Вариант 3

Вариант 3

Задание 25

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 3

(1)Мудрый поэт Микола Бажан когда-то рассказывал мне, что Маяковский, которого он хорошо знал, не любил рукопожатий и открывал в незнакомых домах дверь при помощи носового платка — он панически боялся заразиться. (2)Американскня поп-звезда Майкл Джексон выходил на люди только в респираторе, защищая себя от нежелательных микробов, которыми кишит окружающий мир. (З) Знаю людей, которые аккуратно подсчитывают количество поглощаемых за обедом калорий и регулярно делают множество анализов, пытаясь не пропустить момента, когда на них обрушится какая-нибудь злая болезнь, связанная с тем. что окружающая жизнь полна опасностей и уйти от них почти невозможно. (4)И это вовсе не исключения. (5)Если вы доверчивы и регулярно читаете журналы с газетами, то прекрасно знаете, что ходить ночами по пустынным улицам весьма опасно, так как преступность всё ещё не побеждена. (6)В городах очень вредно дышать из-за выхлопных газов и промышленных дымов, а любимые народом курево и выпивка давно уже официально зачислены в разряд отравляющих веществ. (7)Если же вспомнить не о выпивке, а о закуске, то выясняется, что есть тоже вредно, а целый ряд продуктов особо опасен. 
(8)Государство, которому назначено о гражданах заботиться, пробует спасти хотя бы своих любимцев: на предприятиях пищевой индустрии работают цеха, поставляющие корм для особо важных людей, в частности членов правительства и депутатов, стараясь хотя бы этим ничего вредного не подсовывать. 
(9)Но подкрадывается беда, как выяснилось, не с обеденного, а с письменного стола, и чинушам тоже нелегко уворачиваться от роковых угроз современной жизни. (Ю) Причём это, оказывается, проблема [...], которую мы ещё просто не изучили. 
(11) Недавно американцы опубликовали сводные данные о чиновничьих трагедиях в их стране. (12)Выясняются вещи любопытные и тревожные. (13)Только в США около двух тысяч канцелярских служащих ежегодно получают травмы от неосторожного обращения с карандашами. (14)Более двух с половиной тысяч чиновников ежегодно теряют трудоспособность, спотыкаясь о корзины для ненужных бумаг. (15)От скрепочных же сшивателей, так называемых стейплеров, страдает в год около десяти тысяч чиновников, а две с половиной тысячи канцелярских работников за это же время режутся обычной писчей бумагой. (16)Люминесцентные лампы упали на головы 352 бюрократов, а ещё сотня пострадала от рухнувших на них настенных диаграмм. (17)Число пострадавших от работы с компьютерами исчисляется уже десятками тысяч, сколько клерков простудилось или нахваталось микробов от кондиционеров, считать скучно... 
(18) Если говорить о наших чиновниках, то с кондиционерами и компьютерами они ссорятся не так часто, как их заокеанские коллеги, зато те меньше страдают от рукоприкладства посетителей... 
(19) В общем, есть специфические особенности, но сейчас речь не о них. (20)Хочу просто напомнить, что тезис о всемогуществе уютного кабинета и прелестях вкусной еды в очередной раз ставится под сомнение. (21)Впрочем, лодыри, не занятые ничем, тоже не числятся среди долгожителей... 
(22)Как же спастись от напастей и продлить жизнь? (23)А нового ничего не придумано. (24)Надо с удовольствием пить и есть, заниматься любимым делом и помнить, что радость, получаемая от работы, и любовь, которой ты связан с хорошими людьми, продлевают жизнь куда больше, чем фильтрованный воздух и колбаса из специального мяса. (25)А портрет высокого начальника может свалиться на голову кому угодно. (26)Поэтому самое разумное — садиться от него подальше. 
(По В. Коротичу)

Виталий Алексеевич Коротич (род. в 1936 г.) - поэт, прозаик, публицист, журналист, сценарист.

 

Пошаговая инструкция

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Микола Бажан (1904-1983) - украинский поэт-футурист, переводчик, культуролог.

Респиратор - специальная медицинская повязка, закрывающая нос и рот человека, задерживающая проникновение микробов в организм человека из воздушной среды.

Депутат - народный избранник; человек, представляющий интересы народа в государственных органах.

Чинуша - чиновник.

Бюрократ - человек, занимающий административную должность, который в первую очередь руководствуется формальными документами.

Настенные диаграммы - графики и схемы, созданные на листе бумаги и висящие на стене.

Клерк - мелкий служащий.

Рукоприкладство - разрешение конфликтной ситуации кулаками, а не обсуждением.

Напасти - трудности, препятствия.

Фильтрованный воздух - воздух, специальо очищенный.

 

ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, постав- ленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.

Примеры фраз из текста:

 - ...окружающая жизнь полна опасностей и уйти от них почти невозможно.

 - Как же спастись от напастей и продлить жизнь?

 - Надо с удовольствием пить и есть, заниматься любимым делом и помнить, что радость, получаемая от работы, и любовь, которой ты связан с хорошими людьми, продлевает жизнь куда больше, чем фильтрованный воздух и колбаса из специального мяса.

Примеры собственных формулировок:

 - Автор текста ставит перед читателем следующую проблему: как же избежать опасностей, которые сопровождают человека на жизненном пути, и возможно ли их избежать.

 - Безопасная жизнь... Возможно ли такое?

 - На протяжении жизни человек встречается с различными опасностями, вызовами современного мира: терроризмом, вирусами и микробами, компьютерной зависимостью и многим другим. Но из этого абсолютно не следует, что надо отгородиться от жизни и всего бояться.

 - Какие же опасности и трудности подстерегают человека в современном мире? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями.

 - Автор размышляет о том, что настоящая жизнь невозможна без трудностей и препятствий.

 - Предложенный нам текст писателя-журналиста полемичен и интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: как спастись от испытаний и трудностей, приготовленных нам жизнью.

 

ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Следите за фактической точностью в комментари- ях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

- Автор текста доказывает, что ...

 - Действительно, рассуждения автора убедительны, поскольку в качестве примеров он упирается на ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимане ...

 

ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор доказывает, что ...

 - Авторская позиция понятна: ...

 - Автор доказательно объясняет, что ...

 - Безусловно, автор текста стремится ...

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте.

Примеры произведений, в которых поднимается проблема неразделённой любви:

А.С. Пушкин "Дубровский" (1832-1833), "Капитанская дочка" (1832-1836).

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (1838-1840), "ПЕсня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837), "Мцыри" (1839).

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" (1835), "Мертвые души" (1835-1841).

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (1862), "Первая любовь" (1860).

М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (1869-1870), "Премудрый пескарь" (1883).

Л.Н. Толстой "Детство" (1852), "Отрочество" (1854), "Война и мир" (1863-1869), "Хаджи-Мурат" (1896-1904).

К.Д. Воробьев "Убиты под Москвой" (1963).

В.П. Астафьев "Царь-рыба" (1976).

В.Г. Распутин "Прощание с Матёрой" (1976).

А.И. Солженицын "Матернин двор" (1959).

Гомер "Илиада" (IX-VIII вв. до н. э.) (или "Одиссея") (фрагменты по выбору).

Э. Хемингуэй "Старик и море" (1952).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

 - Я согласен / не согласен (согласна / не согласна) ...

 - Проблема, затронутая в ...

 - Вопрос о ... акутален для русской литературы. Например, ...

 - Размышляя о ..., я хочу обратиться к ...

 - Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ... 

 - О проблеме преодоления трудностей, встречающихся на жизненном пути, писали много. Особенно мне понятен ..., так как ...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

 - Прочитав фрагмент статьи, я вспомнил (вспомнила) ...

 - Я считаю ...

 - Я полагаю, что ...

 - В качестве примера преодоления жизненных трудностей я хочу рассказать о таком случае, который ...

 - Я готов (готова) объяснить, почему ...

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет задуматься о том, …

— После прочтения этого текста …

 - Подводя итог своему размышлению, хочу ...

 - Итак, ...

 - Таким образом, в заключение ...

 

ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учётом пошаговых рекомендаций:

На протяжении жизни человек встречается с различными опасностями, вызовами современного мира: терроризмом, вирусами и микробами, компьютерной зависимостью, климатическими катаклизмами и многим другим. Но из этого абсолютно не следует, что надо отгородиться от жизни и всего бояться. Именно такую проблему ставит перед нами автор текста. Мы видим, что стремление создать вокруг себя безопасный мир (покупать только специальные продукты, не обработанные ядохимикатами, ходить по улицам в респираторе), открывать дверь с помощью носового платка) обречено на неудачу, так как невозможно предугадать все, что может произойти с человеком на его жизенном пути. Как же быть? Автор текста доказывает, что "надо с удовольствием пить и есть, заниматься любимым делом и помнить, что радость, получаемая от работы, и любовь, которой ты связан с хорошими людьми, продлевают жизнь куда больше, чем фильтрованный воздух и колбаса из специального мяса".

Я сгласен (согласна) с точкой зрения автора. Действительно, можно вспомнить множество примеров из художественной литературы, которые являются иллюстрациями к предложенному тексту. Например, сатирически М.Е. Салтыков-Щедрин высмеивает образ жизни "премудрого пескаря" в одной из своих сказок, который "жил и дрожал". Щедрин не ставит перед своим читателем вопросы о долгой, но никому не нужной жизни героя: "Какие были у его радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?"

Прочитав фрагмент статьи В. А. Коротича, я вспомнил (вспомнила), как мой сосед боится больниц и поэтому не садится в лифт с другими людьми, при разговоре отворачивается в сторону, всегда отказывается от приглашения в гости, чтобы не подхватить инфекцию и не попасть в больницу. Этой весной я узнал (узнала), что он споткнулся на асфальте, сломал ногу и уже несколько недель лежит в больнице. Жаль его.

Автор заставляет читателя понять, что свой страх перед жизнью необходимо преодолевать, и тогда мир вокруг нас станет ярким и насыщенным.

 

ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитанному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.