Задания 22

Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) (повышенный уровень)

(на задания дайте полный развернутый ответ)

Требования к уровню подготовки выпускников:

 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 - уметь объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развити зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний; роль гормонов и витаминов в организме.

 

1. Объясните одно из основных положений современной клеточной теории: «Клетка – структурная и функциональная единица жизни».

2. Одним из наиболее древних методов биологии является описательный. Используется ли этот метод в настоящее время? Ответ обоснуйте.

3. Каково значение микроэлементов для живых организмов? Приведите примеры.

4. Какие процессы жизнедеятельности организмов обеспечивает такое свойство воды, как высокая сила поверхностного натяжения?

5. В живых клетках содержится 70% воды. При замерзании вода может вызвать гибель организмов. Объясните, почему это может произойти. Почему же зимой не погибают растения и хладнокровные животные при охлаждении их тела ниже 0С?

6. С какой целью в некоторых регионах России – на Алтае, в Приморье, Ростовской области – врачи рекомендуют пищу подсаливать йодированной солью, употреблять морепродукты (рыбу, морскую капусту)? Ответ поясните.

7. Почему в жаркую погоду или при работе в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить минеральную или подсоленную воду?

8. Какие процессы жизнедеятельности организмов обеспечивают такие свойства воды, как высокая удельная теплоемкость и высокая теплопроводность?

9. Какими специфическими свойствами характеризуются биополимеры? Приведите примеры. Ответ поясните.

10. Известно, что при температурах, близких к 0С, скорость биохимических реакций замедляется до минимума. Как это свойство ферментов человек использует в пищевой промышленности и медицине?

11. Какие функции выполняют различные виды РНК? Где они синтезируются?

12. К каким последствиям приводит денатурация белков? Каковы причины денатурации?

13. Почему при отсутствии в рационе белка, даже при достаточной калорийности пищи, наблюдаются остановка роста, изменение состава крови и др.? Ответ поясните.

14. Исследователю для анализа предложено два вещества, и он точно знает, что одно из них крахмал, а другое – глюкоза. Какими способами он может точно установить, где крахмал, а где глюкоза?

15. Имеется пять видов аминокислот – A, B, C, D, F. Сколько вариантов полипептидных цепей, состоящих из 7 аминокислот, можно построить из этих аминокислот? Будут ли эти полипептиды обладать одинаковыми свойствами и выполнять одинаковые функции? Ответ поясните.

16. При поступлении большого количества углеводов с пищей уровень глюкозы повышается незначительно. При голодании, когда глюкоза в организм не поступает, а ее расходование в клетках продолжается, уровень глюкозы в крови практически не изменяется. Объясните физиологию приведенных явлений.

17. Крохотные птицы колибри питаются нектаром цветков или мелкими насекомыми. За день они съедают корма вдвое больше по сравнению с их массой тела. С наступлением сумерек колибри садятся на ветки деревьев и впадают в оцепенение. Объясните, в чем состоит физиологический смысл такого поведения.

18. Какими способами растения защищаются от действия протеаз – ферментов, расщепляющих белки?

19. Объясните, почему сильное «цветение» воды в прудах и озерах сопровождается замором рыбы.

20. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Судебно-медицинский эксперт установил наличие крови на одежде. Как это было сделано?

 

 

 

Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А. А. Кириленко. – Изд. 6-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2017. – 208 с. – (ЕГЭ).

 

1. Как численность сельскохозяйственных животных влияет на парниковый эффект? Ответ поясните.

2. На корнях берез, осин, сосен часто поселяются гифы грибов, образуется микориза. Объясните биологическое значение этого явления.

3. Какое изменение в составе крови произойдет у человека, если он долгое время будет находиться высоко в горах? Ответ поясните.

4. Почему человек, который регулярно играет на рояле, в любой момент может на нем сыграть, а человек, который раньше хорошо играл на рояле, но давно этого не делал, должен сначала немного потренироваться? Ответ поясните.

5. Высокая температура воздуха может вызвать ожог, а может привести к обезвоживанию организма. В каком случае температура воздуха оказывает косвенное воздействие? Через какой другой экологический фактор оказывается это косвенное воздействие?

6. Почему семена томата сначала проращивают в домашних условиях, а только потом высаживают рассаду в открытый грунт?

7. Почему во время применения антибиотиков целесообразно использовать препараты, содержащие лакто- или бифидобактерии?

8. Как потеря гумуса почв влияет на парниковый эффект? Ответ поясните.

9. Как скажется полное уничтожение популяции жертвы на популяции хищника? Опишите процесс поэтапно.

10. Для каких двух прикладных наук экология является прежде всего теоретическим фундаментом? Ответ обоснуйте.

11. Почему при резких сильных звуках не рекомендуется держать рот закрытым? Ответ поясните.

12. Предложим ученику с закрытыми глазами опустить руку в пакет с различными предметами, пощупать их и дать описание. Какое чувство человека будет задействовано при этом? Какие качества и свойства предметов можно определить с помощью этого чувства? Ответ поясните.

13. У олуш с западного побережья Америки необыкновенные лапы: огромные, перепончатые, ярко-голубого цвета. Самцы задирают свои замечательные лапы повыше и показывают их со всех сторон самкам. Этот показ сопровождается взаимной чисткой перьев, фехтованием клювами и стуканьем головами. Объясните биологическое значение этого явления.

14. Известно, что у пресноводных одноклеточных животных имеются сократительные вакуоли. Объясните их биологическое значение.

15. У растений известны почковые мутации, появляющиеся в меристемных клетках точки роста стебля. Раньше эти мутации называли спортами. Из такого спорта, обнаруженного у сорта яблони Антоновка могилевская белая, И. В. Мичурин получил известный сорт Антоновка шестисотграммовая. Многие лучшие американские сорта яблони, ананас сорта Кайенский и целый ряд ценных сортов картофеля также были созданы с использованием почковых мутаций. Объясните, почему при семенном размножении таких растений теряются свойства сорта и как можно сохранить эти свойства.

16. Некоторые признаки у живых организмов передаются только по материнской линии, например, пестролистность у растений, форма раковины (направленность завитка) у прудовика. Объясните, почему.

17. Обыватели утверждают, что у верблюда в горбах находится вода: так ли это? Ответ поясните.

18. 98% кальция, содержащегося в организме человека, входит в состав костей скелета. Каково биологическое значение остального кальция (2%)? Ответ поясните.

19. В медицинской практике при парентеральном (путем инъекций) введении лекарственных средств используют этиловый спирт. Объясните, с какой целью это делает.

20. Известно, что шероховатая эндоплазматическая сеть в клетках печени, поджелудочной, щитовидной желез и нейронах образует обширные зоны – 30-50% от общей площади клетки. Объясните этот факт.

21. Известно, что скорость реакций при повышении температуры возрастает. Однако биохимические реакции, протекающие в живом организме, имеют небольшой температурный диапазон, а при температуре выше 45С, как правило, прекращаются. Объясните этот факт.

22. При отдаленной гибридизации растений наблюдается бесплодие. Для преодоления бесплодия гибридов используют полиплоидию. Полиплоидия широко распространена и среди диких растений, произрастающих в резко континентальных условиях высокогорий. Какое значение имеет явление полиплоидизации у растений в природе и хозяйственной деятельности человека? За счет каких видов размножения поддерживается это явление.

23. Каково значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова для биологической науки? Ответ поясните.

24. Известно, что при нехватке различных химических элементов развиваются болезненные состояния. Какие у человека могут развиться заболевания крови, связанные с нехваткой макроэлементов? Ответ поясните.

25. В чем заключается структурное и функциональное сходство целлюлозы и хитина? Ответ поясните.

26. Каково практическое значение искусственного осеменения и опыления? Ответ поясните.

27. Какова практическая значимость медико-генетического консультирования? Что может послужить поводом для такого консультирования? Ответ поясните.

28. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: растение, кузнечик, почвенные бактерии, аист, лягушка. Определите консумента 3 порядка. Ответ поясните.

29. Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

30. При гипофункции поджелудочной железы наблюдается увеличение сахара в крови. Какое заболевание при этом развивается? Выделение какого гормона нарушается при данном заболевании?

31. Почему в семье здоровых родителей гемофилией страдают сыновья? Ответ поясните.

32. Почему межвидовые растительные гибриды в основном стерильны? Каким методом Г. Д. Карпеченко преодолел стерильность межвидового капустно-редечного гибрида?

33. Почему ферменты слюны, активные в ротовой полости, в желудке свою активность не проявляют?

34. Почему белые грибы встречаются в хвойных и смешанных лесах?

35. Объясните, почему для выращивания растений семейства бобовых не требуется подкормка азотными удобрениями?

36. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: растительный опад, хищная птица, дождевой червь, скворец. Определите консумента 2 порядка. Ответ поясните.

37. При гиперфункции щитовидной железы наблюдается развитие зоба. Какое заболевание при этом развивается? Выделение какого гормона нарушается при данном заболевании?

38. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крупная хищная птица, растение, бабочка, змея, лягушка. Сколько энергии переходит на уровень консументов 3 порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10 000 кДж?

39. Что такое прививка человека? Какой иммунитет при этом формируется?

40. Приведите два биохимических отличия РНК- и ДНК-содержащих вирусов.

41. В чем состоит различие вакцины и лечебной сыворотки? Какие виды иммунитета формируются при введении вакцины и сыворотки?

42. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

43. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента 2 порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

44. Поясните, почему горох посевной высевают на полях совместно с овсом.

45. Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.

46. Почему в полевых агроценозах не рекомендуется из года в год использовать одну и ту же культуру?

47. Известно, что бобовые растения (клевер, горох, фасоль, чечевица и др.) повышают плодородие почвы. Объясните, почему.

48. Каковы правила сохранения витамина С при кулинарной обработке пищи?

49. Почему при недостатке солнечного света и плохом несбалансированном питании у малолетних детей скелет формируется неправильно?

50. Какие признаки отличают венозное кровотечение у человека от артериального, в чем состоит доврачебная помощь пострадавшему?

51. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

52. В настоящее время нашли применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения производственных задач? Как их выводят?

53. Объясните, почему в клетках мышечной ткани нетренированного человека после напряженной физической работы возникает чувство боли?

54. Бактерии-сапротрофы играют важную роль в природе. Объясните, почему.

55. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 500 тысяч икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.

56. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

57. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке?

58. Почему в раннем возрасте вредно ходить на высоких каблуках, переносить большие тяжести, большую часть дня проводить на ногах? Ответ поясните.

59. Почему гиподинамия вредно влияет на здоровье человека? Ответ поясните.

60. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов 2, 3 и даже 4 порядков.

61. Почему отношения гриба-трутовика и березы считают примером паразитизма?

62. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

63. Почему при перетяжке пальца он вскоре становится красным? Ответ поясните.

64. Что можно определить по пульсу и как его правильно прощупать? Ответ поясните.

65. Как оказать первую помощь при химическом ожоге кожи?

66. Каковы правила оказания первой помощи при ожогах кипятком? Можно ли смазывать кожу растительным маслом или прижигать ее раствором йода?

67. Каковы признаки обморожения и правила оказания первой помощи?

68. Почему для проверки состояния здоровья проводится анализ мочи?

69. Каковы меры профилактики кишечных заболеваний?

70. Каковы меры профилактики глистных заболеваний?

71. Какие меры профилактики сохранения зубов?

72. Как человек использует борьбу видов за существование в растениеводстве?

 

 

 

 

Биология. Подготовка к ЕГЭ-2018. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие/А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко; под ред. А. А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2017. – 624 с. – (ЕГЭ).