Вариант 5

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 5

(1)Осень пришла врасплох и завладела землёй — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2)Всё сразу стало осенним.

(3)В саду суетились синицы. (4)Крик их был похож на звон разбитого стекла. (5)Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. (6)Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (7)Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха.

(8)Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. (9)Начался листопад. (10)Листья падали дни и ночи. (11)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12)Леса моросили дождём облетавшей листвы. (13)Этот дождь шёл неделями. (14)Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(15)Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (16)До тех пор я эту сказку никогда не слышал, — должно быть, Прохор её выдумал сам.

(17)- Ты гляди кругом, — говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, — ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (18)Гляди, объясняй. (19)А то скажут: зря учился. (20)К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле — главный ответчик. (21)Человек, скажем, выдумал порох. (22)Враг его разорви вместе с тем порохом! (23)Сам я тоже порохом баловался. (24)В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (25)Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (26)Дурак ударил по ним из обоих стволов — и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (27)А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (28)Небось видел в лесу — есть лист жёлтый и есть лист красный. (29)До того времени вся птица зимовала у нас. (30)Даже журавль и тот никуда не подавался. (31)А леса и лето и зиму стояли! (32)И в листьях, цветах и грибах. (33)И снега не было. (34)Не было зимы, говорю. (35)Не было! (36)Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! (37)Какой с неё интерес? (38)Убил дурак первую птицу — и загрустила земля. (39)Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40)И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (41)Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь. —

(42)Что беречь? —

(43)Ну, скажем, птицу разную. (44)Или лес. (45)Или воду, чтобы прозрачность в ней была. (46)Всё, брат, береги, а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели.

(47)Я изучал осень упорно и долго. (48)Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни.

(49)Так было и с осенью. (50)Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (51)Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

(52)Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.

(По К. Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - писатель, публицист.

 

Пошаговая инструкция

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Суматоха - кутерьма, столпотворение.

Перелески - место в лесу, свободное от деревьев.

Корзинщик - человек, который плетет корзины.

Солотча - место в Рязанской области.

Листобойные ветры - сильный листопад.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли. Авторская позиция в тексте может выражаться прямо (тогда можно выписать из текста саму фразу, в которой четко выражена позиция автора) или косвенно (тогда необходимо позицию автора сформулировать самому, опираясь на прочитанный текст).

Примеры фраз из текста:

 - Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

 - Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни.

 - Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

 

Примеры собственных формулировок:

 - Чтобы по-настоящему видеть красоту природы, надо убедить себя в том, что это действительно важно для тебя.

 - Природу надо беречь!

 - Берегите то, что создано природой. Иногда необдуманный поступок может иметь серьезные и печальные последствия.

 - Природа осень смешала все краски. Если бы я был художником, получилась бы картина невероятной красоты.

 - Берегите природу... Как много книг, кинофильмов, картин посвящено этой теме!

 - Нужно смотреть на окружающий мир свежим взглядом.

 - Автор размышляет о том, что значит беречь природу и ее уникальную красоту.

 - Предложенный нам текст К. Г. Паустовского интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: почему надо беречь природу.

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

 - Автор текста доказывает, что ...

 - Автор изображает ...

 - Действительно, мы читаем ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание ...

 - Объясняя указанную выше проблему, автор ...

 - В подтверждение своей мысли ...

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор утверждает, что природа ...

 - Авторская позиция доказательна: ...

 - Автор, безусловно, прав, утверждая, что ...

 - Безусловно, нельзя не признать правоту автора ... 

 - Автор объясняет ... 

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. В качестве примера вы можете предложить художественный текст, в котором звучит та же проблема: бережного отношения к природе.

Примеры произведений, в которых поднимается проблема бережного отношения к природе, а природа воспринимается как храм, как божество:

"Слово о полку Игореве" (к. XII в.).

В. А. Жуковский "Лесной царь" (1818), "Невыразимое" (1819), "Море" (1822).

А. С. Пушкин "Зимний вечер" (1825), "Зимнее утро" (1829), "Редеет облаков летучая гряда" (1820), "К морю" (1824), "Зимняя дорога" (1826), "Цветок" (1828), "Кавказ" (1829), "Туча" (1835).

М. Ю. Лермонтов "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Тучи" (1840), "Утес" (1841), "Три пальмы" (1838), "Когда волнуется желтеющая нива..." (1840), "Из Гёте ("Горные вершины...") (1840), "Листок" (1841).

Ф. И. Тютчев "Весенняя гроза" ("Люблю грозу в начале мая...") (1828, н. 1850-х), "Еще в полях белеет снег..." (1829, н. 1830-х), "Есть в осени первоначальной..." (1857), "Певучесть естьв  морских волнах..." (1865).

А.А. Фет "Я пришел к тебе с приветом..." (1843), "На стоге сена ночью южной..." (1857), "Учись у них - у дуба, у березы..." (1883).

Н.А. Некрасов "Зеленый Шум" (1862-1863).

И.С. Тургенев "Бежин луг" (1846, 1874), "Муму" (1852), "Воробей" (1878).

А. А. Блок "Перед грозой" (1899), "После грозы" (1900).

А. И. Куприн "Олеся" (1898).

М. М. Пришвин "Кладовая солнца", сбоник рассказов "Лесная капель".

С. А. Есенин "Береза" (1913), "Песнь о собаке" (1915), "Нивы сжаты, рощи голы..." (1917-1918).

В.П. Астафьев "Царь-рыба" (1976).

В.Г. Распутин "Прощание с Матёрой" (1976).

Ч. Айтматов "Плаха" (1986).

В. М. Шукшин "Заревой дождь" (1966).

Д. Р. Киплинг "Книга джунглей" (1893-1894).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Проблема … поднимается в произведении...

— Вопрос о … традиционен как для русской, так и для европейской лите- ратуры. Например, …

— Размышляя о …, можно обратиться к произведению…

— В этом году я читал произведение, в котором ….

— О проблеме ... Особенно мне близок (близка) …, так как …

 - Та же проблема поднимается ...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях. Вы можете рассказать о том, встречалась ли в вашей жизни ситуация, когда было необходимо посмотреть на окружающую природу свежим взглядом.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я стал (стала) свидетелем …

— По-моему, ...

— Я уверен (уверена), что …

— Иногда я ...

— Я хочу рассказать о …

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет задуматься о том, …

— После прочтения этого текста …

— Я понял …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 - Вслед за автором я ...

 

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Берегите то, что создано природой. Иногда необдуманный поступок может иметь серьезные и печальные последствия. Вот основная проблема, поднятая автором текста. В подтверждение своей мысли непревзойденный мастер словесного пейзажа, Константин Паустовский, рассказывает нам грустную и поучительную сказку об осени, объясняя читателю, как часто необдуманный жестокий поступок может иметь необратимые последствия. Автор пишет, что человек воспользовался порохом и выстрелил из ружьишка по веселым желтоватым птицам иволгам. Птицы обиделись на человека и стали улетать в теплые края. Беспричинный поступок имел для людей роковые последствия: изменилось само течение времени, появились осень, зима. Автор объясняет, почему надо бережно относиться к природе.

Проблема бережного отношения к природе поднимается во многих литературных произведениях. Недавно я прочитал книгу Ч. Айтматова "Плаха". С первых строк меня поразило то, что автор начинает свое повествование с рассказа не о людях, а о волках. Но в процессе чтения, я понял, что автор сделал это намеренно. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там настоящую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их маленькие волчата. Пара волков ушла ближе к горам, но и родившееся там потомство погибло, когда люди подожгли камыши вокруг осзера. Волки перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от человека, но человек украл из норы их последних четверых волчат. А когда волки начали мстить за своих детей, то люди убили и их.

Я уверен, что каждый человек должен относиться к природе не только с сочувствием, пониманием, но и с трепетом и благоговением. Как мы всегда радуемся первому снегу! Выглядываешь в окно и видишь - все вокруг белым-бело, и тебе сразу хочется сказки, праздника, волшебства!

Вслед за автором текста я хочу научиться понимать и любить природу, делать все от меня зависящее, чтобы сохранить ее свежесть и красоту.

 

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.