Вариант 3

Вариант 3

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) На разных этапах истории существовало множество теорий устройства нашего мира. (2) Все они изображались в виде рисунков, схем, моделей. (3) <...> время и достижения научно-технического прогресса расставили все на свои места, и гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы - это уже аксиома.

 

Задание 1.

Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря достижениям научно-технического прогресса гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы изображалась в виде рисунков и схем.

2) Гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, отражающая устройство нашего мира и в настоящее время являющаяся аксиомой, появилась со временем благодаря научно-техническому прогрессу.

3) Все изображения гелиоцентрической математической модели Солнечной системы в виде рисунков и схем благодаря техническому прогрессу стали аксиомой.

4) Благодаря достижениям научно-технического прогресса множество теорий устройства нашего мира, которые существовали в разные периоды истории, со временем сменила гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, ставшая аксиомой.

5) На разных этапах истории гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы отражала множество теорий устройства нашего мира.

 

Задание 2.

Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Поэтому

Лишь бы

Тем не менее

Зато

 

Задание 3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в котрой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с к-рого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2. Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-н. М. корабля. Летающая м. самолёта.

3. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

4. Схема какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

5. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица.

 

Задание 4.

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

снЯтый

кОнусов

вероисповедАние

облилАсь

нарвалА

 

Задание 5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

По итогам юниорского первенства страны и пятого этапа Кубка России ПРЕТЕРПЕЛ изменения рейтинг Союза биатлонистов.

СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, утаивает свои чувства, помыслы, настроения.

По оценкам современных психологов СЛОВАРНЫЙ запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов.

Я потянул удочку из воды, но рыба сорвалась — на ветру затрепетал лишь ОБРЫВОК лески.

Питательные вещества клубня способствуют быстрому росту КОРНЕВОЙ системы цветка.

 

Задание 6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ

нет СВЕЧЕЙ

МЯГЧАЙШИЙ зефир

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

в ДВУХ тысячи пятом году

 

Задание 7.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

A) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

B) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Предложения

1) У широкой дороги, названной большим шляхом, ночевала отара овец.

2) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла.

3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования»

4) И. Р. Гальперин исследует и рассуждает о проблемах лингвистики текста. Оказавшись на выставке Ван Гога, меня поразила картина «Ирисы».

5) В картине «Портрете сына» В. А. Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.

6) Шесть картин, посвящённых северной русской природе, Ф. А. Васильев написал в Крыму.

7) Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр!

8) Предвкушение грозы — тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг.

9) Нельзя сказать то, что в доме рыбака было привлекательно и уютно.

 

Задание 8.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..мизировать

в..рсистый

м..ценатство

с..тевой (шнур)

зерк..ло

 

Задание 9.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

раз..единил, в..езд

о..бирал, на..пись

пр..смешной, пр..крыл

с..знова, вз..мать

и..жарить, ..делка

 

Задание 10.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

быст..нько

фасол..вый

обид..ться

неуживч..вый

подразум..вать

 

Задание 11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

стро..щийся

вер..щий

(они) жмур..тся

ка..щийся

(они) вычисл..т

 

Задание 12.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Выпало два холодных утренника, и (НЕ)УСПЕВШИЕ отцвести хризантемы поблёкли. Все обратили внимание, что кабина пилота вовсе (НЕ)СЛЕПАЯ, как мы предполагали раньше.

Всякий раз, когда я подымал об охоте разговор, у Ярмолы находился какой-нибудь предлог для отказа: то ружьё у него (НЕ)ИСПРАВНО, то собака болеет, то ему некогда.

Серёжка мастерил что-то из ракушек, наклонив голову и ничего (НЕ)ЗАМЕЧАЯ вокруг.

Яблони у нас в садах (НЕ)РАЗВЕСИСТЫЕ, а аккуратные, похожие одна на другую, округлые.

 

Задание 13.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

При конструировании современных автомобилей большое внимание уделяется вопросам безопасности, но аварии ВСЁ(ТАКИ) происходят, ПОТОМУ(ЧТО) их главная причина — сам человек.

Пережив некоторый экономический спад (В)НАЧАЛЕ 1990-х годов, страна добилась существенного роста не только (ЗА)СЧЁТ нефтяного сектора, но и благодаря развитой сфере услуг.

(ЗА)ТЕМ менеджер быстро вышел из кабинета начальника и, ни на кого (НЕ)СМОТРЯ, направился к выходу.

ЧТО(БЫ) сберечь природные ресурсы и уменьшить загрязнение окружающей среды, машиностроители (В)МЕСТО бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания предлагают газовые турбины и аккумуляторные электромоторы.

Главной достопримечательностью острова (ПО)ПРАВУ считаются исполинские черепахи: их здесь насчитывается (С)ВЫШЕ 150 тысяч особей.

 

Задание 14.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Печё(1)ая картошка — традицио(2)ое блюдо туристов. Некоторые путешестве(3)ики, чтобы картошка не обугливалась, готовят её в жестя(4)ой банке или ведре, прикрыв песча(5)ым слоем.

 

Задание 15.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Над маленьким полковым аэродромом то гуськом то журавлиными косяками то развёрнутым строем плыли и плыли бомбардировщики.

2) Вечереет и в густой синеве мерцает вечерняя гроза.

3) Эстетическое образование требуется не только писателю и художнику но и рабочему.

4) После разговора с отцом Андрей стоял ни жив ни мёртв.

5) Листья эвкалипта широко используют для заживления ран и для лечения ангины и для изготовления духов и мыла.

 

Задание 16.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Раскинув могучие крылья (1) и (2) напружинив (3) сильные когтистые лапы (4) готовые к удару (5) птица кружилась над серединой реки.

 

Задание 17.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Более мягкий климат тундры способен обеспечить пищей многочисленных птиц и зверей (1) однако (2) и в более суровых полярных областях тысячам живых существ (3) представьте себе (4) удаётся найти пропитание.

 

Задание 18.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У организма животных есть потребность в тепле; его функционирование (1) является следствием целой серии химических реакций (2) скорость (3) прохождения (4) которых (5) тесно связана с температурой.

 

Задание 19.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В эту музыку вложена такая полнота нежности (1) что (2) когда Пётр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию (3) то что-то перехватывало ему горло (4) в глазах появлялись слёзы.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1) В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило вместе с солнцем. (2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (З)Было прохладно и легко, а потому и весело. (4)Осенний запах леса — особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.
(5) Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6)И слушал тишину леса.
(7) Ну конечно же, он улыбался! (8)Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.
(9)И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10)Бим задрожал от волнения. (11)Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.
— (12)Ну, мальчик, ищи! 
(13) Бим пошёл! (14)Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15)Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное — Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу.
(17) Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18)А вскоре Бим уже пошёл ровно, со знанием дела. (19)Великое искусство — работа сеттера! (20)Вот он идёт лёгким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берёт запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точёную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.
(21) Лес молчал. (22)Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. (23)Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом — отцом и прародителем. (24)Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25)А на палой жёлтой листве стояла собака — одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26)Ни единый мускул не дрогнет! (27)Вот что такое классическая стойка в жёлтом лесу!
— (28)Вперёд, мальчик!
(29) Бим поднял вальдшнепа на крыло.
(30) Выстрел!
(31) Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32)Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (ЗЗ)Дубы охнули, как богатыри. (34)Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.
(Зб)Вальдшнеп упал комом. (Зб)Бим подал его по всем правилам. (37)Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на неё и сказал задумчиво:
— Эх, не надо бы...
(38) Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:
— Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39)А так — не стоит.
(40) Вчера был счастливый день. (41)Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес,
изящная работа Бима. (42)А всё-таки какой-то осадок на душе. (43)Отчего бы?
(44) Мне жаль стало убивать дичь. (45)Так хорошо вокруг, и вдруг мёртвая птица. (46)Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. (47)Если ни одного — ещё бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьёт кто-то другой. (48)Нет уж, увольте от такого...
(49) Откуда же всё-таки осадок от вчерашнего? (50)И только ли от вчерашнего?
(51) Не пропустил ли я какую-то мысль?.. (52)Итак, вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес — и убитая птица. (53)Что это: уж не сделка ли со своей совестью?
(54) Стоп! (55)Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность.
(56) Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идёт и всё более растёт во мне жалость к птицам и животным.
(57) Ах, жёлтый лес, жёлтый лес! (58)Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59)В осеннем солнечном лесу человек становится <...>.
(По Г. Н. Троепольскому*)
* Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) — русский советский писатель.

 

Задание 20.

Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 59? Выпишите это слово.

несчастным

браконьером

ханжой

чище

разговорчивей

 

Задание 21.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-4 содержится описание.

2. В предложениях 9-11 представлено повествование.

3. Предложение 27 содержит эмоционально-оценочное суждение о том, о чем говорится в предложении 23.

4. В предложениях 46-48 содержится повествование.

5. В предложениях 54-56 представлено рассуждение.

 

Задание 22.

Из предложений 1-8 выпишите устаревшее слово.

 

Задание 23.

Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер(-а) этого(их) предложения(-ий).

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

 

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ " 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

 

Задание 24.

«Ощущение, что ты оказался в лесу, создаётся, пожалуй, у каждого при прочтении текста Г. Н. Троепольского. И это неслучайно, ведь при описании природы писатель использует всю палитру языковых средств выразительности, в частности троп — (А)________ („лес молчал", „играли... листья берёз", „притихли... дубки" в предложениях 21-23), приём — (Б)_______________ („жёлтый лес" в предложении 57, „вот вам и" в предложении 58). Особую роль в описании леса играет (В)__________(„золотые листья" в предложении 22, „величавым исполином" в предложении 23). Этот троп помогает передать восприятие гармонии природы рассказчиком. На этом фоне ещё ярче выделяется приём — (Г)____________ (в предложениях 45, 52)".

Список терминов:

1) фразеологизм

2) аллитерация

3) лексический повтор

4) метонимия

5) обращение

6) противопоставление

7) литота

8) олицетворение

9) эпитет

 

Задание 25.

Напишите со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тексту.

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из проблем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (избегайте чрез­мер­но­го цитирования).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рассказчика). Напишите, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го текста. Объ­яс­ни­те почему. Свой ответ аргументируйте, опи­ра­ясь в первую очередь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учитываются пер­вые два аргумента).

Объём со­чи­не­ния — не менее 150 слов.

Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов.

Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

 

Ответы:

1 - 24 или 42

2 - темнеменее

3 - 4

4 - вероисповедание

5 - скрытный

6 - две

7 - 34975

8 - меценатство

9 - разъединилвъезд или въездразъединил

10 - неуживчивость

11 - кающийся

12 - неисправно

13 - чтобывместо или вместочтобы

14 - 145 или любая другая последовательность этих цифр

15 - 23 или 32

16 - 45 или 54

17 - 134 или любая другая последовательность этих цифр

18 - 2

19 - 134 или любая другая последовательность этих цифр

20 - чище

21 - 34 или 43

22 - одеяние

23 - 5

24 - 8396

25. Примерный круг проблем

1. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

2. Проблема отношения к птицам и животным. (Допустимо ли убивать птиц и животных?)

3. Проблема взаимоотношений человека и собаки. (На чем строятся взаимоотношения человека и собаки?)

Авторская позиция

1. Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его враздумья.

2. Бесполезное убийство птиц и животных недопустимо, ведь, убивая их, человек теряет человечность, идет против своей совести, чувства жалости к ним.

3. Собака - одно из лучших творений природы и человека - преданно относится к своему хозяину, и человек, ценящий эту преданность, отвечает любовью и заботой.

 

Источник: ЕГЭ Русский язык И.П. Цыбулько Типовые экзаменационные варианты 2017