Вариант 8

Задание 1

Рассмотрите предложенную схему классификации углеводов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Полисахариды 4

Объяснение: все перечисленные вещества являются полисахаридами (целлюлоза и хитин - структурные, крахмал и гликоген - запасные).

Правильный ответ - полисахариды.

 

Задание 2

Рассмотрите таблицу "Уровни организации живой природы" и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Уровни Примеры
... Симбиоз корней дерева и шляпочного гриба
Популяционно-видовой Борщевик Сосновского

Объяснение: симбиоз корней дерева и шляпочного гриба является примером биоценотического уровня (межвидовые отношения).

Правильный ответ - биоценотический.

 

Задание 3

Какой процент составляют нуклеотиды с аденином в молекуле ДНК, если нуклеотиды с гуанином и цитозином вместе составляют 18%? В ответе запишите только соответствующее число.

Объяснение: если нуклеотиды с гуанином и цитозином вместе составляют 18%, то нуклеотидов с аденином и тимином: 100-18=82%. Чтобы узнать сколько нуклеотидов с аденином, разделим 82 на 2, получим 41%.

Правильный ответ - 41%.

 

Задание 4

Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики клетки, изображенной на рисунке. Определите два термина, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

get_file (2)

1. Крахмал

2. Митоз

3. Мейоз

4. Фагоцитоз

5. Хитин

Объяснение: на рисунке представлена растительная клетка (толстая клеточная стенка из целлюлозы, хлоропласты, большая вакуоль). Для нее характерны: фагоцитоз - мешает толстая клеточная стенка, хитин - структурный углевод грибов, а не растений.

Правильный ответ - 45.

 

Задание 5

Установите соответствие между характеристиками клеток и царствами организмов, которым принадлежат эти клетки.

Характеристики клеток

А. Клеточная стенка из хитина

Б. Наличие крупных вакуолей с клеточным соком

В. Отсутствие центриолей клеточного центра у большинства представителей

Г. Запасной углевод - гликоген

Д. Гетеротрофный способ питания

Е. Наличие разнообразных пластид

Царства

1. Растения

2. Грибы

Объяснение: для растений характерно - наличие крупных вакуолей с клеточным соком, отсутствие центриолей клеточного центра у большинства представителей, наличие разнообразных пластид. Для грибов характерно: наличие клеточной стенки из хитина, запасной углевод - гликоген, гетеротрофный тип питания.

Правильный ответ - 211221.

 

Задание 6

По изображенной на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребенка с признаком, обозначенным черным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.

L210sM3wzyw

Объяснение: признак рецессивный, так как проявляется у одного из родителей, о не проявляется у всех детей. Родители 1 и 2 имеют генотип Аа, поэтому вероятность рождения у них ребенка с признаком равна 75%.

Правильный ответ - 75%.

 

Задание 7

Все приведенные ниже приемы растениеводства, кроме двух, относят к вегетативному размножению. Определите два приема, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Формирование отводка

2. Получение проростков из семян

3. Искусственное оплодотворение

4. Деление клубней

5. Размножение корневищем

Объяснение: вегетативное, или бесполое, размножение происходит при делении клубней, размножении корневищем (так как это - видоизмененные побеги) и формирование отводка.

Правильный ответ - 23.

 

Задание 8

Установите соответствие между типами мутаций и их характеристиками.

Характеристики

А. Делеция участка хромосомы

Б. Изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК

В. Кратное увеличение гаплоидного набора хромосом

Г. Анеуплоидия

Д. Изменение последовательности генов в хромосоме

Е. Выпадение одного нуклеотида

Типы мутаций

1. Генные

2. Геномные

3. Хромосомные

Объяснение: генные мутации происходят на уровне одного гена - изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК, выпадение одного нуклеотида. 

Хромосомные мутации происходят на уровне одной хромосомы: делеция участка хромосом, изменение последовательности генов в хромосоме.

Геномные мутации идут на уровне целого генома - кратное увеличение гаплоидного набора хромосом, анеуплоидия (изменение количества хромосом).

Правильный ответ - 312231.

 

Задание 9

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Бактерии, в отличие от низших растений,

1. По типу питания бывают хемотрофами

2. Не имеют мембранных органоидов

3. Синтезируют полипептиды на рибосомах

4. При размножении образуют зооспоры

5. При неблагоприятных условиях образуют споры

6. Имеют слоевище (таллом)

Объяснение: бактерии бывают хемотрофами, не имеют мембранных органоидов, при неблагоприятных условиях образуют споры.

Правильный ответ - 125.

 

Задание 10

Установите соответствие между характеристиками и группами грибов.

Характеристики

А. Размножаются почкованием

Б. Обмен веществ по типу спиртового брожения

В. Одноклеточные

Г. Многоклеточные

Д. Плодовые тела образованы мицелием

Е. Образуют микоризу

Группы грибов

1. Шляпочные

2. Дрожжевые

Объяснение: шляпочные грибы - многоклеточные, образуют микоризу с корнями дерева, их плодовые тела образованы мицелием.

Дрожжи - одноклеточные грибы, размножаются почкованием, бродят с образованием спирта.

Правильный ответ - 222111.

 

Задание 11.

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Двудольные

2. Земляника

3. Растения

4. Розоцветные

5. Цветковые

6. Земляника лесная

Объяснение: располагаем таксоны в правильном порядке, начиная с самого крупного.

Царство Растения

Отдел Цветковые (Покрытосеменные)

Класс Двудольные

Семейство Розоцветные

Род Земляника

Вид Земляника лесная

Правильный ответ - 351426.

 

Задание 12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Что характерно для естественного иммунитета человека?

1. Передается по наследству

2. Вырабатывается после перенесенного инфекционного заболевания

3. Вырабатывается после введения токсинов в организм

4. Вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов

5. Обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода

6. Формируется после введения человеку сыворотки

Объяснение: естественный иммунитет может быть врожденным (передается по наследству), а также переходит из крови матери в кровь плода, и приобретенным (вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания).

Правильный ответ - 125.

 

Задание 13

Установите соответствие между положениями клапанов в сердце человека и фазами работы сердца.

Положения клапанов

А. Трехстворчатый клапан открыт

Б. Двухстворчатый клапан открыт

В. Полулунный клапан легочного ствола (артерии) закрыт

Г. Двухстворчатый клапан закрывается

Д. Трехстворчатый клапан закрывается

Е. Полулунный клапан аорты открывается

Фазы работы сердца

1. Сокращение предсердий

2. Сокращение желудочков

Объяснение: при сокращении предсердий трехстворчатый и двухстворчатый клапаны открыты, а полулунный клапан легочного ствола (артерии) закрыт. При сокращении желудочков - наоборот.

Правильный ответ - 111222.

 

Задание 14.

Установите последовательность этапов образования и движения мочи в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Поступление мочи в почечную лоханку

2. Отток мочи по мочеточнику в мочевой пузырь

3. Образование первичной мочи в капсуле нефрона

4. Движение мочи по собирательным трубочкам пирамид

5. Ток мочи по извитым канальцам нефронов

Объяснение: при движении мочи сначала образуется первичная моча при фильтрации крови в капсуле нефрона, затем ток мочи по извитым канальцам нефронов (превращение первичной во вторичную мочу), затем движение мочи по собирательным трубочкам пирамид, поступление мочи в почечную лоханку, отток мочи по мочеточнику в мочевой пузырь.

Правильный ответ - 35412.

 

Задание 15.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида животного Прудовая лягушка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Прудовая лягушка обитает в слабопроточных или стоячих мелководных водоёмах смешанных и широколиственных лесов, с густо заросшими берегами, а также с плавающими на поверхности водными растениями. 2. Окраска спинной стороны обычно ярко-зеленая, серо-зеленая или коричневая, с большим или меньшим количеством темных пятен, вдоль середины спины часто проходит узкая светлая продольная полоска. 3. Во время охоты лягушка выбрасывает широкий длинный язык с клейкой массой на конце. 4. Прудовая лягушка является видом с наиболее выраженным среди зеленых лягушек дневным и водным образом жизни 5. Потребление кислорода через кожу и легкие у нее осуществляется в равных долях. 6. Зимуют прудовые лягушки по-разному: в местах совместного обитания с другими зелеными лягушками - на суше под влажным сфагновым мхом, толстой лесной подстилкой, в ходах нор влаголюбивых видов полевок, ближе к северу - обычно в воде.

Объяснение: выбираем предложения, в которых описан экологический критерий вида Прудовая лягушка. Экологический критерий - это образ жизни, питание, взаимодействие с другими видами и окружающей средой. Обращаем внимание на фразы: "обитает в слабопроточных или стоячих мелководных водоемах и т.д." (то есть описано не конкретное местообитание, а его особенности), "дневной и водный образ жизни", "зимуют на суше, в ходах нор полевок, в воде".

Правильный ответ - 146.

 

Задание 16.

Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются.

Примеры приспособленности

А. Формирование многоклеточности

Б. Покровительственная окраска насекомых

В. Появление фотосинтеза

Г. Наличие нектара в цветке

Д. Плоская форма тела придонных рыб

Е. Легочное дыхание у земноводных

Пути эволюции

1. Ароморфозы

2. Идиоадаптация

Объяснение: ароморфозы - это крупные изменения, способствующие образованию новой таксономической группы, т. е. к ароморфозам относим многоклеточность, фотосинтез и легочное дыхание, все остальное - частные приспособления - идиоадаптации.

Правильный ответ - 121221.

 

Задание 17

Выберите три верных ответа из шести.

Какие из перечисленных организмов участвуют в разложении органических остатков до минеральных?

1. Крот

2. Заяц-беляк

3. Бактерии-сапротрофы

4. Пеницилл

5. Хламидомонада

6. Мукор

Объяснение: редуценты (грибы и бактерии) разлагают органические вещества до минеральных. К редуцентам отнесем бактерий-сапротрофов, пеницилл и мукор.

Правильный ответ - 346.

 

Задание 18

Установите соответствие между животными и средами их размножения.

Животные

А. Обыкновення гадюка

Б. Акула катран

В. Серая жаба

Г. Травяная лягушка

Д. Морская черепаха

Среды размножения

1. Водная

2. Наземно-воздушная

Объяснение: в воде размножаются рыбы и земноводные - акула, жаба и лягушка. На суше - рептилии - гадюка и черепаха.

Правильный ответ - 21112.

 

Задание 19.

Установите последовательность процессов вторичной сукцессии после вырубки елового леса, поврежденного жуком-типографом. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Рост кустарников с березовым и осиновым подростом

2. Образование смешанного леса

3. Развитие лиственного леса с еловым подростом

4. Зарастание вырубки многолетними светолюбивыми травами

5. Формирование елового леса

Объяснение: при сукцессии сначала вырубка зарастает многолетними светолюбивыми травами, затем растут кустарники с березовым и осиновым подростом, далее развивается лиственный лес с еловым подростом, растут кустарники с березовым и осиновым подростом и, наконец, формируется еловый лес.

Правильный ответ - 41325.

 

Задание 20

Рассмотрите рисунок с изображением полипептида и укажите уровень его организации, форму молекулы и вид взаимодействия, поддерживающий эту структуру. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

0223

Уровень организации полипептида Форма молекулы полипептида Вид взаимодействия, поддерживающий структуру полипептида
А Б В

Список терминов и понятий:

1. Металлическая связь

2. Третичная структура

3. Взаимодействия между нуклеотидами

4. Гидрофобные взаимодействия

5. Вторичная структура

6. Первичная структура

7. Фибриллярная

8. Глобулярная

Объяснение: на рисунке изображена третичная структура глобулярного белка. Цепи в нем связаны гиброфобными связями.

Правильный ответ - 284.

 

Задание 21

Проанализируйте таблицу "Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест".

Uu4HHejQpuI

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1. Максимальное потребление кислорода при подъеме до высоты 3500 м от уровня моря возрастает более, чем при подъеме с высоты 3500 до высоты 5300.

2. По мере спуска с горы у человека будет снижаться частота сердечных сокращений.

3. Повышение концентрации гемоглобина в крови обратно пропорционально наполнению гемоглобина кислородом.

4. В горах могут хорошо себя чувствовать только люди с высоким уровнем гемоглобина в крови.

5. Частота сердечных сокращений для местного населения, живущего на уровне моря, - 71,48 удара в минуту.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Объяснение: верными утверждениями являются 1 и 3, т. к. все остальные утверждения неверны, или показатели меняются в пределах погрешности (незначительно).

Правильный ответ - 13.

 

Задание 22

Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частоты нарушения сцепления в Х-хромосоме между генами А и В составляет 7%, между генами А и С - 18%, между генами С и В - 25%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Будет ли происходить с равной вероятностью нарушения сцепления этих генов у самцов и самок? Ответ поясните.

Объяснение: В - 7% - А - 18% - С

Нарушение сцепления у самцов и самок происходит с неравной вероятностью, так как у самцов кроссинговера между Х и У-хромосомами не происходит, а у самок между двумя Х-хромосомами кроссинговер происходит.

 

Задание 23

Организмы каких царств состоят из клеток, изображенных на рисунке под буквами А и Б? Ответ обоснуйте, приведите соответствующие доказательства.

44.-prokarioticheskaja-i-eukarioticheskaja-kletki

Объяснение: 1. А - клетка организма царства Бактерии; Б - клетка организма царства Растения

2. Бактериальная (прокариотическая) клетка, так как имеется нуклеотид (замкнутая ДНК) и нет оформленного ядра, отсутствуют мембранные органоиды

3. Растительная (эукариотическая) клетка, так как содержит ядро, хлоропласты, вакуоли, клеточную стенку.

 

Задание 24

Найдите три ошибки в приведенном тексте "Вирусы". Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1. Вирусы - внутриклеточные паразиты, они проявляют активность только в клетках хозяина. 2. Вирусы относят к прокариотам. 3. Все вирусные частицы состоят из молекулы ДНК и целлюлозной оболочки. 4. Вирусы обладают всеми признаками живого: наследственностью, обменом веществ, раздражимостью и другими. 5. Нуклеиновые кислоты вируса синтезируются из нуклеотидов хозяина. 6. Вирусы - возбудители многих опасных заболеваний: гриппа, гепатита и т.д. 7. Они могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами как одного, так и разных видов или даже классов.

Объяснение: 2 - вирусы относят к неклеточным формам жизни

3 - вирусные частицы состоят из молекулы ДНК или РНК и белковой оболочки (капсида)

4 - вирусы обладают только наследственностью, изменчивостью, самовоспроизведением, а другие признаки для них нехарактерны

 

Задание 25

Половину сосуда с эвгленами осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельзя назвать рефлексом? Ответ поясните.

Объяснение: 1. эвглены переплывут в освещенную часть сосуда, так как на свету эвглены способны к фотосинтезу (содержат хлоропласты)

2. пример раздражимости (положительного фототаксиса)

3. данную реакцию нельзя назвать рефлексом, так как эвглены не имеют нервной системы

 

Задание 26

В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрестному опылению? Укажите не менее трех признаков приспособленности. Ответ поясните.

Объяснение: 1. ярусное расположение растений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы

2. ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца)

3. насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар)

 

Задание 27

Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АТА-АГГ-АТГ-ЦЦТ-ТТТ. Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если вторая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Фен? Какое свойство генетического кода позволяет получить разные фрагменты мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Объяснение: 1. последовательность аминокислот в полипептид - тир-сер-тир-гли-лиз - определяется по последовательности нуклеотидов в молекуле иРНК: - УАУ-УЦЦ-УАЦ-ГГА-ААА

2. во фрагменте полипептида вторая аминокислота сер заменилась на фен, что возможно при замене второго триплета в ДНК АГГ на триплеты ААА либо ААГ (во втором кодоне иРНК УЦЦ на УУУ либо УУЦ)

3. свойство генетического кода - избыточность (вырожденность), так как одной аминокислоте (фен) соответствует более одного триплета (два триплета)

 

Задание 28

У томатов ген А - круглая форма плодов, а - грушевидная, В - красная окраска плодов, в - желтая. Гены формы плодов и окраски находятся в различных парах гомологичных хромосом.

Потомство томатов, полученное от скрещивания гетерозиготных томатов по гену А и гомозиготных по гену В с рецессивными дигомозиготными по гену А и гомозиготных по гену В с рецессивными дигомозиготными растениями, скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в F1 и F2, их соотношение по фенотипу в каждом поколении.

Объяснение: записываем схему скрещивания.

Р: АаВВ х аавв

Гаметы: АВ, аВ х ав

F1: АаВв - круглые красные плоды

ааВв - желтые грушевидные плоды

Соотношение 1:1

Генотипы и фенотипы второго поколения F2: 2АаВв : 1АаВВ : 1Аавв : 2ааВв : 1ааВВ : 1аавв

Соотношение по фенотипу: 3 круглая форма плодов и красная окраска (2АаВв : 1АаВВ) : 1 круглая форма и желтая окраска (1Аавв) : 3 грушевидная форма и красная окраска плодов (2ааВв : 1ааВВ) : 1 грушевидная форма и желтые плоды (1аавв)

 

 

 

ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В. С. Рохлова., 2019 Вариант 3