Вариант 7

Задание 1

Рассмотрите предложенную схему классификации углеводов по выполняемым функциям. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Полисахариды 3

Объяснение: целлюлоза и хитин образуют клеточную стенку растений и грибов соответственно, поэтому такие полисахариды называются структурными или строительными.

Правильный ответ - структурные.

 

Задание 2

Рассмотрите таблицу "Биология как наука" и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Разделы биологии Объекты изучении
Экология Взаимодействие организмов с окружающей средой
... Строение внутренних органов человека

Объяснение: строение внутренних органов человека изучает анатомия человека.

Правильный ответ - анатомия.

 

Задание 3

Сколько нуклеотидов во фрагменте матричной цепи ДНК кодируют 55 аминокислот во фрагменте полипептида? В ответе запишите только соответствующее число.

Объяснение: одну аминокислоту кодирует 3 нуклеотида, поэтому количество аминокислот умножим на 3, то есть 3х55=165.

Правильный ответ - 165.

 

Задание 4

Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики пластического обмена. Определите два термина, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Трансляция

2. Диссимиляция

3. Ассимиляция

4. Фотосинтез

5. Гликолиз

Объяснение: пластический обмен (ассимиляция) объединяет процессы сборки веществ: фотосинтез, репликация ДНК, синтез белка, хемосинтез. Гликолиз относится к процессам энергетического обмена (диссимиляция).

Правильный ответ - 25.

 

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и веществами.

Характеристики

А. Содержит макроэргические связи

Б. Аккумулирует энергию в клетке

В. Состоит из двух цепей

Г. Является примером

Д. Хранит и передает наследственную информацию

Е. Имеет в составе рибозу

Вещества

1. АТФ

2. ДНК

Объяснение: АТФ - главная энергетическая молекула, она содержит макроэргические связи между тремя фосфатами и имеет в своем составе рибозу. ДНК - это полимер, имеет в составе дезоксирибозу, состоит из двух цепей, хранит и передает наследственную информацию.

Правильный ответ - 112221.

 

Задание 6

Определите соотношение фенотипов у потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготного хомяка при полном сцеплении генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке убывания, без дополнительных знаков.

Объяснение: запишем анализирующее скрещивание (с рецессивной дигомозиготой) дигетерозиготного хомяка.

Р: АаВв х аавв 

При полном сцеплении генов получаются гаметы

Гаметы: АВ, ав х ав

F1: 1АаВв : 1аавв

Получаем соотношение 1:1.

Правильный ответ - 11.

 

Задание 7

Все приведенные ниже организмы, кроме двух, по типу питания относят к автотрофам. Определите два организма, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Хламидомонада

2. Подосиновик

3. Кукушкин лен

4. Хвощ полевой

5. Дрожжи

Объяснение: автотрофы создают органические вещества самостоятельно при помощи фотосинтеза или хемосинтеза, к ним относятся хламидомонада (зеленая водоросль), кукушкин лен (мох) и хвощ полевой.

Подосиновики и дрожжи - грибы, а грибы - гетеротрофы.

Правильный ответ - 25.

 

Задание 8

Установите соответствие между процессами в жизненных циклах и отделами растений.

Процессы в жизненных циклах

А. Митоз генеративной клетки пыльцевого зерна

Б. Формирование мегаспоры в семязачатке

В. Образование протонемы

Г. Образование спорогона на гаметофите

Д. Двойное оплодотворение

Е. Участие воды в оплодотворении

Отделы растений

1. Покрытосеменные

2. Моховидные

Объяснение: у моховидных из споры образуется протонема (зеленая нить), спорогон образуется на гаметофите (спорофит паразитирует на гаметофите, так как в жизненном цикле преобладает гаметофит, оплодотворение происходит при участии воды. Все остальные признаки - более прогрессивны и относятся к покрытосеменным.

Правильный ответ - 112212.

 

Задание 9

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Бактерии, как и грибы,

1. Являются только одноклеточными организмами

2. Поглощают вещества из почвы с помощью гиф

3. Размножаются с помощью спор

4. Составляют особое царство

5. Могут вступать в симбиоз

6. Являются редуцентами в экосистеме

Объяснение: грибы могут быть многоклеточными, а бактерии только одноклеточными. Гифы есть только у грибов. Грибы размножаются с помощью спор, а бактерии в виде спор переживают неблагоприятные условия среды.

И грибы и бактерии образуют особые царства, могут вступать в анабиоз (например, бобовые растения и клубеньковые бактерии, симбиоз гиф гриба и корней дерева - микориза), являются редуцентами в экосистеме.

Правильный ответ - 456.

 

Задание 10

Установите соответствие между характеристиками и группами грибов, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2.

18069

Характеристики

А. Имеют многоядерный, не разделенный на клетки мицелий

Б. Имеют плодовое тело

В. Подразделяются на пластинчатые и трубчатые

Г. Образуют микоризу

Д. Вызывают порчу пищевых продуктов

Е. Относятся к плесневым грибам

Группы грибов

1. 1

2. 2

Объяснение: съедобные грибы имеют плодовое тело, подразделяются на пластинчатые и трубчатые и образуют микоризу. Плесневые грибы (в частности, мукор) - имеют многоядерный, не разделенный на клетки мицелий, вызывают порчу продуктов, относятся к плесневым грибам.

Правильный ответ - 211122.

 

Задание 11

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Цветковые

2. Луковые

3. Лук репчатый

4. Растения

5. Однодольные

6. Лук

Объяснение: располагаем таксоны в правильном порядке, начиная с наибольшего.

Царство Растения

Отдел Цветковые

Класс Однодольные

Подсемейство Луковые

Род Лук

Вид Лук репчатый

Правильный ответ - 415263.

 

Задание 12

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Каковы особенности поперечнополосатой мышечной ткани?

1. Образует мышцы, расположенные в стенках внутренних органов

2. Состоит из веретеновидных клеток с одним ядром

3. Образует скелетные мышцы

4. Состоит из длинных многоядерных клеток

5. Имеет волокна с поперечной исчерченностью

6. Участвует в изменении просветов кровеносных сосудов

Объяснение: поперечно-полосатая мышечная ткань образует всю скелетную мускулатуру, состоит из длинных многоядерных клеток, имеет волокна с поперечной исчерченностью.

Правильный ответ - 345.

 

Задание 13

Установите соответствие между характеристиками и органами пищеварительной системы человека.

Характеристики

А. Является самой большой железой организма

Б. Является железой смешанной секреции

В. Вырабатывает слизь, ферменты и соляную кислоту

Г. Обеспечивает начальное расщепление белков

Д. Выполняет барьерную функцию на пути движения крови

Органы пищеварительной системы

1. Желудок

2. Печень

3. Поджелудочная железа

Объяснение: желудок вырабатывает слизь, ферменты и соляную кислоту и за счет кислой среды начинают расщепляться белки. Печень является самой большой железой организма, выполняет барьерную функцию на пути движения крови. Поджелудочная железа - является железой смешанной секреции (выделяет и гормоны и поджелудочный сок).

Правильный ответ - 23112.

 

Задание 14

Установите последовательность процессов, происходящих в организме при употреблении сладкого чая. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Выделение инсулина в кровь

2. Увеличение содержания глюкозы в крови

3. Снижение содержания глюкозы в крови

4. Стимуляция усвоения глюкозы тканями под действием инсулина

5. Усиление выработки инсулина поджелудочной железой

Объяснение: при  попадании сладкого чая в организм, так есть увеличивается содержание глюкозы в крови, усиливается выработка инсулина поджелудочной железой, инсулин выбрасывается в кровь, затем стимулируется усвоение глюкозы тканями под действием инсулина и, наконец, снижается содержание глюкозы в крови.

Правильный ответ - 25143.

 

Задание 15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания популяции как единицы эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Вид представляет собой совокупность популяций. 2. Основными характеристиками популяции являются генетическое разнообразие и изменение во времени. 3. Популяции вида различаются численностью, плотностью, возрастной и половой структурой. 4. Каждая популяция занимает часть ареала вида. 5. В популяции постоянно происходит мутационный процесс, и мутация, дающая преимущества, распространяется. 6. Внутри популяции осуществляется обмен генами между особями в результате свободного скрещивания.

Объяснение: описание популяции упоминается в предложениях 2, 5 и 6: обращаем внимание на фразы - "характеристиками популяции являются", "в популяции постоянно происходит", "внутри популяции осуществляется". 

Правильный ответ - 256.

 

Задание 16

Установите соответствие между примерами и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются.

Примеры

А. Возникновение многоклеточности у животных

Б. Возникновение цветка у покрытосеменных растений

В. Развитие разнообразных ротовых аппаратов у насекомых

Г. Цветение ветроопыляемых растений до распускания листьев

Д. Образование нектарников в цветках липы

Е. Формирование длинных крыльев у стрижей

Пути эволюции

1. Ароморфоз

2. Идиоадаптация

Объяснение: ароморфоз - это качественное изменение группы организмов, приводящее к повышению ее уровня организации (переход от пресмыкающихся к млекопитающим). К ароморфозам относятся - возникновение многоклеточности у животных и возникновение цветка у покрытосеменных растений. 

Идиоадаптация - это частное изменение небольшой группы организмов. К ним относятся - развитие разнообразных ротовых аппаратов у насекомых, цветение ветроопыляемых растений до распускания листьев, образование нектарников в цветках липы, формирование длинных крыльев у стрижей.

Правильный ответ - 112222.

 

Задание 17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

Какие из перечисленных факторов могут привести к уменьшению численности особей в популяции зайца-беляка?

1. Увеличение числа лисиц и волков

2. Увеличение количества кишечных паразитов

3. Уменьшение количества пищевых конкурентов

4. Повышенное атмосферное давление

5. Бесснежные морозные зимы

6. Увеличение пищевых ресурсов

Объяснение: к уменьшению численности особей в популяции зайца-беляка могут привести увеличение числа лисиц и волков (так как они - хищники), увеличение количества кишечных паразитов, бесснежные морозные зимы (так как они становятся видны без снега).

Правильный ответ - 125.

 

Задание 18

Установите соответствие между парами организмов и типами их взаимодействия.

Организмы

А. Рысь и заяц-беляк

Б. Таёжный клещ и лесная мышь

В. Гидра и дафния

Г. Аскарида и человек

Д. Черный коршун и лесная полевка

Типы взаимодействия

1. Паразитизм

2. Хищник - жертва

Объяснение: паразитами являются таёжный клещ и аскарида. Отношения хищник-жертва существуют между рысью и зайцем-беляком, гидрой и дафнией, черным коршуном и лесной полевкой.

Правильный ответ - 21212.

 

Задание 19

Установите последовательность действий исследователя при дигибридном скрещивании растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Скрещивание гомозиготных особей, обладающих двумя парами альтернативных признаков

2. Подбор родительских пар двух чистых линий с двумя парами альтернативных признаков

3. Получение единообразных гибридов первого поколения

4. Получение четырех фенотипических групп потомков

5. Скрещивание гибридов первого поколения между собой

Объяснение: сначала подбираем родительские пары двух чистых линий с двумя парами альтернативных признаков, скрещиваем их, получаем единообразных гибридов первого поколения, скрещиваем их, получаем четыре фенотипические группы потомков.

Правильный ответ - 21354.

 

Задание 20. 

Рассмотрите рисунок с изображением строения кожи человека. Укажите название, функцию слоя кожи, обозначенного вопросительным знаком. Определите тип ткани, который его образует. Заполните пустые ячейки, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

25.-stroenie-kozhi

Название слоя Тип ткани Функция
А Б В

Список терминов и понятий:

1. Эпидермис

2. Эпителиальная

3. Подкожная жировая клетчатка

4. Дерма

5. Сенсорная

6. Запасающая

7. Соединительная

8. Защитная

Объяснение: верхний слой кожи - эпидермис.

Тип ткани - эпителиальная.

Функция - защитная.

Правильный ответ - 128.

 

Задание 21.

Проанализируйте таблицу "Показатели познавательных способностей и психологического состояния у туристов при восхождении на Эверест и спуске с горы".

YSKdeGJ3OLM

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1. Спуск с Эвереста с высоты 5300 до 1300 м не оказывает существенного влияния на проявление познавательных способностей.

2. Чем выше нервозность, тем лучше выполнение теста на подстановку чисел на протяжении всего путешествия.

3. При недостатке кислорода нервозность возрастает и человек впадает в депрессию.

4. При подъёме до высоты 3500 м запоминание слов улучшается, но затем ухудшается.

5. Утомление ухудшает запоминание слов.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Объяснение: исходя из данных таблицы, спуск с Эвереста с высоты 5300 до 1300 м не оказывает существенного влияния на проявление познавательных способностей, а при подъем до высоты 3500 м запоминание слов улучшается, но затем ухудшается.

Правильный ответ - 14.

 

Задание 22

Действие некоторых лекарственных препаратов связано с подавлением ферментативных процессов в клетках бактерий. Препараты подавляют активность ферментов, обеспечивающих процесс окислительного фосфорилирования. Синтез какого вещества подавляют эти препараты? Где происходят эти процессы в клетке бактерии?

Объяснение: 1. Препараты подавляют синтез молекул АТФ

2. Процессы происходят на впячиваниях плазматической мембраны клетки (мезосомах)

 

Задание 23.

На рисунке изображены скелет и реконструкция вымершего животного, обитавшего 225-210 млн лет назад.

get_file

Используя фрагмент "Геохронологической таблицы", определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. 

Это животное имеет признаки двух классов. Назовите эти классы. Какие черты строения скелета и реконструкции животного позволяют отнести его к этим классам?

get_file (1)

Объяснение: 1. Эра - мезозойская, период - триасовый

2. Класс Рептилии: наличие челюстей с зубами, длинного хвоста, образованного позвонками, когтей на пальцах передних конечностей

3. Класс Птицы: наличие перьевого покрова на крыльях и хвосте, преобразование передних конечностей в крылья, передвижение на двух ногах, наличие цевки.

 

Задание 24

Найдите три ошибки в приведенном тексте "Выделительная система человека". Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1. В клетках тела человека в результате обмена веществ образуются вредные вещества, большая часть которых удаляется через почки. 2. Один из конечных продуктов обмена - мочевина. 3. В состав мочевыделительной системы входят парные почки и надпочечники, два мочеточника, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. 4. В нефронах почек образуется первичная и вторичная моча. 5. Первичная моча образуется в капсулах нефронов при фильтрации плазмы крови. 6. Вторичная моча образуется при фильтрации первичной мочи в извитых канальцах нефронов. 7. В состав вторичной мочи здорового человека входят вода, соли, мочевина, глюкоза, мочевая кислота и белки.

Объяснение: 3 - надпочечники - органы эндокринной системы

6 - вторичная моча образуется в извитых канальцах нефронов при обратном всасывании веществ (реабсорбции) в кровь из первичной мочи

7 - в составе вторичной мочи здорового человека отсутствуют глюкоза и белки

 

Задание 25

Какие части зуба выделяют у зубов млекопитающих? Как дифференцированы их зубы и каковы функции различных типов зубов у млекопитающих?

Объяснение: 1. Коронка, шейка и корень зуба

2. Зубы млекопитающих дифференцированы на резцы, клыки, коренные

3. Резцы необходимы для откусывания кусков пищи, клыки - для раздирания, а коренные - для перетирания и пережёвывания пищи

 

Задание 26

Какие черты организации пресмыкающихся позволили им освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырех признаков.

Объяснение: 1. Внутреннее оплодотворение, размножение и развитие, не связанные с водой

2. Особенности строения яйца (крупное, с запасом питательных веществ, покрытое плотной оболочкой)

3. Роговой покров тела (кожа сухая, практически без желёз)

4. Только легочное дыхание, хорошо развита грудная клетка

5. В желудочке сердца неполная перегородка, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются лишь частично

 

Задание 27

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке (спорогона) у мха кукушкина льна? Объясните, в результате какого деления и из каких исходных клеток образуются эти органы?

Объяснение: 1. В листья мха гаплоидный набор хромосом - n; в коробочке на ножке (спорогоне) диплоидный набор хромосом - 2n

2. Листья взрослого растения мха развиваются из гаплоидной споры (протонемы) митозом

3. Коробочка на ножке развивается из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы, которая делится путем митоза

 

Задание 28

У дрозофилы гетерогаметный пол - мужской. При скрещивании белоглазой самки дрозофилы с нормальными крыльями и красноглазого самца с укороченными крыльями в потомстве получилось 16 самцов с белыми глазами и нормальными крыльями и 18 самок с красными глазами и нормальными крыльями. При скрещивании самок с красными глазами и нормальными крыльями. При скрещивании самок с красными глазами и укороченными крыльями и самцов с белыми глазами и нормальными крыльями все потомство имело красные глаза и нормальные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях. Ответ обоснуйте.

Объяснение: 

Р: ХаХаВВ (белые глаза, норм., крылья) х ХАУвв (красные глаза, укор. крылья)

Гаметы: ХаВ х ХАв, Ув

F1: ХАХаВв (красные глаза, норм. крылья)

ХаУВв (белые глаза, норм крылья)

 

Р: ХАХАвв (красные глаза, укор. крылья) х ХаУВВ (белые глаза, норм. крылья)

Гаметы: Хав х ХаВ, УВ

F1: ХАХаВв, ХАУВв - красные глаза, норм. крылья

Ген цвета глаз расположен в Х-хромосоме, красны глаза доминантны, поскольку в первом скрещивании самцы и самки "меняются" фенотипами, а во втором все потомки получаются единообразны, ген длины крыльев расположен в аутосоме, нормальные крылья доминируют над укороченными, поскольку всё потомство единообразно и имеет нормальные крылья.

 

 

 

 

ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В. С. Рохлова., 2019 Вариант 2