Вариант 2

Вариант 2

Задание 25

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мне- нию, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 2

(1) В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3) Я затратил на это во- семьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4) Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5) Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем самым соучаствовать в творчестве. (6) А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни… (7) Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною...». (8) «Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10) Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11) Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12) Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора…

(13) Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14) Мне же многое приходилось открывать поздно. (15) Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16) А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18) Но богом для меня был и остался Лев Толстой…

(19) Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20) И если книга причиняет вам боль, эта боль исцеляющая. (21) Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

(23) Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24) Такие традиции продолжает и литература двадцатого века. (25) Сейчас нужны книги, которые буквально переворачивают душу. (26) Цена такого слова всегда велика. (27) А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (28) И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (29) Исповедовались.

(По Г. Бакланову*)

* Бакланов Григорий Яковлевич (1923—2009) — писатель, публицист.

 

Пошаговая инструкция

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если зна- чение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Соучаствовать — вносить свой вклад, сотворить.

Минувшее — прошлое.

Серебряное тиснение — отделка книги с использованием серебряной краски.

Коленкор — переплётный материал на тканевой основе.

Тусклое равнодушие — полное равнодушие, потерянность.

 

ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформулируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.

Примеры фраз из текста:

— Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни.

— Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем самым соучаствовать в творчестве.

— В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.

— Все великие книги созданы страданием и любовью к людям.

— Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

— Сейчас нужны книги, которые буквально переворачивают душу. Примеры собственных формулировок:

— Книга способна сделать человека лучше.

— Автор прочитанного нами текста размышляет о роли книг в жизни че- ловека, о том, что есть книги, которые оказывают на читателя огромное влияние.

— Автор ставит перед читателями сложную проблему: зачем читать книги.

— Вы когда-нибудь задумывались над тем, какая из прочитанных вами книг оказала самое сильное влияние на вас, научила вас сочувствовать, со- переживать, сострадать.

— Литература должна помогать человеку осмысливать жизнь.

— Чтение книг — это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни.

— В литературе ХХ века, так же как и в классической литературе, много книг, которые вызвали бы сильнейший отклик в душе читателей.

 

ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

— Автор объясняет читателю …

— Действительно, трудно переоценить роль книги в …

— Для понимания ключевой проблемы прочитанного текста необходимо …

— Благодаря таланту автора перед нами встают картины …

 

ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика). Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

— Автор считает, что именно в книгах можно найти объяснения всему, что…

— Авторская позиция ясна: …

— Я понимаю, что автор текста стремился …

— Безусловно, ведущая мысль автора заключается в …

— Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует …

— Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует …

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста. Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте.

Примеры произведений, в которых обозначена роль книги в жизни человека:

Г. Р. Державин «Памятник» (1795).

А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Поэту» (1830), «Маленькие трагедии» (1830), «Евгений Онегин» (1823—1831).

М. Ю. Лермонтов «Пророк» (1841), «Листок» (1841), «Герой нашего времени» (1838—1839).

Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..." (1869).

И.С. Тургенев "Певцы" (1852), "Разговор" (1878), "Русский язык" (1882), "Отцы и дети" (1862).

Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание" (1866).

Л. Н. Толстой "Война и мир" (1863-1869).

М. И. Цветаева Из цикла "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке...") (1916).

О. Э. Мандельштам "Звук осторожный и глухой..." (1908), "Равноденствие" ("Есть иволги в лесах, и гласных долгота...") (1913), "Бессоница. Гомер. Тугие паруса..." (1915).

У. Шекспир "Ромео и Джульетта" (1595), "Гамлет" (1601).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырех-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного контекста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

 - Проблема ... поднимается в произведении ...

 - Вопрос о роли чтения в жизни человека не раз ... Например, ... 

 - Размышляя о ..., можно обратиться к произведению ...

 - В моей жизни ключевую роль сыграла книга ...

 - О том, что книга может излечить, научить понимать жизнь, я ...

 - Особенно мне запомнилась книга о ..., так как ...

 - Именно такое влияние оказала на меня ...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трех-четырех предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я стал (стала) свидетелем …

— С моей точки зрения, …

— Я уверен (уверена), что …

 - Была ли в моей жизни книга, которую я готов (готова) перечитывать ...

 - Есть книги, которые определяют нравственный стержень литературного творчества. Именно о такой я и хочу рассказать ...

 - Я хочу рассказать о ...

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет задуматься о том, …

— После прочтения этого текста …

— Я понял …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 

 

ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учётом пошаговых рекомендаций:

Автор прочитанного нами текста размышляет о роли книг в жизни человека, о том, что есть книги, которые оказывают на читателя огромное влияние. Читая настоящую литературу, человек учится сочувствовать, сопереживать. Каждое прочитанное произведение должно быть не только осмысленно, но и прочувствовано сердцем. Литература учит понимать жизнь и себя в жизни. Именно такое влияние оказал на меня небольшой рассказ-эпопея Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Война отобрала у Андрея Соколова все: семью, дом. Единственное, что не отняла у героя война, — чувство собственного достоинства, чести, любви к людям. Русский солдат не ожесточился, он смог преодолеть себя и найти в маленьком сироте Ванюше родственную душу. Жизнь конкретного человека обобщается писателем и становится судьбой тысяч русских людей, переживших войну и потерявших близких, но сохранивших главное — человеческую душу.

Однажды я стал (стала) свидетелем того, как книга вызвала сильнейший отклик в душе. Я имею в виду чтение Соней Мармеладовой евангельского сюжета Воскрешение Лазаря в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Именно с этого момента в книге начинается духовное очищение Раскольникова. Вот она врачующая сила книги!

Прочитав фрагмент из статьи Григория Бакланова, понимаешь, что книга способна оказать прямое влияние на формирование души человеческой.

 

ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец.

 

Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

Ваш вариант сочинения по данному тексту:

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитанному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.