Вариант 18

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 18

Воробей

(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.

(7) Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видимо и он признал эту силу. (13) Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея. (14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(По И. С. Тургеневу)

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) - писатель.

 

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Пятиться - двигаться назад.

Благоговеть - восхищаться.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли. 

Примеры фраз из текста:

 - Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало о ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

- Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. 

 - Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. 

 - Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

 

Примеры собственных формулировок:

 - Автор текста ставит перед читателем следующую проблему: на какие жертвы можно пойти во имя любви.

 - Настоящая любовь сильнее смерти и страха смерти... Как понять эти слова автора?

 - На протяжении жизни человек встречается с разными ситуациями. Так однажды автор текста встретил, возвращаясь с охоты, маленького воробья, сила жертвенной любви которого вызвала благоговение автора.

 - В чем заключается сила любви? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями.

 - Автор размышляет о том, что такое любовь, какие препятствия можно преодолеть во имя любви.

 - Предложенный нам текст русского писателя-классика полемичен и интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны подтверждать идею автора, а не опровергать ее.

Возможные варианты начала комментариев:

 - Автор текста доказывает, что ...

 - Видно, что рассуждения автора основаны в первую очередь на ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание ...

 - В качестве примера хочу обратить внимание на ...

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор убеждает, что ...

 - Авторская позиция ясна: ...

 - Рисуя обычную жизнь Севастополя, автор ...

 - Безусловно, автор текста стремится ...

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь вы можете опираться на художественные произведения, раскрывающие силу любви: материнской, родительской, любви между мужчиной и женщиной, любви к родине и др.

Примеры произведений, в которых поднимается проблема настоящей любви:

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" (XVI в.).

А. С. Грибоедов "Горе от ума" (1821-1824).

А. С. Пушкин "Руслан и Людмила" (1818-1820), "Кавказский пленник" (1820-1821), "Цыганы" *1824), "Дубровский " (1832-1833), "Капитанская дочка" (1832-1836), "Медный всадник" (1833), "Повести Белкина" (1830), "Евгений Онегин" (1823-1831), "К***" ("Я помню чудное мгновенье...") (1825), "Я вас любил: любовь еще, быть может..." (1829).

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (1838-1840).

И. А. Гончаров "Обыкновенная история" (1847), "Обломов" (1859).

Ф. И. Т.тчев "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое...") (1870).

А. А. Фет "Шепот, робкое дыхание..." (1850), "Я пришел к тебе с приветом..." (1843), "Я тебе ничего не скажу..." (1885).

И. С. Тургенев "Ася" (1857), "Первая любовь" (1860), "Отцы и дети" (1862).

Л. Н. Толстой "Война и мир" (1863-1869), "Анна Каренина" (1877).

Ф. М. Достоевский "Бедные люди" (1845), "Преступление и наказание" (1866).

С. А. Есенин "Письмо к матери" (1924).

 

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста. Здесь вы можете раскрыть один из ликов любви: любовь матери, любовь женщины, любовь ребенка к матери и др.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

 - Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) ...

 - Проблема затронутая в ...

 - Вопрос о ... актуален для русской литературы. Например, ...

 - Размышляя о ..., я хочу обратиться к ...

 - Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ...

 - О силе настоящей ... любви писал ... Особенно мне понятен ..., так как ...

 

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример вашего отношения к тем или иным событиям настоящего, очевидцем которых вы стали или о которых слышали из средств массовой информации или Интернета.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Прочитав текст, я понял (поняла) ...

— Я считаю ...

— Я полагаю, что …

— Например, для меня ...

— Я готов (готова) объяснить, почему …

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет читателя понять, что …

— После прочтения данного текста …

— Подводя итог своему размышлению, хочу …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 - Подводя итоги ...

 

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на структуру текста, которая составлена в соответствии с пошаговой инструкцией. Прочитайте аргументацию и комментарии. Обратите внимание на построение фраз.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Автор текста ставит перед читателем следующую проблему, на какие жертвы можно пойти во имя любви. В своей миниатюре Иван Сергеевич Тургенев описывает случай, который произошел после охоты в алее сада, но оставил неизгладимое впечатление у рассказчика. Птенец выпал из гнезда и охотничья собака рассказчика уже готова была его растерзать. Но на помощь птенцу бросился черногрудый воробей, который не испугался страшной собачьей пасти и готов был ради птенца пожертвовать собой. Авторская позиция однозначно выражена в следующих словах: "Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь".

Действительно, о силе настоящей любви много писали поэты и писатели. Достаточно вспомнить поэтический эпилог, созданный И. С. Тургеневым к роману "Отцы и дети", в котором не только выражена позиция автора по отношению к проблеме отцов и детей, но и показана безграничная сила родительской любви Базаровых к своему умершему сыну. В эпилоге романа читаем: "Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются котортким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем..."

Прочитав миниатюру Ивана Тургенева, мне захотелось рассказать об одном случае, который произошел с моими знакомыми. У них тяжело заболел сын, и врачи говорили, что он вряд ли сможет ходить. Но я видел (видела), как его мать, безгранично любя сына, верила в то, что ребенок выздоровеет, и поэтому ежедневно по нескольку часов в день занималась с ним физкультурой. Вскоре и сам мальчик поверил в свое выздоровление. Через некоторое время мы увидели его, самостоятельно гуляющего по улице. Я понимаю, что материнская сила любви спасла ребенка от инвалидности.

В заключение хочу посоветовать всем: любите и уважайте друг друга, так как любовь способна творить чудеса.

 

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.