Задания 25

Задание 25: обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.

 

1. Какие ароморфозы привели к возникновению типа Плоские черви? Укажите не менее трех ароморфозов.

2. В чем заключается первая помощь при венозных кровотечениях?

3. Чем может быть вызвана рвота? Укажите не менее четырех причин.

4. Каковы функции лимфатической системы человека? Ответ поясните.

5. Каковы строение и функции покровных тканей растений?

6. Какие ароморфозы привели к возникновению класса Млекопитающие? Укажите не менее четырех ароморфозов.

7. Какие ароморфозы привели к возникновению класса Членистоногие? Укажите не менее трех.

8. Чем опасна агглютинация? Почему при переливании крови в малых количествах не учитывают агглютинины донора? Почему кровь чужой группы нельзя переливать в больших количествах? Ответ поясните.

9. Какие ароморфозы привели к возникновению класса Рыбы? Укажите не менее четырех ароморфозов.

10. Где расположена вилочковая железа (тимус)? Какой гормон она вырабатывает? Что он регулирует?

11. Объясните, почему ожог горячими жидкостями во рту приводит к снижению вкусовой чувствительности. Как ожог влияет на структурные элементы органа вкуса? Почему при ожоге кончика языка снижается чувствительность к сладкому?

12. Почему на водном морском транспорте, в отличие от других видов транспорта, наиболее часто проявляется морская болезнь? Что вызывает это состояние? Каковы меры облегчения состояния, лечения и профилактики? Ответ поясните.

13. Сегодня наука исходит из того, что цвет кожи является результатом приспособления определенной популяции к интенсивности солнечного излучения в ее географическом ареале. Обоснуйте, почему у людей, проживающих в условиях интенсивного солнечного излучения, как правило, более темный цвет кожи.

14. Что произойдет с костью, если удалить из нее неорганические соединения, выдержав в растворе соляной кислоты? Что будет, если долго прокаливать кость, удалив воду и органические соединения?

15. Почему людям, испытывающим авитаминоз витамина А, рекомендуется употреблять овощи красного и оранжевого цвета (морковь, тыква, красный перец и др.)? При этом для лучшего усвоения овощи надо или отваривать, или потреблять в виде салатов с растительным маслом. Объясните эти рекомендации.

16. Какие признаки характерны для низших растений? Ответ поясните. Приведите примеры низших растений.

17. Что такое болезнетворные бактерии? Какие меры человек использует для предупреждения распространения болезнетворных бактерий? Ответ поясните.

18. Иммунитет – защитная система организма человека от генетически чужеродных тел и веществ. Структуры, на которые реагирует иммунная система, называются антигенами. Какие агенты могут быть для организма человека антигенами?

19. Иммунитет – это защитная система организма человека от генетически чужеродных тел и веществ. Структуры, на которые реагирует иммунная система, называются антигенами. Какими особенностями должен обладать антиген, чтобы его обнаружила иммунная система? Ответ поясните.

20. Каковы особенности кровеносной системы насекомых? Укажите не менее четырех особенностей.

21. При развитии организмов с метаморфозом имеется личиночная стадия. Личинка и взрослая особь приспособлены к разным условиям существования. Какие преимущества дает это приспособление? Ответ обоснуйте.

22. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Укажите не менее четырех признаков.

23. Какие функции выполняет кровеносная система человека? Укажите не менее четырех функций.

24. Каковы особенности формирования у человека искусственного пассивного иммунитета? Укажите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.

25. Неспецифический иммунитет направлен против любого антигена. Организм при проникновении чужеродного вещества формирует адекватный ответ. Какие существуют неспецифические факторы защиты (иммунитета) организма человека для проникновения патогенных бактерий? Укажите не менее четырех факторов. Ответ поясните.

26. Почему ланцетника, несмотря на его довольно примитивное строение, относят к типу Хордовые? Укажите не менее четырех признаков. Ответ поясните.

27. Каковы функции пищеварительной системы человека? Укажите не менее четырех функций. Ответ поясните.

28. Как у человека осуществляется нервная регуляция работы выделительной системы? Ответ поясните.

29. Какие факторы увеличивают частоту и силу сердечных сокращений? Укажите не менее трех факторов.

30. Каковы основные особенности строения двустворчатых моллюсков? Укажите не менее четырех особенностей.

 

Биология. Подготовка к ЕГЭ-2018. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие/А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко; под ред. А. А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2017. – 624 с. – (ЕГЭ).

 

1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?

2. Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение:

3. Что представляют собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

4. Какие части имеют зубы у млекопитающих? Укажите виды зубов и их функции.

5. Какая кровь содержится в правой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются правое предсердие и правый желудочек?

6. Какая кровь содержится в левой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются левое предсердие и желудочек?

7. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

8. Насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

9. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

10. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

11. В чем состоят отличия кровеносной системы кольчатых червей и членистоногих?

12. В чем проявилось усложнение папоротников по сравнению со мхами в ходе эволюции?

13. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция дыхания в организме человека? Ответ поясните.

14. Укажите не менее четырех особенностей условных и безусловных рефлексов.

15. Какие признаки характерны для животных типа Кишечнополостные? Укажите не менее четырех признаков.

16. Укажите не менее четырех отличий однодольных растений от двудольных растений.

17. Бычий цепень паразитирует в тонком кишечнике человека. Укажите его черты приспособления к паразитическому образу жизни.

18. В чем отличие в строении молекулы ДНК от молекулы РНК?

19. Укажите части органа слуха и функции каждой из них.

20. Укажите не менее четырех признаков сходства и различия процессов клеточного дыхания и горения.

21. Укажите звенья рефлекторной цепи и поясните функции каждого звена.

22. Назовите смешанные железы организма человека. В чем выражается их внутрисекреторная функция и внешнесекреторная?

23. Каковы особенности питания разных классов моллюсков?

24. Назовите отделы анализатора и укажите функции каждого отдела.

25. Какие продукты световой фазы фотосинтеза используется в темновую фазу, а какие нет?

26. Укажите не менее трех значений бактерий сапротрофов в живой природе.

27. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трех признаков.

28. Укажите не менее трех групп бактерий, различающихся по типу питания.

29. В чем проявляются кожная чувствительность у человека?

30. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

31. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

32. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

33. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

34. В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

35. Какие особенности среды обитания внутренних паразитов обеспечивают их выживание? Назовите не менее трех особенностей.

36. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее четырех функций.

37. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в теплорегуляции? Укажите их значение.

38. Укажите основные признаки прокариотических организмов.

39. Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству Грибы.

40. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?

41. Грызуны – самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.

42. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия неблагоприятных факторов среды? Объясните роль этих структур.

43. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырех признаков.

44. Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трех особенностей. Ответ поясните.

45. Укажите основные признаки моховидных растений.

46. Укажите основные признаки голосеменных растений.

47. Укажите не менее трех признаков сходства представителей царства грибов и животных.

48. Объясните, чем общественные насекомые отличаются от одиночных. Укажите не менее трех признаков. Приведите примеры таких насекомых.

49. Укажите не менее трех особенностей гетеротрофного питания представителей царства грибов. Приведите примеры таких грибов.

50. Укажите основные признаки строения, характерные для представителей царства Бактерии.

51. Укажите основные признаки строения представителей царства грибов.

52. Укажите не менее трех способов бесполого размножения представителей царства грибов.

53. Укажите не менее трех признаков, характеризующих высшие растения.

54. Укажите основные признаки строения моховидных растений, доказывающие, что они могут жить только влажной среде обитания.

55. В чем состоит особенность пищеварения в двенадцатиперстной кишке у человека и пищеварительные соки каких желез обеспечивают этот процесс?