Вариант 9

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 9

 

(1) Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызывающим наибольшие споры категориям. (2) Не случайно еще теоретики XVIIIвека ввели понятие «вкуса» - сложного сочетания знания, умения и интуиции, врожденной талантливости.

 

(3) Прежде всего необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определения: то, что представляется «хороши» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4) Молодой Тургенев – человек с тонко развитым поэтическим чувством – восхищаться Бенедиктовым, Чернышевский считал Фета – одного из любимейших поэтов Л. Н. Толстого – образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Лобачевского. (5) Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой – «плохой», настолько многочисленны, что их следует считать не исключением, а правилом.

 

(6) Чем же это обусловлено? (7) Для того чтобы в этом разобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рассматриваем поэзию как некоторый вторичный рынок. (8) Однако между художественными языками и первичным, естественным, языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке – это значит правильно говорить на нем, то есть говорить в соответствии с определенными правилами. (9) Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагает уже известным нам настолько, что мы перестаем его замечать. (10) Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11) В поэзии дело обстоит иначе – самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический.

 

(12) Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, – это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13) Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным. (14) Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для нее информативные. (15) А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16) Но, побеждая читателя, писатель берет на себя обязательство идти дальше. (17) Победившее новаторство  превращается в шаблон и теряет информативность. (18) Новаторство – не всегда в изобретении нового. (19) Новаторство – значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.

 

(20) Цель поэзии, конечно, не «приемы», а познание мира и общение между людьми, самопознанием, самопостроение человеческой личности в процессе познания… (21) Поэтический текст – мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нем. (22) В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (24) Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее внутреннюю структуру.

(По Ю. Лотману) 

Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) - ученый, филолог, культуролог.

 

 

Пошаговая инструкция

 

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста. Опирайтесь при написании сочинения только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Историческая ограниченность - представление интереса только в определенный исторический период развития общества.

Абсурдность - то, чего не может быть.

Геометрия Лобачевского - геометрическая теория, созданная русским ученым-математиком Н. И. Лобачевским.

Художественный язык - язык искусства.

Тривиальный - обыденный.

Диалектический механизм поиска истины - постоянно развивающая структура, стремящаяся к познанию истины.

 

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли. 

Примеры фраз из текста:

 - Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется "хорошей", а с другой - "плохой", настолько многочисленны, что их следует считать не исключением, а правилом. Чем же это обусловлено?

 - Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, – это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. 

 - Новаторство – значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.

 - Цель поэзии, конечно, не «приемы», а познание мира и общение между людьми, самопознанием, самопостроение человеческой личности в процессе познания… 

 - В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (24) Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее внутреннюю структуру.

 

Примеры собственных формулировок:

 - В чем заключается новаторство в поэзии? Чем поэтический, художественный язык отличается от того, на котором мы ежедневно разговариваем? Именно эти вопросы ставит перед читателями автор.

 - Какие глубины скрыты в поэтическом тексте? Почему в разные исторические эпохи по-разному воспринимаются художественные тексты? Об этом предлагает читателя задуматься Юрий Михайлович Лотман.

 - Автор текста предлагает читателю поразмышлять над тем, в чем же заключается сила поэтического слога, художественного языка.

 - Поэтический язык... Как часто мы слышим такое выражение, не вникая в его смысл.

 - Автор размышляет о том, что такое...

 - Предложенный нам текст Ю. М. Лотмана интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...

 

ШАГ 3Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны быть органически связаны с вашей мыслью.

Возможные варианты начала комментариев:

 - Автор текста показывает, что ...

 - Действительно, рассуждения автора ... Он хочет быть убедительным, так как ...

 - Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание ...

 - Обосновывая свою мысль, Юрий Лотман опирается на следующие примеры: ...

 

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 - Автор утверждает, что ...

 - Авторская позицая определена в строках: ...

 - Позиция автора четко заявлена в следующей фразе: ...

 - Автор утверждает ...

 - Очевидно, что позиция автора сформулирована ...

 - Обосновывая свою мысль, автор пишет ...

 

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь в первую очередь можете опираться на художественные, поэтические тексты, в которых раскрывается смысл творчества, предназначение поэзии, четко выражена авторское понимание миссии поэта (например, стихотворение А. С. Пушкина (Я памятник воздвиг себе нерукотворный...", М. Ю. Лермонтова "Как часто, пеструю толпою окружен...", Ф. И. Тютчева "Нам не дано предугадать...", М. И. Цветаевой "Моим стихам, написанным так рано..." и др.).

Примеры произведений, в которых раскрывается миссия поэта и значение поэтической речи:

Г. Р. Державин "Памятник" (1795).

В. А. Жуковский "Невыразимое" (1819).

А. С. Пушкин "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836), " Поэту" (1830), "эхо" (1831).

М. Ю. Лермонтов "И скучно и грустно" (1840), "Пророк" (1841), "как часто пеструю толпою окружен..." (1841), "Листок" (1841).

Ф. И. Тютчев "Silentium!" (Молчи, скрывайся и таи...) (1829-1830), "Нам не дано предугадать..." (1869).

Н. С. Гумилев "Слово" (1921).

М. И. Цветаева "Моим стихам, написанным так рано..." (1913), "Идешь, на меня похожий..." (1913), из цикла "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..." (1916).

О. Э. Мандельштам "Бессоница. Гомер. Тугие паруса..." (1915).

В. В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" (1920).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста, должен не просто подтверждать идеи, заявленные Ю. М. Лотманом в тексте, но и выражать вашу точку зрения.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

 - Проблема ... Поднимается в стихотворении ...

 - Вопрос о миссии поэта и особой роли поэтического языка не раз ...

 - Размышляя о ..., можно обратиться к стихотворению ...

 - В стихотворении ...

 - Глубже всего раскрыть идею Юрия Лотмана о ...

 - О проблеме предназначения поэтической речи, поэзии ...

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях, на вашем личном восприятии того или иного поэтического текста, поэзии как особой области культуры.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трех-четырех предложений.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

 - Однажды я прочитал (прочитала) ...

 - Для меня поэтический язык ...

 - Я уверен (уверена), что ...

 - Что для меня "хорошие" и "плохие" стихи?

 - Я хочу рассказать о ...

 - В своем сочинении я хочу обратиться ...

 

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет задуматься о том, что …

— После прочтения этого текста Ю. М. Лотмана …

— Я понял (поняла) …

— Итак, ...

— Таким образом, …

 - В заключение ...

 - Подводя итоги своего сочинения ...

 

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Какие глубины скрыты в поэтическом тексте? Почему в разные исторические эпохи по-разному воспринимаются художественные тексты? В чем сила поэзии? Об этом предлагает читателя задуматься Юрий Михайлович Лотман. Действительно, автор текста пишет о том, что в разные исторические эпохи по-разному воспринимаются одни и те же художественные тексты. Это обусловлено тем, что поэтический язык воспринимается по-особому, оказывает впечатление на человека, отличное от сообщений, созданных на естественном языке. Также Юрий Лотман Объясняет читателю, что новаторство в поэзии должно опираться на традиции, но при этом осмысливать их нужно по-новому, в соответствии с появившимися реальностями. Обосновывая свою мысль, автор пишет: "Цель поэзии, конечно, не "приемы", а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе самопознания..."

В своем сочинении я хочу обратиться к двум поэтическим текстам, которые я всегда перечитываю с огромным интересом и в которых выражено понимание роли поэта и поэтического творчества. Я говорю о Стихотворении Александра Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Поэт писал:

И долго буду тем любезен я народу, 

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу ...

Да, основное назначение поэтического языка, по мысли Пушкина, - служение народу, истине, доброте, внутренней свободе. Поэтическая речь сложна для понимания, поэтому не каждый любит читать стихи. Обратимся к известным тютчевским строкам:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Важно, чтобы поэзия помогла познавать мир и себя в этом мире. Для меня лично эта позиция Юрия Лотмана - самая важная.

В заключение хочу добавить, что цель поэзии совпадает  с целью культуры, следовательно, имеет огромное значение  в формировании личности.

 

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

 

 

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.