Введение

Обществознание - гуманитарная дисциплина комплексного характера

Основные вопросы:

1. Обществознание - предмет, изучающий общество в различных аспектах.

2. Особенности социального познания.

3. Эмпирический и теоретический уровни социального познания.

4. Науки, изучающие общество.

 

Обществознание - предмет, изучающий общество в различных аспектах

Сегодня уроки обществозания включены в учебный план с пятого класса. Название школьного предмета говорит о том, что объектом изучения является общество. Особенность его заключается в том, что содержание курса состоит из нескольких самостоятельных гуманитарных наук, - это философия, культурология, социология, экономика, политология, правоведение.

Объектом исследования каждой из них выступает определенная сфера общества, специфический вид общественных отношений, возникающий в результате взаимодействия людей, стремящихся к реализации своих целей. Поэтому, изучая обществознание, школьники имеют прекрасную возможность рассматривать общество с различных позиций, в многообразных его проявлениях. Можно попробовать себя в качестве философа, психолога, социолога, экономиста, политолога и юриста. Сегодня получили распространение новые направления в обществоведческом знании, таке как социальная инженерия, социальное проектирование, конфликтология и другие. Знания гуманитарных наук приобретают особую важность, многие из них тесно связаны с результатами развития естественных и технических наук, приобретают все более практический характер.

 

Особенности социального познания

Изучение общества - социальное познание - серьезно отличается от естественно-научного познания.

Оно обладает рядом специфических черт.

Во-первых, общество является не только объектом изучения, но и субъектом познавательного процесса. Оно, в лице различных исследователей и ученых, изучает самого себя. Действительно, каждый историк, экономист, социолог является членом общества, то есть его частью. Другое дело - в естественных науках. Биолог имеет дело с объектами природы: животными, растениями, живыми организмами. Они существуют независимо от исследователя, объективно. Поэтому ученый может наблюдать их со стороны, фиксировать их разные свойства, признаки, факты жизнедеятельности.

Ученый, изучающий общество, например, социолог, имеет дело с сознательной деятельностью людей, результатом которой является преобразование окружающего мира, материальные и духовные ценности, необходимые для удовлетворения потребностей общества. Люди могут под влиянием различных факторов (как объективных - например, общего снижения уровня благосостояния большинства населения в связи с развитием экономического кризиса, так и субъективных - например, личный успех а профессиональной деятельности,в бизнесе изменить свои взгляды, свое отношение к тем или иным социальным явлениям, фактам и событиям общественной жизни. Кроме тго, каждый человек - это целый мир мыслей, чувств, поступков, интересов, целей, формулирующих его точку зрения при ответе на важнейшие социальные вопросы. Всё это предполагает невозможность достичь 100%-го гарантированного знания о подлинном мнении людей по конкретной проблеме социальной действительности. Нужно всегда помнить о возможной погрешности.

Ученый-физик или химик может повторять свои эксперименты до тех пор, пока окнчательно не убедится в правильности полученных им результатов. Обществовед такой возможностью не обладает, так как все события, происходящие в обществе, бывают лишь однажды: изменяются люди, условия их жизни, настроения, отношения. Ученый-естественник может получить объективные знания об изучаемом объекте при помощи различных технических средств и приспособлений: микроскопа, весов, лазера. Раскрытие тайн природы во многом зависит от него самого. Проводя социологический опрос, социолог не может быть полностью уверен в том, что люди на него отвечают искренне. Сколько людей, столько и мнений, причем они подвержены изменениям. Историк изучает прошлое общества по историческим источникам, которые также создаются людьми и могут субъективно отражать исторические события, а порой и сознательно искажать действительность в угоду действующему политическому режиму для оправдания собственных действия или бездействий. Кроме того, количество исторических источников и их доступность также могут повлиять на результат исторического исследования. Важные исторические источники могут погибнуть в огне пожара, от наводнения, в ходе военных или террористических действий и навсегда унести с собой тайну эпохи, события, исторической личности.

Во-вторых, отношения между людьми, складывающиеся в совместной деятельности, характеризуются сложностью и непредсказуемостью по сравнению с природными процессами и явлениями. Общественные отношения чрезвычайно разнообразны. Так, в зависимости от сферы общества, в которой они возникают и развиваются, принято выделять экономические, политические, социальные и духовные отношения. Но эта классификация является условной. Все перечисленные виды общественных отношений тесно связаны друг с другом, поэтому и изучать их необходимо в системе, учитывая их взаимовлияние и взаимозависимость. Так, социальная сфера жизни общества включает в себя такие основополагающие в обществе социальные институты, как семья, образование, учреждения здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения. Но они не могут существовать изолировано от других общественных отношений. Например, важнейший институт политической сферы - государство - определяет основные направления социальной политики в стране, реализует программу поддержки семьи, осуществляет защиту материснтва и детства. Государство и общество в целом являются главными заказчиками, определяющими в государственных образовательных стандартах объем содержания общего и профессионального образования, а также основные требования к уровню подготовки выпускников, в соответствии с которыми граждане РФ реализовывают свое право на получение образования. Для осуществления активной социальной политики необходимы большие средства. Они зарабатываеются в результате экономической деятельности, включающей в себя производство, распределение, обмен и потребление. Собирая налоги с доходов и собственности граждан и юридических лиц, государство формирует доходную часть бюджета, средства которой позволяют финансировать производство общественных благ, реализовывать значимые социальные проекты "Материнский капитал", "Здоровье нации", "Жилье молодой семье", "Жилье военнослужащим", развивать образование, здравоохранение, поддерживать малообеспеченные слои населения, людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию и т.д. Традиционные духовные ценности: семья, гуманизм, патриотизм - являются скрепами общества. Они обеспечивают устойчивость семейных отношений, уважительное отношение к представителям старшего поколения, бережное отношение к произведениям искусства, нашему духовному наследию. Мы не раз замечали, что кризисные моменты, катаклизмы, происходящие в одной из сфер общества, обязательно отражаются на функционировании других подсистем общества. Об это ученый-гуманитарий не должен забывать.

В-третьих, социальное отражение общества имеет не только непосредственный, но и опосредованный характер. Одни явления отражаются непосредственно, а другие - опосредовано. Так, экономика изучает деятельность экономических субъектов, условия развития бизнеса, уровень конкуренции непосредственно, фиксируя свое внимание только на экономической сфере общества. Философия, искусство и художетсвенная литература опосредованно отражают экономическую жизнь, так как экономика не является для них объектом исследования. В творчестве многих русских писателей - А. С. Пушкина, Н. Островского, А. П. Чехова, М. А. Шолохова - отражены самые различные стороны жизни людей.

При этом звеньями, связывающими общественные отношения во всем их многообразии, являются духовные ценности, представляющие разнообразные формы знаний об обществе. Они передаются из поколения в поколение. Это труды выдающихся философов, ученых, общественных деятелей. Изучая труды античных философов Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Цицерона, мы создаем свое собственное представление не только о государственном устройстве и общественной жизни в Древней Греции и Риме, но и по-новому смотрим на происходящее в современном нам обществе.

В-четвертых, люди не живут изолированно друг от друга. Они объединяются (в соответствии со своими интересами, взглядами на жизнь) в различные группы, относятся к разнообразным общностям (этническим, территориальным, религиозным, демографическим, а также к сословиям и классам). Они воспитываются в разных семьях. Поэтому у них формируется не только индивидуальное, но и групповое - сословное, классовое, кастовое сознание. При исследовании общества надо учитывать интересы больших и малых групп людей, их социальное положение, их социальную роль.

В-пятых, общество изменяется и развивается быстрее, чем природа. Поэтому гуманитарные знания быстрее устаревают, чем естественно-научные. Чтобы знания были актуальными и соответствовали действительности, их необходимо постоянно обновлять и обогащать новым содержанием.

В-шестых, социальное познание непосредственно связано с практической деятельностью людей. Результаты социально-гуманитарных научных исследований широко используются а различных сферах общественной жизни: для построения сложных социальных объектов, для предупреждения и конструктивного разрешения социальных конфликтов, для повышения эффективности работы государственного аппарата, развития институтов демократии и формирования правого государства, для организации успешного бизнеса и обеспечения экономической безопасности страны. Круг применения гуманитарных знаний необычайно широк. Ученые, работающие в области фундаментальных, естественных или точных наук, например, физики, математики, могут длительное время заниматься абстрактными формулами и теориями, которые не связаны с жизнью людей непосредственно. Результаты их работы, возможно, в будущем будут использованы для решения практических задач, стоящих перед людьми, но это произойдет через определенный временной промежуток. До этого результат познания представлен в виде математических абстракций. Социальные науки: социология, юриспруденция, политология, экономика - имеют непосредственно практическое значение. Он иобслуживают общество, предлагают различные модели и схемы его усовершенствования. Философия формирует мировоззрение - систему взглядов человека на мир и свое место внем, помогает ориентироваться в обществе, усвоить важнейшие духовные ценности, сохранить их и передать будущим поколениям. Философские знания способствуют становлению личности, ее способности определять для себя различные цели и смысл жизни, по сути, сохранять в себе человека, преодолевать трудности и обрести свое место в обществе.

 Эмпирический и теоретический уровни социального познания

Социальное познание осуществляется на двух уровнях - на уровне эмпирического и на уровне теоретического познания. Эмпирический уровень связан с практикой, с повседневной жизнью человека, это знания, без которых человек не может жить в обществе. Они накапливаются в течение жизни, благодаря им человек становится мудрее, осторожнее, опытнее, он более ответственно подходит к решению различных жизненных проблем.

Теоретический уровень представляет собой обобщение эмпирических наблюдений. Благодаря теоретическим знаниям совершаются открытия. Задача теории - проникнуть в сущность изучаемых явлений, вскрыть их движущие силы и объяснить механизмы функционирования.

Оба уровня между собой тесно связаны и не могут существовать друг без друга. Теория без эмпирических фактов может превратиться в оторванные от реальной жизни бессмысленные положения, словоблудство. Эмпирические знания без теоретических обобщений так и останутся разрозненными и бессистемными.

 

Науки, изучающие общество

Познание общества имеет многообразные формы и виды. Каждый из них представляет собой логически завершенную систему знаний, составляющих определенную гуманитарную науку: философию, социологию, правоведение, политологию, историю.

Философия - это наука, выявляющая всеобщие, объективные, повторяющиеся, существенные закономерности в развитии общества и природы. Основными философскими категориями являются: материя и сознание, возможность и действительность, сущность и явление, причина и следствие и др.

Социология - это наука, изучающая общество в целом, его структуру, закономерности развития, особенности функционирования на различныъ этапах, роль социальных институтов, отношения между различными социальными группами и общностями. Социология изучает закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. Социологическое знание конкретно и касается непосредственно определенных сторон общественной жизни. Оно помогает человеку осознать социальные, политические, духовные процессы, происходящие в обществе, и использовать эти знания на практике. Например, данные социологических опросов помогают политикам определять приоритеты в своей деятельности, на их основе строятся предвыборные программы, формируются планы по реформированию отдельных сторон жизни, делаются выводы об уровне поддержки населением той или иной политической силы. Социологическое знание используется для создания прогнозов развития общества, оно необходимо  для решения важных проблем, так как обеспечивает эффективность функционирования и стабильное развитие основных социальных институтов.

Правоведение - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности. Правовое знание связано с освоением людьми правовых норм и принципов, с их использованием в практической жизни. Человек, обладающий знанием своих прав и исполняющий свои обязанности, может в полной мере реализовать свой потенциал в различных сферах деятельности, он способен защитить в случае необходимости себя и своих близких от различного рода правонарушений.

Политология - наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, об ществом и государством. Политологическое знание отражает факты и явления политической жизни общества, теоретически формулирует закономерности политического развития общества.

История - наука, изучающая прошлое человевечства во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Историческое знание позволяет нам глубже понять жизнь людей в различные исторические эпохи, провести параллели между событиями и людьми прошлого и современностью, извлечь уроки из опыта предыдущих поколений и двигаться вперед. Знание истории способствует формированию мировоззрения людей. Уважительное отношение к прошлому своей страны воспитывает чувства гордости за свой народ, гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений.

Экономика - совокупность общественных наук, изучающих произвлдство, распределение и потребление товаров и услуг. Экономические науки подразделяются на теоретические и прикладные. Центральной темой экономики как науки является противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов для их удовлетворения. 

Социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Задачей социальной психологии является исследование основных психических актов, появляющихся в сообществе: побуждений, инстинктов, форм коммуникации, внушения, любви, дружбы, самоутверждения, воли к власти а также исследование вопроса о влиянии окружающего мира на психику, о свойствах психики различных социальных групп (предпринимателей, крестьян, чиновников), вопроса о модах, обычаях и направлении их развития.

Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Предметом ее изучения являются социальные нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. Основными категориями этики являются: совесть, добро, зло, сочувствие, дружба, смысл жизни, самопожертвование. Выработанные этикой понятия: милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др. - направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

Основные проблемы этики:

 - проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков;

 - проблема смысла жизни и назначения человека;

 - проблема свободы воли;

 - проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья.

Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Существует три пары эстетических категорий:

 - прекрасное - безобразное;

 - возвышенное - низменное;

 - трагическое - комическое.

 

 

 

Источник: Чернышева О. А. Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. 2017 г.