Вариант 9

Задание 1

Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

46.-klassifikacija-organov-cvetkovogo-rastenija

Объяснение: побег цветкового растения состоит из стебля, почек и листьев.

Правильный ответ - лист.

 

Задание 2

Рассмотрите таблицу "Биология как наука" и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Разделы биологии Объекты изучения
Гигиена Условия сохранения здоровья человека
... Окаменелости и отпечатки ископаемых организмов

Объяснение: останки животных, окаменелости, отпечатки ископаемых организмов изучает раздел биологии - палеонтология.

Правильный ответ - палеонтология.

 

Задание 3

Сколько хромосом имеет соматическая клетка животного, если гаметы содержат 38 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.

Объяснение: соматические клетки содержат диплоидный (двойной) набор хромосом, а половые клетки - гаплоидный (одинарный), поэтому умножим 38 на 2, получится 76.

Правильный ответ - 76.

 

Задание 4.

Перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для характеристики прокариот. Определите два понятия, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Митоз

2. Гамета

3. Мезосома

4. Нуклеоид

5. Спора

Объяснение: прокариоты делятся бинарным делением (митоз - эукариотический термин), не образуют гамет (половых клеток), имеют впячивания плазматической мембраны - мезосомы, нуклеоид - скопления ДНК и для переживания неблагоприятных условий среды образуют споры.

Правильный ответ - 12.

 

Задание 5

Установите соответствие между характеристиками и химическими элементами.

А. Участвует в проведении нервных импульсов

Б. Входит в состав костной ткани

В. Входит в состав липидного слоя

Г. Входит в состав нуклеиновых кислот

Д. Участвует в транспорте кислорода

Химические элементы

1. Фосфор

2. Калий

3. Железо

Объяснение: фосфор входит в состав костей, липидного слоя (фосфолипиды), нулеиновых кислот. Калий участвует в проведении нервного импульса, железо входит в состав гемоглобина - белка, который переносит кислород. 

Правильный ответ - 21113.

 

Задание 6. 

Сколько разных фенотипов у потомков может получиться в анализирующем скрещивании растения томата, дигетерозиготного по признакам формы и окраски плодов, при независимом наследовании признаков? Ответ запишите в виде числа.

Объяснение: скрещиваем дигетерозиготное растение АаВв с дигомозиготным рецессивным аавв.

Р: АаВв х аавв

Образуются гаметы (при независимом наследовании)

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х ав

Образуются 4 фенотипические группы с равной вероятностью 25%

F1: АаВв, Аавв, ааВв, аавв

Правильный ответ: 1111.

 

Задание 7

Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, типичны для генных мутаций. Определите две характеристики, "выпадающие" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Потеря одного триплета в процессе репликации

2. Случайное удвоение нуклеотидов в гене

3. Образование новых аллелей одного гена

4. Нарушение расхождения гомологичных хромосом в мейозе

5. Возникновение полиплоидных форм

Объяснение: генные мутации происходят на уровне одного гена - потеря одного триплета в процессе репликации, случайное удвоение нуклеотидов в гене, образование новых аллелей одного гена. Нарушение расхождения гомологичных хромосом в мейозе и возникновение полиплоидных форм - геномные мутации.

Правильный ответ - 45.

 

Задание 8

Установите соответствие между процессами и способами размножения организмов.

Процессы

А. Размножение пырея корневищами

Б. Размножение сливы семенами

В. Деление инфузории-туфельки

Г. Партеногенез дафний

Д. Откладывание яиц черепахами

Е. Спорообразование пеницилла

Способы размножения

1. Половое

2. Бесполое

Объяснение: половое размножение происходит при помощи половых клеток (хотя бы одной): размножение сливы семенами, партеногенез дафний, откладываение яиц черепахами. Бесполое размножение (частями организма или спорами): размножение пырея корневищами, деление инфузории-туфельки, спорообразование пеницилла.

Правильный ответ - 212112.

 

Задание 9.

Известно, что лишайник ягель (олений мох) - это комплексный организм специфического строения, является ценным кормом для животных, также он обладает бактерицидными свойствами. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков ягеля.

1. Слоевище ягеля не дифференцировано на органы, между гифами гриба располагаются клетки зеленых водорослей - это главный признак подобных организмов. 2. У лишайников аэробный тип обмена веществ. 3. Олений мох поселяется на бедных почвах, камнях, встречается на огромных пространствах тундр и лесотундр. 4. Ягель широко используется коренными народами Севера в традиционной медицине. 5. Олений мох составляет основную часть рациона северных оленей, особенно в зимний период. 6. Благодаря крайне замедленному росту ягель долговечен, но чувствителен к антропогенному вмешательству экосистемы.

Объяснение: предл. 1 - "между гифами гриба располагаются клетки зеленых водорослей" - комплексный организм.

Предл. 4 - "используется в традиционной медицине" - обладает бактерицидными свойствами.

Предл. 5 - "составляет основную часть рациона северных оленей" - является ценным кормом.

Правильный ответ - 145.

 

Задание 10

Установите соответствие между характеристиками растений и классами покрытосеменных.

Характеристики растений

А. Корневая система стержневая

Б. Отсутствие камбия в стебле

В. Жилкование листьев дуговое

Г. Листья простые и сложные

Д. Цветок пятичленного типа

Е. Корневая система мочковатая

Классы покрытосеменных

1. Однодольные

2. Двудольные

Объяснение: у однодольных отсутствует камбий в стебле, жилкование листьев дуговое и параллельное, корневая система мочковатая. У двудольных стержневая корневая система, листья простые и сложные, цветок пятичленного типа.

Правильный ответ - 211221.

 

Задание 11.

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Овес посевной

2. Покрытосеменные

3. Растения

4. Злаки

5. Овес

6. Однодольные

Объяснение: располагаем таксоны в правильном порядке, начиная с наименьшего.

Вид Овес посевной

Род Овес

Семейство Злаки

Класс Однодольные

Отдел Покрытосеменные

Царство Растения

Правильный ответ - 154623.

 

Задание 12

Выберите три верных ответа из шести.

Что следует считать верными признаками органа слуха человека?

1. Наружный слуховой проход соединен с носоглоткой.

2. Чувствительные волосковые клетки расположены на мембране улитки внутреннего уха.

3. Полость среднего уха заполнена воздухом. 

4. Среднее ухо расположено в лабиринте лобной кости.

5. Наружное ухо улавливает звуковые колебания.

6. Перепончатый лабиринт усиливает звуковые колебания.

Объяснение: верными признаками являются - 2, 3 и 5.

1. Полость среднего уха соединена с носоглоткой.

4. Косточки среднего уха развились из костей нижней челюсти.

5. Слуховые косточки, а не перепончатый лабиринт, усиливают звуковые колебания.

Правильный ответ - 235.

 

Задание 13.

Установите соответствие между признаками строения и органами пищеварения человека.

Признаки строения

А. Орган имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную части

Б. Полый орган выстлан железистым эпителием

В. Стенки состоят из трех слоев

Г. Слизистая оболочка имеет железы, выделяющие ферменты и кислоту

Д. Орган имеет протоки, открывающиеся в двенадцатиперстную кишку

Органы пищеварения

1. Желудок

2. Поджелудочная железа

Объяснение: желудок - полый орган, выстланый железистым эпителием, его стенки состоят из трех слоев, внутренняя слизистая оболочка имеет железы, выделяющие ферменты и кислоту. Поджелудочная железа является железой смешанной секреции (то есть имеет и внешнюю и внутреннюю секреции), имеет протоки, открывающиеся в двенадцатиперстную кишку.

Правильный ответ - 21112.

 

Задание 14

Установите правильную последовательность процессов, происходящих при свертывании крови у человека.

1. Образование тромба

2. Взаимодействие тромбина с фибриногеном

3. Разрушение тромбоцитов

4. Повреждение стенки сосуда

5. Образование фибрина

6. Образование протромбина

Объяснение: сначала происходит разрушение стенки сосуда, далее разрушаются тромбоциты, протромбин превращается в тромбин, тромбин запускает реакцию превращению фибриногена в фибрин, наконец, образуется тромб.

Правильный ответ - 436251.

 

Задание 15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Вид в природе существует в виде отдельных популяций. 2. За счет накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. 3. Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала. 4. Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида, занимающимися один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. 5. Например, таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. 6. Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием.

Объяснение: экологическое видообразование происходит без изменения территории. Выбираем предложения 2, 4 и 5. Обращаем внимание на фразы "может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале", "стойкие различия между растениями разных популяций одного вида в одном ареале", "таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек".

Правильный ответ - 245.

 

Задание 16

Установите соответствие между научными взглядами и учеными.

Научные взгляды

А. Выделил наследственную изменчивость как фактор эволюции

Б. Создал первую эволюционную теорию

В. Выделил движущую силу эволюции - стремление каждого организма к самосовершенствованию

Г. Сформулировал теорию естественного отбора

Д. Отрицал существование видов в природе

Е. Утверждал, что все благоприобретенные признаки наследуются

Ученые

1. Ж.-Б. Ламарк

2. Ч. Дарвин

Объяснение: Ламарк создал первую эволюционную теорию, в которой движущей силой является стремление каждого организма к самосовершенствованию, а все благоприобретенные признаки наследуются. Так же Ламарк отрицал существование видов в природе.

Ч. Дарвин выделил наследственную изменчивость как фактор эволюции и сформулировал теорию естественного отбора.

Правильный ответ - 211211.

 

Задание 17

Выберите три верных ответа из шести.

Среди перечисленных экологических факторов укажите антропогенные.

1. Суточное изменение освещенности

2. Распашка целинных земель

3. Создание заповедных территорий

4. Годовые колебания температуры воздуха

5. Повышение содержания свинца в почве вблизи автострад

6. Сезонное изменение влажности

Объяснение: антропогенные факторы - влияние человека на природу: распашка земель, создание заповедников, повышенное содержание свинца вблизи автострад.

Правильный ответ - 135.

 

Задание 18

Установите соответствие между организмами и функциональными группами.

Организмы

А. Мятлик луговой

Б. Пырей ползучий

В. Пчела медоносная

Г. Полевая мышь

Д. Серобактерии

Функциональные группы

1. Продуценты

2. Консументы

Объяснение: продуценты - автотрофы, которые образуют органические вещества из неорганических (растения и бактерии) - мятлик луговой, пырей ползучий, серобактерии. Консументы съедают продуцентов (используют готовые органические вещества) - пчела медоносная и полевая мышь.

Правильный ответ - 11221.

 

Задание 19

Установите последовательность процессов, происходящих в клетке амебы при питании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Впячивание плазматической мембраны с частицами пищи

2. Отделение мембранного пузырька с частицей пищи внутри клетки

3. Расщепление биополимеров пищи до мономеров

4. Замыкание плазматической мембраны с образованием фагоцитозного пузырька

5. Слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой

Объяснение: при фагоцитозе амебы происходит впячивание плазматической мембраны с частицами пищи, затем плазматическая мембрана замыкается и образуется фагоцитозный пузырек, он отделяется от мембраны внутрь клетки, сливается с фагоцитозным пузырьком (образуется пищеварительная вакуоль) и биополимеры пищи расщепляются до мономеров.

Правильный ответ - 14253.

 

Задание 20

Рассмотрите рисунок и укажите названия процессов, обозначенных цифрами 1 и 2. Назовите конечный продукт процесса 2. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

hello_html_351aca55

Процесс 1 Процесс 2 Конечный продукт
А Б В

Список терминов и понятий:

1. Трансляция

2. Транскрипция

3. АТФ

4. Полипептид

5. Конъюгация

6. Репликация

7. тРНК

8. Рибосома

Объяснение: на рисунке изображен синтез белка. Процесс 1 - трансляция. Процесс 2 - транскрипция. Конечный продукт - полипептид.

Правильный ответ - 124.

 

Задание 21

Проанализируйте таблицу "Средние физиологические показатели крови и сердечно-сосудистой системы у группы туристов, восходящих на Эверест".

uu4hhejqpui_0

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1. Химический состав плазмы крови изменяется с подъемом на Эверест.

2. Насыщение артериальной крови кислородом уменьшается с подъемом на Эверест.

3. Насыщение гемоглобина кислородом пропорционально парциальному давлению кислорода на разных высотах.

4. Частота дыхательных движений возрастает по мере восхождения.

5. Давление крови повышается с восхождением.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Объяснение: видим корреляцию между кислородом артериальной крови и подъемом (предл. 2). С подъемом на Эверест увеличивается давление крови (119,02 - 136, 63 - 147,80).

Правильный ответ - 25.

 

Задание 22

Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента 2-го порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

Объяснение: 1. Листья репы - крестоцветные блошки - лягушка - уж - хорь.

2. Консумент 2-го порядка - лягушка, так как питается консументами 1-го порядка.

 

Задание 23

Какие структуры кости взрослого человека обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Чем заполнены полости в этих структурах? Какие функции выполняет содержимое полостей?

19.-stroenie-trubchatoj-kosti

Объяснение: 1. 1 - губчатое вещество, 2 - полость кости;

2. губчатое вещество заполнено красным костным мозгом - кроветворная функция;

3. полость (длинной трубчатой кости) заполнена желтым костным мозгом (жировая ткань) - запасающая функция.

 

Задание 24

Найдите три ошибки в приведенном тексте "Закономерности наследственности". Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

1. Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила. 2. Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и составляют одну группу сцепления. 3. Среди гибридов второго поколения может находиться небольшое число особей с перекомбинированными признаками. 4. Одна из причин перекомбинации признаков - конъюгация хромосом. 5. Этот процесс осуществляется во втором делении мейоза. 6. Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление. 7. Явление неполного сцепления признаков легло в основу построения генетических карт.

Объяснение: ошибки допущены в предложениях:

4 - одна из причин перекомбинации признаков - кроссинговер (обмен генами);

5 - этот процесс происходит в первом делении мейоза;

6 - чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление (чем ближе расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление (чем ближе расположены гены в хромосоме, тем реже будет нарушаться сцепление).

 

Задание 25

У жаб площадь газообмена в легких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через легкие? Почему жабры, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоема? Объясните, почему несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.

Объяснение: 1. у лягушек газообмен происходит дополнительно через влажную кожу;

2. У жаб кожа сухая, бугристая, защищает организм от высыхания; в газообмене практически не участвует; 

3. Низкий обмен веществ связан со слабым развитием легких и снабжением тела смешанной кровью (низкая концентрация кислорода в крови) из-за смешивания крови в желудочке сердца.

 

Задание 26

Гусеница бабочки пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.

Объяснение: 1. тип приспособления - маскировка (подражание неподвижным телам природы);

2. гусеница замирает на ветке и становится незаметной для насекомоядных птиц;

3. приспособление становится бесполезным при движении гусеницы или при изменении фона окружающей среды (её могут найти по запаху).

 

Задание 27

Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: АУГ-ГЦУ-УУУ-ГЦА-АУА. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на вирусной РНК. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, закодированных в найденном фрагменте ДНК, а также антикодоны тРНК, которые транспортируют эти аминокислоты. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идет синтез вирусного белка, является только цепь ДНК, которая комплементарна вирусной РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Объяснение: 1. фрагмент двухцепочечной молекулы ДНК определяется по принципу комплементарности по вирусной РНК;

Цепь 1: ТАЦ-ЦГА-ААА-ЦГТ-ТАТ

Цепь 2: АТГ-ГЦТ-ТТТ-ГЦА-АТА

2. Последовательность иРНК: АУГ-ГЦУ-УУУ-ГЦА-АУА и последовательность аминокислот вирусного белка: мет-ала-фен-ала-иле; аминокислоты определяются по кодонам иРНК;

3. антикодоны тРНК: УАЦ, ЦГА, ААА, ЦГУ, УАУ.

 

Задание 28

Скрестили дигомозиготные родительские особи гороха с альтернативными признаками. Какой генотип организма должен быть подобран для скрещивания с особями первого поколения, чтобы во втором поколении (F2) образовалось четыре генотипические группы растений в соотношении 1:1:1:1 (А - желтая окраска горошин, а - зеленая; В - гладкая форма горошин, в - морщинистая)? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в F1 и F2.

Объяснение: 

Р:    ААВВ                                                х                  аавв

желтая окраска, гладкая форма семян х зеленая окраска, морщинистая форма семян

Гаметы: АВ х ав

F1: АаВв - желтая окраска, гладкая форма семян

Для получения признаков в соотношении 1:1:1:1, АаВв (гаметы: АВ, Ав, аВ, ав) необходимо скрестить с особями, имеющими генотип аавв (гаметы ав); 

F2: АаВв - желтые гладкие семена, Аавв - желтые морщинистые семена, ааВв - зеленые гладкие семена, аавв - зеленые морщинистые семена.

 

 

 

 

ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В. С. Рохлова., 2019 Вариант 4