Вариант 19

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 19

Красавица

(1)Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. (2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3)Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. (5)Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? 

(6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. (7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. (8)И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. 

(9)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11)И вскоре красавица сказала горничной: 

- (12)Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13)Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. 

(14)И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... (15)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16)Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. (17)Там спрятано и все остальное добришко его. 

(И. А. Бунин)

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).

 

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Казенная палата - губернское учреждение министерства финансов Российской империи.

Чахоточного сложения -  высокого и худого телосложения.

Срывался в фистулу - говорил со свистом.

Губернские чиновники - люди, находящиеся на государственной службе в губернии.

Тюфячок - небольшой матрас.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли. 

Примеры фраз из текста:

 - И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его.

 - И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... 

Примеры собственных формулировок:

 - Автор текста ставит перед читателем проблему внешней и внутренней красоты.

 - Истинная красота... Что это такое? Всегда ли то, что внешне прекрасно, также очаровательно изнутри?

 - На протяжении жизни человек духовно-нравственно развивается, к нему приходит понимание истинной и ложной красоты. Именно эту проблему ставит перед читателями Иван Алексеевич Бунин.

 - Что же такое истинная красота? Показав данную проблему, ...

 - Как же определить истинную красоту? Ставя данную проблему, известный русский писатель Иван Бунин обращается в своем тексте к ...

 - Автор размышляет о том, что настоящая красота ...

 - Предложенный нам текст писателя полемичен и интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны подтверждать идею автора, а не опровергать ее.

Возможные варианты начала комментариев:

 - Автор текста доказывает, что ...

 - Видно, что рассуждения автора основаны в первую очередь на ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание ...

 - В качестве примера хочу обратить внимание на ...

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор убеждает, что ...

 - Авторская позиция ясна: ...

 - Безусловно, автор текста стремится ...

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь вы можете опираться на художественные произведения, в которых поднимается проблема истинной и ложной красоты (например, сестры Татьяна и Ольга Ларины в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин", Элен Курагина и Наташа Ростова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир").

Примеры произведений, в которых поднимается проблема истинной и ложной красоты:

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" (XVI в.)

А. С. Пушкин "Руслан и Людмила" (1818-1820), "Кавказский пленник", "Цыганы" (1824), "Капитанская дочка" (1832-1836), "Повести Белкина" (1830), "Евгений Онегин" (1823-1831), "К***" ("Я помню чудное мгновенье...") (1825), "Я вас любил: любовь еще, быть может..." (1829).

М. Ю. Лермонтов "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (1841), "Как часто, пестрою толпою окружен..." (1841), "Листо" (1841), "Мцыри" (1839).

И. А. Гончаров "Обыкновенная история" (1847), "Обломов" (1859), "Обрыв" (1869).

Ф. И. Тютчев "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..." (1870).

А. А. Фет "Шепот, робкое дыхание..." (1850), "Я пришел к тебе с приветом..." (1843), "Я тебе ничего не скажу..." (1885).

И. С. Тургенев "Ася" (1857), "Первая любовь" (1860), "Отцы и дети" (1862).

М. Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы" (1875).

Л. Н. Толстой "Война и мир" (1863-1869), "Анна Каренина" (1877), "После бала" (1903).

Ф. М. Достоевский "Бедные люди" (1845), "Преступление и наказание" (1866).

А. П. Чехов "Вишневый сад" (1903), "Три сестры" (1901).

А. А. Блок "Ты помнишь? В нашей бухте сонной..." (1911-1914), "Незнакомка" (1906), "О доблестях, о подвигах, о славе" (1908).

М. И. Цветаета "Мне нравится, что вы больны не мной..." (1915).

М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита" (1966-1967).

М. А. Шолохов "Тихий Дон" (1925-1940).

У. Шекспир "Ромео и Джульетта (1594-1595), сонеты: №66 "Измучась всем, я умереть хочу..." (пер. Б. Пастернака), №68 "Его лицо - одно из отражений..." (пер. С. Маршака), №116 "Мешать соединенью двух сердец..." (пер. С. Маршака), №130 "Ее глаза на звезды не похожи..." (пер. С. Маршака).

 

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

 - Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) ...

 - Проблема затронутая в ...

 - Вопрос о ... актуален для русской литературы. Например, ...

 - Размышляя о ..., я хочу обратиться к ...

 - Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ...

 - Об истинной и ложной красоте не раз ...

 

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример вашего отношения к тем или иным событиям настоящего, очевидцем которых вы стали или о которых слышали из средств массовой информации или Интернета.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Прочитав текст, я понял (поняла) ...

— Я считаю ...

— Я полагаю, что …

— Например, для меня ...

— Я готов (готова) объяснить, почему …

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет читателя понять, что …

— После прочтения данного текста …

— Подводя итог своему размышлению, хочу …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 - Подводя итоги ...

 

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на структуру текста, которая составлена в соответствии с пошаговой инструкцией. Прочитайте аргументацию и комментарии. Обратите внимание на построение фраз.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Автор текста ставит перед читателем проблему внешней и внутренней красоты. Что же такое истинная красота? Ставя данную проблему, известный русский писатель Иван Бунин обращается в своем тексте к образу женщины-красавицы, которая стала второй женой чиновника казенной палаты. Вот как описывает ее автор: "...она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому". Но оказалось, что за яркой внешностью скрывается недоброе сердце: женщина возненавидела маленького семилетнего мальчика, сына чиновника от первого брака. Симпатии автора на стороне беззащитного ребенка, и в контексте бунинского текста слово "красиая" становится синонимом "бездушная", "эгоистичная", "жестокая".

Об истинной и ложной красоте не раз писали русские и европейские писатели. Не обошел эту вечную тему и А. С. Пушкин в совем романе "Евгений Онегин", выведя образу двух родных сестер: Татьяны и Ольги Лариных. Ольга - красивая, милая, но пустая, кокетливая, жеманная. Татьяна - спокойная, тихая, кроткая, "она в семьей своей родной казалась девочкой чужой", но при этом духовно богатая, высоконравственная, не способная играть чужими чувствами.

Прочитав текст Ивана Бунина, я вспомнил (вспомнила), как однажды увидел (увидела) ярко-красный цветок, растущий у дороги. Я только собирался (собиралась) сорвать его, как меня предупредили: "Не рви, цветок красивый, но очень ядовитый, обожжешь руки". К сожалению, часто красота бывает ложной, ненастоящей.

После прочтения данного текста я понял (поняла), что надо ценить красоту, которая не всегда проявляется внешне.

 

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.