Вариант 18

Задание 26.

У животной клетки в отличие от бактериальной клетки есть

1. Митохондрии

2. Жгутики

3. Аппарат Гольджи

4. Цитоплазма

5. Лизосомы

6. Рибосомы

Правильный ответ - 135.

 

Задание 27.

У кишечнополостных животных есть

1. Внутренний скелет

2. Узловая нервная система

3. Эктодерма, энтодерма и мезодерма

4. Промежуточные клетки

5. Стрекательные клетки

6. Диффузная нервная система

Правильный ответ - 456.

 

Задание 28.

К идиоадаптация относят 

1. Способность к фотосинтезу

2. Колючки кактуса

3. Возникновение цветка

4. Махровость цветка астры

5. Окраску ствола березы

6. Появление семян у голосеменных растний

Правильный ответ - 245.

 

Задание 29.

Установите соответствие между признаками классов ракообразных и насекомых и их представителями.

Признаки класса

А. Десять пар конечностей

Б. Дышит жабрами

В. Три отдела тела

Г. Два отдела тела

Д. Орган выделения - зеленая железа

Е. Орган выделения - мальпигиевы сосуды

Представители

1. Майский жук 

2. Речной рак

Правильный ответ - 221221.

 

Задание 30. 

Установите соответствие между примером торможения и его видами.

Пример торможения

А. У собаки пытались отнять еду, она укусила нападавшего

Б. Незнакомый запах вызывает прекращение слюноотделение

В. Выключатель в комнате перенесли на другое место, а хозяин все равно тянется к прежнему месту

Г. При внезапном сильном ливне человек ищет укрытия

Д. После длительного выполнения домашнего задания школьник может не ответить на вопросы

Е. Человек долго не слышал пения птиц и забыл ранее хорошо знакомые голоса некоторые из них

Виды торможения

1. Внешнее (безусловное)

2. Внутреннее (условное)

Правильный ответ - 112122.

 

Задание 31.

Установите соответствие между процессами, происходящими во время фотосинтеза, и его фазами

Процессы

А. Перенос электронов с молекул хлорофилла за мембраны тилакоидов

Б. Фотолиз воды

В. Восстановление пятиуглеродного сахара до глюкозы

Г. Распад АТФ на АДФ и фосфат

Д. Отдача НАДФ атомов водорода углеводу

Е. Выделение кислорода

Фазы

1. Световая

2. Темновая

Правильный ответ - 112221.

 

Задание 32.

Установите соответствие между функциональными группами в биогеоценозе и их ролью.

Роль функциональных групп

А. Выделяют в атмосферу кислород

Б. Разлагают органические вещества

В. Являются гетеротрофами

Г. Создают органические вещества из неорганических

Д. Обеспечивают передачу энергии по звеньям цепи питания

Е. Замыкают круговорот веществ

Функциональные группы

1. Консументы

2. Продуценты

3. Редуценты

Правильный ответ - 231213.

 

Задание 33.

Установите правильную последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге.

1. Пресинаптическая мембрана

2. Рецептор

3. Двигательный нейрон

4. Постсинаптическая мембрана

5. Вставочный нейрон

6. Чувствительный нейрон

Правильный ответ - 261453.

 

Задание 34.

Какие способы перенесения жаркой погоды существуют у растений?

Правильный ответ - устьица листьев растений способны закрываться в жаркую погоду. Листья некоторых растений, например, ковыля, способны закручиваться, таким образом закрывая устьица и временно прекращая испарение. Могут быть упомянуты такие примеры, как наличие кутикулы, частичное закрытие устьиц и т.д.

 

Задание 35.

К какому типу животных принадлежит организм, клеточное строение которого показано на рисунке? Какие клетки обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции выполняют эти клетки?

VHe8Pad34j4

Правильный ответ - на рисунке показано клеточное строение кишечнополостного животного. Эти животные имеют два слоя клеток: эктодерму и энтодерму. 1 - стрекательная клетка, выполняющая защитные функции, 2 - пищеварительно-мускульная клетка энтодермы, выполняющая функции захвата пищи и пищеварения.

 

Задание 36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. В 1908 г. И. П. Павлов открыл явление фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета.

2. Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам - антигенам.

3. Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим.

4. Специфический иммунитет - это реакция организма на действие неизвестных чужеродныхагентов.

5. Неспецифический иммунитет обеспечивает защиту от знакомых организму антигенов.

6. Иммунитет может осуществляться как специальными клетками - фагоцитами, так и антителами - белковыми молекулами, содержащимися в лимфоцитах крови.

Правильный ответ - ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.

Предл. 1 - явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников.

Предл. 4 - специфический иммунитет - это реакция на определенный антиген, к которому выработалась невосприимчивость.

Предл. 5 - неспецифический иммунитет защищает от неизвестных антигенов.

 

Задание 37.

С помощью каких сигналов животные передают свое состояние? Приведите примеры.

Правильный ответ - сигналы тревоги - звуковые, изменение позы. Сигналы испуга - собаки поджимают хвосты, прижимаются к земле. Сигналы радости - улыбка (полуоскал), поза подчиненности (в игре или в опасности), метка на дереве (собаки).

Разнообразные жесты, позы, множество звуковых сигналов, запахи и т.д.

 

Задание 38.

Дано описание домашней кошки - сиамской породы.

Кариотип кошки - 38 хромосом. Она свободно скрещивается с кошками других пород. Отличительными чертами кошки этой породы являются: тонкое, длинное, трубообразное гибкое тело, голова в виде длинного клина, большие миндалевидные косо поставленные глаза ярко-синего цвета, очень большие уши, широкие в основании и заостренные на концах. В норме температура тела взрослой кошки колеблется от 38 до 39,5С, у котят эти показатели бывают более высокими. Частота дыхания равна 20-30, у молодых кошек достигает 40 дыхательных движений в минуту. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Правильный ответ - генетический критерий - кариотип и способность скрещиваться с другими породами, принося плодовитое потомство. Морфологический критерий - внешние признаки кошки, особенности породы. Физиологический критерий - температура тела человека и частота дыхания животного.

 

Задание 39.

Участок молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦАТ ГАА УУЦ ТГЦ АТЦ.

Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена всех нуклеотидов Т на нуклеотид Ц.

Правильный ответ - молекула ДНК приобретает следующую последовательность нуклеотидов: ЦАЦ ГАА УУЦ ЦГЦ АЦЦ. Это генная мутация. Изменится последовательность трех кодонов на иРНК. Изменится набор аминокислот  и, следовательно, первичная структура белка.

 

Задание 40.

Таня и Наташа родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть родная сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением, но гемофилик. Таняи Наташа вышли замуж за здоровых по указанным признакам мужчин. У Тани родились два мальчика-дальтоника и две здоровые девочки. У Наташи два сына - гемофилики и дальтоники одновременно. Определите генотипы Тани, Наташи, их родителей и всех детей. Почему у Наташи оказались дети, заболевшие двумя болезнями? Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

_ftkiMjaQDM

Правильный ответ - P: XdX мать - носительница дальтонизма х XdhY отец - гемофилик.

Таня и Наташа - XdXdh XXdh дальтоники и носительницы гемофилии. Их мужья ХУ - здоровы. Дочери Тани - XXdh - носительницы обоих аномальных генов. Сыновья Наташи XdhY.

 

 

 

 

 

Источник: ЕГЭ 2017. Биология: тренировочные задания/Г. И. Лернер. - Москва: Эксмо, 2016. - 368 с. (ЕГЭ. Тренировочные задания). 40 вариантов.