабляется. При сокращении мышц используется энергия АТФ.

 

Задание 36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Лишайник - это организм, состоящий из спор гриба и только многоклеточных водорослей.

2. Клетки водоросли, или цианобактерии, входящие в состав лишайника, фотосинтезируют, обеспечивая гриб органическими соединениями.

3. Чаще всего лишайники размножаются половым путем.

4. Растут лишайники очень быстро.

5. Они пионеры растительности и первыми поселяются в местах, где еще нет никакой растительности.

6. Археологи и биологи используют лишайники для определения возраста почвенных слоев.

Правильный ответ - ошибки допущены в предложениях 1, 3, 4.

Предл. 1 - Лишайник состоит не из спор гриба, а из мицелия и одноклеточных или многоклеточных водорослей.

Предл. 3 - Размножаются лишайники преимущественно бесполым путем.

Предл. 4 - Лишайник растет очень медленно.

 

Задание 37.

Каким способом информация по нервной системе передается быстрее - химическим или электрическим?

Правильный ответ - электрический импульс распространяется быстрее химического, так как между клетками, проводящими нервный импульс, нет промежутков. Они тесно прижаты друг к другу. Химическое проведение нервного импульса медленнее электрического и связано с синапсами - местами контактов двух нейронов. В синапсах существуют синаптическая щель, в которую из синаптических пузырьков выходит медиатор. На его выход и взаимодействие с соседней клеткой затрачивается время.

 

Задание 38.

Докажите примерами, что ароморфозы, идиоадаптации и дегенерация ведут к биологическому прогрессу.

Правильный ответ - возможные примеры.

Пример ароморфоза: фотосинтез, обеспечивший выделение растениями кислорода в атмосферу. 

Пример идиоадаптации - длинный хобот слона - орудие защиты, захвата воды и пищи.

Пример дегенерации - паразитические черви, прекрасно приспособленные к анаэробному дыханию, питанию и размножению.

 

Задание 39.

Назовите процесс и его стадии, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3. Приведите не менее 4 критериев для объяснения ответа.

w82BxnRoC38

Правильный ответ - показано второе деление мейоза. Стадии: 1 - метафаза 2, 2 - анафаза 2, 3 - телофаза 2. Показаны двухроматидные кроссоверные хромосомы, следовательно, это мейоз. Образуются 4 гаплоидные клетки (nc) с негомологичными хромосомами.

 

Задание 40.

Миопатия Дюшена - наследственное заболевание, сопровождающееся слабостью и атрофией мышц. Оно определяется рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Кареглазая женщина, не страдающая миопатией Дюшена, вышла замуж за голубоглазого здорового мужчину. У них родился кареглазый мальчик, страдающий миопатией Дюшена, и здоровая голубоглазая девочка. Определите генотипы всех членов семьи, вероятность рождения в будущем у этой девочки сына, больного миопатией, с карими глазами. Какие законы наследования проявляются в данном случае?

Правильный ответ - 

Р: XXmAa x XYaa

G: XA, Xa x Xa, Ya

F1: девочка - XXaa или XXmaa.

Сын - XmYAa

Если девочка - носительница XXmaa, то вероятность рождения у нее в будущем больного миопатией мальчика будет равна 50%, а если ее муж будет гетерозиготным кареглазым, то такова же вероятность того, что у сына будут голубые глаза. Если же отец имеет голубые глаза, то и сын будет голубоглазым. Проявляется сцепленное с полом наследование и 3-й закон Г. Менделя.

 

 

Источник: ЕГЭ 2017. Биология: тренировочные задания/Г. И. Лернер. - Москва: Эксмо, 2016. - 368 с. (ЕГЭ. Тренировочные задания). 40 вариантов.