Задания 24

Задание на анализ биологической информации – работа с текстом (высокий уровень)

(в приведенном в задании тексте найдите ошибки, укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их)

Требования к уровню подготовки выпускников:

 - уметь устанавливать взаимосвязи между биологическим объектами, распознавать и описывать их, выявлять, определять, сравнивать (делать выводы на основе сравнения), анализировать биологическую информацию.

 

1. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей. 2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин – две водородные связи с цитозином. 3. Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот – кольцевые. 4. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации. 5. Молекула ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.

2. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Процесс потребления вещества и энергии называется питанием. 2. Химические вещества необходимы для осуществления процессов жизнедеятельности, а энергия – для построения тела. 3. Автотрофы – это растения и некоторые бактерии. 4. Фототрофами являются железо- и серобактерии. 5. Гетеротрофы используют для биосинтеза энергию химических связей неорганический соединений.

3. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы. 2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы. 3. В состав клеточной стенки входит муреин. 4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи. 5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.

4. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Между клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществом. 2. Ионы транспортируются путем пассивного транспорта, а небольшие молекулы – путем активного транспорта. 3. Пассивный транспорт осуществляется по градиенту концентрации, связан с затратами энергии. 4. Активный транспорт – это перенос веществ против градиента концентрации, и он не связан с затратами энергии. 5. Поглощение твердых частиц – фагоцитоз, поглощение жидкостей – пиноцитоз.

5. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Транскрипция – это синтез иРНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе транскрипции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идет сборка белковой молекулы – трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.

6. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организмов. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

7. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Клетки животных имеют клеточную стенку, в состав которой входит хитин. 2. В клетках животных имеются центриоли. 3. Синтез АТФ у животных осуществляется в митохондриях. 4. Запасным питательным веществом в клетках животных является крахмал. 5. Способ питания всех животных сапротрофный.

8. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. У всех эукариот наследственная информация хранится в ядре. 2. Генетическая информация о структуре, свойствах и функциях белков закодирована в нуклеиновых кислотах. 3. Генетический код триплетен. 4. Генетический код избыточен, то есть каждый триплет кодирует несколько аминокислот. 5. Генетический код однозначен, то есть каждая аминокислота кодируется одним триплетом. 6. Генетический код универсален, то есть един для всех живых организмов, кроме бактерий и вирусов.

9. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. К эукариотам относятся растения, грибы, животные и синезеленые водоросли. 2. Клетки эукариот значительно крупнее клеток прокариот. 3. В клетках эукариот ядерное вещество отделено от цитоплазмы ядерной мембраной. 4. В клетках всех эукариот имеются крупные вакуоли с клеточным соком. 5. В клетках эукариот присутствуют митохондрии, рибосомы, ЭПС. 6. Эукариоты способны использовать в качестве источника энергии энергию химических связей неорганических соединений.

10. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Нуклеиновые кислоты являются разветвленными полимерами. 2. Мономерами нуклеиновых кислот являются триплеты. 3. Дж. Уотсон и Ф. Крик в 1953 г. создали модель молекулы ДНК. 4. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов: ДНК и РНК. 5. Нуклеиновые кислоты способны к редупликации. 6. ДНК – хранитель наследственной информации, РНК принимает участие в синтезе белка.

11. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Среди органических компонентов клетки самыми важными являются белки. 2. Белки – высокомолекулярные органические соединения, состоящие из мономеров – азотистых оснований. 3. Между мономерами белковой молекулы образуются водородные связи (первичная структура). 4. Белки входят в состав мембран, могут выполнять каталитическую, сигнальную и регуляторную функции. 5. В белках хранится наследственная информация о признаках и свойствах организма. 6. Молекулы белка входят в состав хромосом и рибосом.

12. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. В круговороте веществ в биосфере принимают участие растения и животные, которые осуществляют фотосинтез и дыхание. 2. В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород. 3. В процессе дыхания животные используют кислород, а растения – углекислый газ. 4. Фотосинтез у растений протекает в 2 фазы: световую и темновую. 5. В световой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды и синтез глюкозы. 6. В темновой фазе фотосинтеза растения усваивают углекислый газ.

13. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. В ходе анаболизма в клетке происходит биосинтез сложных органических веществ и накопление энергии. 2. К процессам анаболизма относятся биосинтез белка, фотосинтез и хемосинтез. 3. В биосинтезе белка выделяют два основных этапа: гликолиз и трансляцию. Для биосинтеза белка на этапе трансляции матрицей является молекула ДНК. 5. Трансляция осуществляется в рибосомах, в состав которых входят белки и рРНК. 6. К месту «сборки» белковой молекулы аминокислоты доставляются тРНК.

14. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

  1. В ходе катаболизма в клетке происходит распад органических веществ, который сопровождается выделением энергии. 2. Вся выделившаяся энергия запасается в молекулах АТФ. 3. Катаболизм протекает в три этапа: подготовительный, гидролиз и кислородный. 4. Кислородный этап протекает в митохондриях. 5. А предшествующий ему этап – в пищеварительных вакуолях с участием ферментов лизосом. 6. В результате энергетического обмена органические вещества распадаются до СО2 и Н2О.

 

Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.

 

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. В спектре солнечного света выделяют три области, различные по своему биологическому действию. 2. Рентгеновские лучи в небольших дозах необходимы живым организмам, так как оказывают бактерицидное действие, стимулируют рост и развитие клеток, синтез витамина D и т.д. 3. В больших дозах губительны из-за способности вызывать рахит. 4. Видимые лучи – основной источник жизни на Земле, дающий энергию для хемосинтеза. 5. Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Вакуоли – двумембранные органоиды. 2. Присутствуют только в растительных клетках. 3. Внутреннее содержимое вакуолей называется стромой. 4. Вакуоли в растительных клетках участвуют в создании тургорного давления. 5. Входят в состав единой мембранной системы клеток.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Неполное доминирование – явление, когда доминантный ген полностью подавляет работу рецессивного гена. 2. В результате развивается доминантный признак. 3. Расщепление по фенотипу во втором поколении 3:1. 4. Является результатом взаимодействия аллельных генов. 5. Примером является наследование окраски цветков ночной красавицы.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Моллюски занимают второе место по числу видов после членистоногих. 2. Большинство моллюсков являются паразитами. 3. Моллюски имеют мягкое несегментированное тело. 4. У брюхоногих моллюсков голова отсутствует. 5. Кровеносная система замкнутая.

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Кодоминирование – явление, когда в формировании признака у гетерозиготного организма участвуют обе аллели. 2. В результате в гетерозиготном состоянии каждый из аллельных генов вызывает развитие контролируемого им признака. 3. Расщепление по фенотипу у гетерозигот во втором поколении 3:1. 4. Является результатом взаимодействия неаллельных генов. 5. Примером является наследование резус-фактора у человека.

6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Надпочечники являются парными железами. 2. Относятся к железам смешанной секреции. 3. Мозговой слой надпочечников вырабатывает адреналин и норадреналин. 4. Адреналин снижает систолический объем, ускоряет частоту сердечных сокращений, расширяет коронарные сосуды. 5. Действие адреналина аналогично действию парасимпатической нервной системы.

7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Половая структура популяции относится к динамическим показателям. 2. Это соотношение особей мужского и женского пола в популяции. 3. Половая структура свойственна популяциям как раздельнополых, так и гетеротрофных организмов. 4. Теоретически соотношение полов должно быть одинаковым: по 50% мужских и женских особей. 5. Фактическое соотношение полов зависит от генетических особенностей вида.

8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Хлоропласты – одномембранные органоиды. 2. Это зеленые пластиды, в которых протекает процесс хемосинтеза. 3. Наружная мембрана гладкая. 4. Внутренняя формирует систему плоских пузырьков (тилакоидов), которые собраны в стопки (граны). 5. В мембранах тилакоидов содержатся зеленые пигменты каратиноиды.

9. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Продуценты – это гетеротрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических. 2. Для этого они используют фотосинтез или хемосинтез. 3. К продуцентам относят автотрофные растения. 4. Продуценты занимают первый трофический уровень в цепях питания. 5. Они присутствуют во всех экосистемах.

10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Насекомые являются самой многочисленной группой животных. 2. В отличие от ракообразных и паукообразных у насекомых 4 пары ног. 3. Тело четко разделено на головогрудь и брюшко. 4. Органы дыхания представлены пучками трахей, открывающихся на сегментах брюшка. 5. Кровеносная система незамкнутая, сердце отсутствует. 6. В основу классификации насекомых положено строение и количество крыльев и строение ротового аппарата.

11. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. В корневой системе растений различают главный, боковые и придаточные корни. 2. Придаточные корни отрастают от главного корня. 3. Стержневая корневая система имеет хорошо выраженный главный корень. 4. Такая корневая система характерна для пшеницы, ржи, овса, пырея. 5. В корне выделяют пять зон: деления, роста, всасывания, запасания, проведения. 6. Кончик корня закрыт корневым чехликом, защищающим его от повреждения.

12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Все витамины делятся на две группы: водорастворимые и жирорастворимые. 2. Самым известным жирорастворимым витамином является витамин С. 3. Его недостаток или избыток приводит к развитию цинги. 4. К жирорастворимым также относится витамин А. 5. При недостатке в пище витамина А возникает «куриная слепота». 6. В растениях витамина А нет, но есть вещество, из которого организм может его синтезировать – желтый пигмент родопсин.

13. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Выделяют три основных пути эволюции. 2. Ароморфоз – усложнение структурно-функциональной организации – поднятие на более высокий уровень. 3. Это узкое приспособление к конкретным условиям окружающей среды. 4. Идиоадаптация – приспособление, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровень организации живого. 5. Примером идиоадаптации является возникновение цветка и плода у растений. 6. Общая дегенерация – это упрощение организации, ведущее в биологическому регрессу.

14. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений – энергетический обмен. 2. Он осуществляется с затратами АТФ. 3. Первый этап протекает в желудочно-кишечном тракте и лизосомах клетки. 4. Второй этап осуществляется в митохондриях. 5. Он протекает в присутствии кислорода. 6. Третий этап связан с дальнейшим окислением органических веществ до углекислого газа и воды.

15. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Обязательным компонентом прокариотической клетки является ядро. 2. Клеточное ядро обеспечивает хранение и передачу наследственной информации, а также синтез энергии. 3. Ядро отделено от цитоплазмы однослойной ядерной мембраной. 4. В ядерной оболочке имеются поры. 5. Жидкое внутреннее содержимое ядра называется кариоплазмой, в которой находятся хроматин и ядрышко. 6. Ядрышко обеспечивает синтез рРНК. 7. Хроматин – тонкие нити, состоящие из комплекса молекул ДНК со специальными белками гистонами.

16. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Период жизнедеятельности клетки от момента ее возникновения до смерти или до конца следующего деления называют онтогенезом. 2. Клеточный цикл состоит из интерфазы и деления. 3. Интерфаза – период, который характеризуется активными процессами обмена веществ, синтезом белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов. 4. Основным событием интерфазы является спирализация хромосом. 5. Соматические клетки делятся путем митоза, а половые формируются в результате мейоза. 6. В период профазы происходит удвоение молекул ДНК, и к концу профазы каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид.

 

17. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Мукор – плесневый гриб. 2. Имеет многоклеточный мицелий, на котором развиваются шаровидные спорангии на ножках. 3. В спорангиях созревают споры черного цвета. 4. Мукор размножается только вегетативно, путем фрагментации мицелия. 5. По способу питания – паразит. 6. Мукор развивается на пищевых продуктах, вызывая их порчу. 7. Мукор, как и все грибы, обладает неограниченным ростом.

18. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Бурые водоросли – в основном многоклеточные обитатели морских глубин свыше 200 м. 2. Тело представляет собой слоевище, имеющее стеблевую и листовую части. 3. Бурые водоросли прикрепляются ко дну с помощью ризоидов. 4. Бурые водоросли питаются автотрофно за счет фотосинтеза. 5. В клетках содержатся пигменты разного цвета – зеленый хлорофилл, бурые фукоксантины и оранжевые каротиноиды. 6. В цикле развития преобладает гаплоидное поколение (n) – взрослое растение. 7. Гаметы образуются путем мейоза: в антеридиях – яйцеклетки, в архегониях – сперматозоиды.

19. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Плауны – невысокие многолетние травянистые растения. 2. Стебли имеют проводящие ткани. 3. Верхушки побегов приподнимаются, и на них развиваются коробочки со спорами. 4. В цикле развития преобладает гаметофит. 5. Из спор развивается заросток. 6. Заросток содержит хлорофилл и существует как самостоятельное растение. 7. На заростке в антеридиях развиваются подвижные мужские гаметы, а в архегониях – неподвижные женские. 8. Для оплодотворения необходима вода.

20. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. У представителей класса Ресничные черви тело удлинённое, нерасчлененное, плоское. 2. Покрыто однослойным эпителием, клетки с ресничками. 3. Кожно-мускульный мешок образован кольцевыми мышечными волокнами. 4. Имеют первичную полость тела. 5. Нервная система узлового типа состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. 6. Выделительная система представлена звездчатыми клетками и выделительными канальцами, которые открываются наружу.

21. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. У круглых червей тело двусторонне-симметричное, веретеновидное, нечленистое, круглое в поперечном сечении. 2. Кожа покрыта плотной кутикулой. 3. Полость тела вторичная, заполнена жидкостью. 4. Нервная система диффузного типа. 5. Органы чувств развиты слабо. 6. Кровеносная система замкнутого типа, состоит из спинного, брюшного и кольцевых сосудов. 7. Гермафродиты, оплодотворение внутреннее, перекрестное.

22. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Ланцетники ведут активный образ жизни. 2. Тело рыбообразное, удлиненное, сжатое с боков и заостренное с обоих концов. 3. На переднем конце тела предротовая воронка, окруженная щупальцами со стрекательными клетками. 4. Имеются плавники: спинной, хвостовой, подхвостовой и парные грудные и брюшные. 5. Череп отсутствует, вдоль спинной стороны идет хорда – внутренний осевой скелет. 6. Пищеварительная система слепо замкнутая, желудок отсутствует. 7. Дыхание жаберное, газообмен происходит между кровью и водой. 8. Кровеносная система замкнутая, сердца нет, один круг кровообращения.

23. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода в организм, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа. 2. Процесс дыхания разделяют на несколько этапов: внешнее (легочное) дыхание, газообмен, транспорт газов и внутреннее (тканевое) дыхание. 3. Внешнее дыхание осуществляют воздухоносны пути, а внутреннее – легкие. 4. Воздухоносные пути включают носовую и ротовую полости, носоглотку, гортань, трахею и бронхи. 5. Слизистая оболочка носовой полости образована мерцательным эпителием и кровеносными капиллярами; слизистая оболочка обеспечивает согревание, увлажнение и очищение воздуха. 6. Из носовой полости воздух через носоглотку попадает в трахею, а затем в гортань. 7. В гортани расположен голосовой аппарат – голосовые связки; выдыхаемый воздух вызывает колебания голосовых связок, и в результате возникает звук.

24. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Сердце – это полый мышечный орган, расположенный в грудной полости праве от средней линии грудины. 2. Сердце находится в околосердечной сумке – эндокарде. 3. Сердце человека четырехкамерное, артериальная и венозная кровь не смешивается. 4. Мышечная стенка желудочков тоньше стенки предсердий. 5. Венозная кровь от всех органов собирается в правое предсердие по полым венам. 6. Артериальная кровь из легких по четырем легочным венам попадает в левое предсердие. 7. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны, а между желудочками и артериями – полулунные.

25. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Почки – парные органы бобовидной формы, расположены в поясничной области. 2. В почках различают два слоя: корковый и мозговой. 3. В центре почки находится почечная воронка. 4. От нее отходит мочеточник, который открывается в ворота почки. 5. Мочевой пузырь – полый орган, расположенный в полости малого таза. 6. Стенка мочевого пузыря образована поперечнополосатой мышечной тканью. 7. От мочевого пузыря отходит мочеиспускательный канал.

26. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Нейроны образуют контакты между собой и с другими клетками. 2. Место контакте называется синапсом, а вещество, обеспечивающее передачу сигнала с одного нейрона на другой, - миелин. 3. Синаптическая передача в другом нейроне может вызвать процесс возбуждения или торможения. 4. Ответную реакцию организма на раздражение посредством нервной системы называют рефлекторной дугой. 5. Рефлексы бывают врожденными и безусловными. 6. Нервная система человека подразделяется на два отдела: центральный и периферический. 7. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг, а к периферической – нервы и нервные узлы.

27. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Сетчатка состоит из светочувствительных клеток – палочек и колбочек. 2. Палочки обеспечивают цветное зрение, а колбочки – черно-белое зрение. 3. В палочках имеется пигмент йодопсин. 4. Пигмент на свету распадается, для его восстановления необходим витамин D. 5. В сетчатке есть три типа рецепторов, воспринимающих красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета. 6. Фотохимические реакции в палочках и колбочках вызывают нервные импульсы. 7. Нервные импульсы передаются по зрительному нерву в затылочную зону коры больших полушарий. 8. Место выхода зрительного нерва называют слепым пятном.

28. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Внутреннее ухо расположено в толще теменной кости и состоит из трех отделов – улитки, преддверия и полукружных каналов. 2. Улитка относится к вестибулярному аппарату, а остальные части – к органу слуха. 3. В канале улитки расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. 4. Полость улитки разделена тонкой перегородкой – основной мембраной. 5. На основной мембране располагаются волосковые клетки – рецепторы слухового анализатора. 6. Звуковые волны улавливаются ушной раковиной и направляются в наружный слуховой проход, достигая барабанной перепонки, вызывают ее колебания. 7. Колебания от барабанной перепонки передаются жидкости улитки, а затем воспринимаются волосковыми клетками.

29. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Агроценоз – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком экосистема. 2. Примерами агроценозов являются парки, скверы, сады, огороды, поля, лесопосадки. 3. Они обладают высокой экологической надежностью. 4. Урожайность в агроценозах низкая. 5. В агроценозе культивируется один-два вида растений. 6. Естественный отбор в таких системах не действует. 7. Основная часть питательных веществ постоянно выносится из круговорота в качестве урожая.

 

 

 

Биология. Подготовка к ЕГЭ-2018. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие/А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко; под ред. А. А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2017. – 624 с. – (ЕГЭ).

 

 

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Среди автотрофных организмов большое количество растений. 2. Наряду с автотрофным питанием существует гетеротрофное. 3. К гетеротрофам относят паразитические и сорные растения. 4. Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, минеральные соли и СО2. 5. Часто культурные растения не выдерживают конкуренции. 6. Растения-паразиты поглощают Н2О и СО2 из организмов растений, на которых паразитируют. 7. Они имеют многочисленные приспособления к паразитизму, например, корни-присоски.

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Изменчивость – одно из свойств живых систем. 2. Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 3. Наследственную изменчивость еще называют генотипической. 4. Ненаследственная изменчивость связана с изменением генотипа. 5. Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, которая контролируется генотипом. 6. Ч. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной. 7. Примером неопределенной изменчивости является полиплоидия.

3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Геномными называют мутациями, которые ведут к изменению структуры хромосом. 2. Наиболее распространенным типом этих мутаций является полиплоидия. 3. В клетках полиплоидных организмов содержится гаплоидный (n) набор хромосом. 4. Полиплоидия используется как в селекции растений, так и в селекции животных. 5. Многие сорта культурных растений – полиплоиды. 6. Избыток хросомом у полиплоидов повышает устойчивость растений к болезням. 7. Кроме того, полиплоиды часто продуктивнее своих диплоидных диких предков.

4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью. 2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. 3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям. 4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена. 5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными. 6. Мутации всегда полезны организму. 7. Мутации создают вариативность в популяции, что служит материалом для естественного отбора.

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Эукариотические клетки начинают подготовку к митотическому делению в профазе. 2. При этой подготовке происходит процесс биосинтеза белка, удваиваются молекулы ДНК, синтезируется АТФ. 3. В первую фазу митоза удваиваются центриоли клеточного центра, митохондрии и пластиды. 4. Митотическое деление состоит из четырех фаз. 5. В метафазе хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости. 6. Затем в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. 7. Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа хромосом во всех клетках организма.

6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Хромосомы, содержащиеся в ядре одной клетки животного, всегда парные, то есть одинаковые, или гомологичные. 2. Хромосомы разных пар у организмов одного вида также одинаковы по размерам, форме, местам расположения первичных и вторичных перетяжек. 3. Совокупность хромосом, содержащихся в одном ядре, называют хромосомным набором (кариотипом). 4. В любом животном организме различают соматические и половые клетки. 5. Ядра соматических и половых клеток содержат гаплоидный набор хромосом. 6. Соматические клетки образуются в результате мейотического деления. 7. Половые клетки необходимы для образования зиготы.

7.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Сердце у человека располагается в грудной полости. 2. Его предсердия сообщаются между собой. 3. Между предсердиями и желудочками имеются створчатые клапаны, которые открываются только в стороны предсердий. 4. Кровь из левого желудочка поступает в аорту, а из правого желудочка – в легочную вену. 5. Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. 6. Работоспособность сердца объясняется ритмичными чередованиями сокращения и расслабления предсердий и желудочков. 7. На работу сердца оказывают влияние импульсы, поступающие по симпатическим и парасимпатическим волокнам.

8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Каждому организму в процессе жизнедеятельности необходима энергия. 2. Гетеротрофные организмы поглощают из внешней среды готовые органические вещества. 3. К гетеротрофам относят многочисленных животных, паразитические бактерии, вирусы и др. 4. Гетеротрофы не могут самостоятельно синтезировать органические вещества из Н2О и СО2. 5. Они получают Н2О и СО2, питаясь различными организмами. 6. Окисляя эти вещества, гетеротрофы получают необходимую им энергию. 7. Гетеротрофные организмы в истории развития жизни на Земле появились вслед за автотрофами.

9. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Широкораспространенной формой бесполого размножения является партеногенез. 2. При партеногенезе развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки. 3. Партеногенез присущ как беспозвоночным, так и позвоночным животным. 4. Особо он распространен среди хордовых. 5. Наиболее изучен партеногенез у пресноводных рачков, дафний и тлей. 6. При благоприятных условиях у них развивается несколько летних партеногенетических поколений, состоящих преимущественно из самцов. 7. Значение партеногенеза заключается в возможности размножения при редких контактах разнополых особей, а также в возможности резкого увеличения численности потомства.

10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Речные раки живут в придонной части рек и озер. 2. Тело речных раков подразделяется на головогрудь и брюшко. 3. На брюшке расположены пять пар ходильных ног. 4. Органами дыхания у речного рака являются жабры, расположенные по бокам головогруди. 5. Замкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов. 6. Речные раки – гермафродиты. 7. В пресных и морских водоемах живет множество мелких ракообразных, составляющих планктон.

11. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Отдел Покрытосеменные делят на классы Двудольные и Однодольные. 2. Для двудольных растений характерно наличие двух семядолей в семени. 3. У однодольных растений в стебле имеется только камбия. 4. Мочковатая корневая система, как правило, характерна для двудольных растений. 5. Растения семейств Злаковые и Лилейные относят к классу Однодольные. 6. Растения семейств Розоцветные и Бобовые относят к классу Двудольные. 7. У двудольных растений, как правило, число частей цветка кратно трем.

12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. В ротовой полости в слабощелочной среде начинается расщепление углеводов. 2. В желудке в кислой среде под действием фермента птиалина расщепляются белки. 3. Двенадцатиперстная кишка – начальный отдел тонкого кишечника. 4. В двенадцатиперстную кишку выделяются ферменты, вырабатываемые печенью. 5. Внутреннюю поверхность тонкого кишечника образуют ворсинки. 6. Передвижение пищевой кашицы в тонком кишечнике происходит посредством перистальтических движений. 7. В толстом кишечнике симбиотические бактерии расщепляются жиры.

13. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Эукариотические клетки имеют обособленное ядро. 2. В пластидах и митохондриях эукариотических клеток содержатся рибосомы. 3. В цитоплазме прокариотических и эукариотических клеток находятся рибосомы. Комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть. 4. Клеточная стенка растительных клеток содержит целлюлозу, клеточная стенка животных клеток – гликоген. 5. Бактериальная клетка размножается с помощью спор. 6. Эукариотическая клетка делится митозом и мейозом. 7. Споры грибов предназначены для размножения.

14. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Насекомые – раздельнополые животные. 2. Самки откладывают оплодотворенные яйца, из которых выводятся личинки. 3. У одних насекомых личинки внешне не похожи на взрослых особей, этот тип развития называют развитием с неполным превращением. 4. В развитии с неполным превращением насекомое проходит фазы: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь. 5. Разное питание личинок и взрослых особей снижает конкуренцию и способствует выживанию вида в целом. 6. К представителям отрядов насекомых с неполным превращением относят кузнечиков, сверчков, клопов, комаров. 7. К представителям отрядов насекомых с полным превращением относят бабочек, жуков, пчел, шмелей.

15. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. 2. Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. 3. У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. 4. Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. 5. Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. 6. Бурые водоросли по способу питания – хемотрофы. 7. Спирогира – многоклеточная нитчатая зеленая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

16. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Внутренняя среда организма образована кровью, тканевой жидкостью, лимфой. 2. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. 3. Эритроциты крови вырабатывают антитела, создавая иммунитет. 4. Основная функция эритроцитов заключается в переносе газов. 5. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови. 6. В плазме крови содержится растворимый белок фибрин. 7. Из клеток печени образуются все форменные элементы крови.

17. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость. 2. Минимальной единицей эволюции является организм. 3. Направляющий фактор эволюции – борьба за существование. 4. В результате эволюционного процесса формируется биоразнообразие планеты. 5. Географическое видообразование связано с изменениями экологической ниши вида. 6. Географическое видообразование происходит путем расселения особей на новые территории или разделения исходного ареала на фрагменты. 7. Процесс превращения генетически изолированных популяций в новые виды называют видообразованием.

18. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Процесс эволюции изучают разными методами: палеонтологическими, эмбриологическими, биогеографическими, сравнительно-анатомическими. 2. Переходные формы и филогенетические ряды относят к биогеографическим методам изучения эволюции. 3. Рудименты и атавизмы относят к сравнительно-морфологическим методам изучения эволюции. 4. Рудименты – это явление возврата к предковым формам. 5. Явление атавизма проявляется у отдельных особей, например, многососковость у человека. 6. Образование аналогичных и гомологичных органов относят к эмбриологическим методам изучения эволюции. 7. Сравнительно-анатомические методы позволяют восстановить родство современных организмов.

19. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. Большой вклад в исследование макроэволюции внес А. Н. Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. 2. Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в нее видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. 3. Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. 4. Идиоадаптации – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. 5. Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. 6. Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки.

 

20. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

1. Среди грибов различают плесневые и шляпочные грибы. 2. Их сходство заключается в том, что тело представлено талломом. 3. К плесневым грибам относят пеницилл. 4. Споры у пеницилла образуются в плодовом теле. 5. Пеницилл паразитирует, проникая в ткани злаковых растений.

 

21. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. в коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.

 

22. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

Явление фагоцитоза было открыто русским ученым И. И. Мечниковым. 2. Фагоциты поглощают чужеродные тела и вызывают местную воспалительную реакцию. 3. Функции фагоцитов обеспечивают в организме человека формирование активного иммунитета. 4. Пассивный иммунитет обеспечивают тромбоциты. 5. В основе искусственного иммунитета лежит способность лейкоцитов синтезировать, а затем выделиять в кровь человека антитела.

 

23. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

1. Папоротниковидные - это высшие растения. 2. Их тело представлено талломом. 3. В цикле развития папоротников преобладает половое поколение - спорофит. 4. Гаметофит - это взрослое растение. 5. Молодое растение - проросток формируется после оплодотворения на заростке.

 

24. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

1. Железы внутренней секреции имеют протоки. по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активные регуляторные вещества - гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Гормон поджелудочной железы - инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.