Задания 28 (задачи по генетике) (стр. 2)

1. У человека гены темных волос и карих глаз доминируют. Гены расположены в разных хромосомах. Какова вероятность рождения темноволосого голубоглазого ребенка в семье, где отец светловолосый голубоглазый, а мать темноволосая кареглазая (ее отец был светловолосым и голубоглазым)? Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможных потомков.

2. При скрещивании красноплодных абрикосов нормального роста с желтоплодными карликовыми растениями все поколение было единообразно и имело красные плоды и нормальный рост. При анализирующем скрещивании растений из первого поколения в потомстве получили половину растений с красными плодами нормального роста и половину – с желтыми плодами карликового роста. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

3. У дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) – над гладкими (в). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки, получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 423 – с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?

4. Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доминантные аллели IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У матери четвертая группа крови и отрицательный резус, у отца первая группа крови и положительный резус (гомозигота). Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Какой закон наследственности проявляется в этом случае?

5. При скрещивании растения левкоя с красными цветками и узкими листьями и растения с белыми цветками и широкими листьями все гибриды первого поколения имели красные цветки и узкие листья. В результате анализирующего скрещивания гибридов первого поколения получено: 2574 растения с красными цветками и узкими листьями; 106 – с красными цветками и широкими листьями; 2756 – с белыми цветками и широкими листьями; 103 – с белыми цветками и узкими листьями. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

6. Мужчина-дальтоник женился на женщине с нормальным зрением, но имевшей отца-дальтоника. Какова вероятность рождения дочери-дальтоника? Какова вероятность рождения сына-дальтоника? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и детей.

7. Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1. Женщина здорова и не несет ген гемофилии; 2. Женщина здорова, но несет ген гемофилии? Составьте схемы решения задачи. Определите в каждом случае генотипы родителей и детей, укажите соотношение их фенотипов. Объясните принцип передачи данного заболевания по наследству.

8. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым (а), а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью (в), причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Мать – кареглазая правша, гетерозиготная по обоим признакам, отец – кареглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае? Укажите соотношение фенотипов детей.

9. При скрещивании томата с пурпурной окраской стебля и рассеченными листьями с растением, имеющим зеленый стебель и цельнокрайные листья, в первом поколении все растения имели пурпурный стебель и рассечённые листья. При скрещивании между собой гибридов первого поколения были получены растения: с пурпурным стеблем и рассеченными листьями и зеленым стеблем и цельными листьями. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях?

10. Известно, что у каракульских овец серая окраска (А) доминирует над черной, длинная шерсть (В) – над короткой. Гены не сцеплены. Гомозиготные по серой окраске овцы не доживают до взрослого состояния; как правило, ягнята погибают еще до отъема их от матерей. Какое жизнеспособное потомство и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания серого самца с короткой шерстью с серой гетерозиготной длинношерстной самкой? Какие особи будут нежизнеспособны? Определите генотипы родителей. Составьте схему решения задачи.

11. При скрещивании растения томата с гладкой кожицей и прямостоящим стеблем и растения с опушенными плодами и полегающим стеблем все гибриды первого поколения имели гладкие плоды и прямостоящий стебель. В результате анализирующего скрещивания гибридов первого поколения получено: 3060 растений с гладкими плодами и прямостоящим стеблем; 120 – опушенные прямостоящие; 3200 – опушенные полегающие; 119 – гладкие полегающие. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

12. У земляники красная окраска плодов неполно доминирует над белой, с образованием розовоокрашенных плодов у гибридного растения. Нормальная форма чашечки частично доминирует над листовидной. Гибриды имеют промежуточную форму. Какое потомство получится от скрещивания растения с красными плодами и промежуточной формой чашечки с растением, имеющим розовые плоды и промежуточную форму чашечки? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства.

13. При скрещивании растения с красными цветками и резными листьями с растением, имеющим белые цветки и цельные листья, получили только растения с красными цветками и резными листьями. Для анализирующего скрещивания взяли растение из первого поколения. В результате получили растения: 212 – с красными цветками и резными листьями, 52 – с красными цветками и цельными листьями, 48 – с белыми цветками и резными листьями и 208 – с белыми цветками и цельными листьями. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомков первого и второго поколений. Объясните полученные результаты анализирующего скрещивания.

14. При скрещивании коричневых короткоухих мышей с черными короткоухими самцами родились мышата двух фенотипов: черные короткоухие и коричневые короткоухие. Этих коричневых короткоухих мышей скрестили с черными длинноухими самцами и получили особей черных длинноухих и коричневых длинноухих. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских форм и потомков первого и второго скрещиваний. Какой закон наследственности проявляется?

15. При самоопылении гомозиготного растения львиного зева с розовыми цветками и нормальной чашечкой (В) получили растения со следующими фенотипами: 10 – с красными, 22 – розовыми и 9 – белыми цветками; все растения имели нормальную чашечку. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните результаты скрещивания и характер наследования признаков. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

16. При скрещивании растения, имеющего зеленые проростки и блестящие листья, с растением, имеющим желтые проростки и матовые листья (гены сцеплены), в первом поколении все растения были с зелеными проростками и матовыми листьями. При скрещивании между собой гибридов первого поколения были получены растения: с зелеными проростками и блестящими листьями, с желтыми проростками и матовыми листьями и с зелеными проростками и матовыми листьями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства первого и второго поколений. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление трех фенотипических групп особей во втором поколении.

17. У кур темная окраска кожи доминирует над белой окраской, полосатое оперение над черным. Ген, обуславливающий окраску оперения, локализован в Х-хромосоме. Скрещивали полосатую курицу со светлой кожей с черным петухом с темной кожей. Все цыплята оказались с темной кожей, из них 50% имели полосатое оперение и 50% - черное. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните результаты скрещивания.

18. У каракулевых овец признак длинные уши (А) неполно доминирует над признаком безухость, а серая окраска шерсти (В) полностью доминирует над черной. Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель ягнят, так как у них недоразвит желудок, и они погибают при переходе на питание травой. Скрестили серую безухую овцу с черным длинноухим самцом. В первом поколении получили только короткоухих ягнят, из них 50% имели серую окраску и 50% - черную. Для второго скрещивания взяли серую короткоухую самку из первого поколения и серого безухого самца. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите в них генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

19. У человека темные и прямые волосы наследуются как аутосомные, не сцепленные с полом. Темные волосы – доминантный признак, прямые – рецессивный. Гены находятся в разных парах хромосом. Отец имеет темные прямые волосы, мать – светлые курчавые волосы. В семье двое детей, дочь со светлыми волнистыми волосами, сын с темными волнистыми волосами. Дочь выходит замуж за юношу с такими же, как у нее, волосами. Какие признаки могут проявиться у их детей? Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и детей в первом и втором случае. Объясните характер наследования признаков.

20. У человека ген, отвечающий за развитие нормального подбородка (А), доминирует над геном, отвечающим за развитие скошенного подбородка, а нос без горбинки – рецессивный признак (в). Гены не сцеплены. В семье, где отец со скошенным подбородком и носом без горбинки, родились два сына – однояйцевые близнецы, имеющие нормальный подбородок и нос без горбинки. Определите фенотип и генотип матери этих мальчиков. Ответ обоснуйте. Какова вероятность рождения в этой семье детей с признаками отца? Составьте схемы решения задачи.

21. У мышей известна мутация – желтая мышь. Мутация доминантная и в гомозиготном состоянии вызывает гибель эмбрионов. Ген короткохвостости доминантен по отношению к гену нормальной длины хвоста. В гомозиготном состоянии этот ген также является летальным и вызывает гибель эмбрионов. Гетерозиготы имеют хвост средней длины. Какое жизнеспособное потомство и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания двух желтых мышей со средней длиной хвоста? Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

22. У кошек длина шерсти наследуется по аутосомному типу (А – короткая шерсть), а окраска – сцепленно с полом (ХВ – черная, Хв – рыжая; гетерозиготы имеют черепаховую окраску). Каких котят можно ожидать от скрещивания длинношерстной черной кошки с гомозиготным рыжим короткошерстным котом? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и пол котят. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Какова вероятность рождения котят с фенотипом кота у этой пары кошек?

23. У человека гены темных волос и карих глаз доминируют. Гены расположены в разных хромосомах. В семье, где отец светловолосый голубоглазый, а мать темноволосая кареглазая (ее отец был светловолосым и голубоглазым) единственная дочь с темными волосами и голубыми глазами. Дочь выходит замуж за светловолосого голубоглазого юношу. Какова вероятность рождения детей со светлыми волосами и карими глазами? Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков в двух семьях. Какой закон наследственности проявляется в данных случаях?

24. Скрещивали черную курицу с голыми ногами с белым петухом с оперенными ногами, все цыплята оказались голубыми с оперенными ногами. В результате возвратного скрещивания курочки из первого поколения с петухом (Р) в потомстве произошло расщепление по фенотипу: все цыплята имели оперенные ноги, половина из них были белыми, другая половина с голубым оперением. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей, потомков первого и второго поколений. Определите характер наследования признака окраски оперения. Какие законы наследственности проявляются в обоих случаях?

 

 

Биология. Подготовка к ЕГЭ-2018. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие/А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко; под ред. А. А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2017. – 624 с. – (ЕГЭ).

 

1. Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется своим рецессивным геном (а и в). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом и не взаимодействуют друг с другом. Бабушки по материнской и отцовской линии имеют различные виды слепоты. Оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы бабушек и дедушек, генотипы и фенотипы их детей и внуков, рассчитайте вероятность рождения внуков слепыми.

2. Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется своим рецессивным геном (а и в). Оба аллеля, отвечающих за обеспечение зрения, находятся в различных парах гомологичных хромосом и не взаимодействуют друг с другом. Обе бабушки (по материнской и отцовской линии) страдают одним видом слепоты (а), а оба дедушки – другим (в). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы бабушек и дедушек, генотипы и фенотипы их детей, вероятность рождения слепых внуков.

3. У томатов ген А – круглая форма плодов, а – грушевидная, В – красная окраска плодов, в – желтая. Гены формы плодов и окраски находятся в различных парах гомологичных хромосом. Потомство томатов, полученное от скрещивания гетерозиготных томатов по гену А и гомозиготных по гену В с рецессивными дигомозиготными растениями, скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях, их соотношение по фенотипу в каждом поколении.

4. От скрещивания самцов морских свинок с белой гладкой шерсть с самками, имеющими черную мохнатую шерсть, в потомстве получены особи белые мохнатые и черные мохнатые. При скрещивании таких же самцов с белой гладкой шерстью с самками, имеющими черную гладкую шерсть, все потомство имело черную гладкую шерсть. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских самцов и самок морских свинок. Объясните, какие генетические законы соблюдаются в этом случае.

5. Скрестили дигомозиготные родительские особи гороха с альтернативными признаками. Какой генотип организма должен быть подобран для скрещивания с особями первого поколения, чтобы во втором поколении (F2) образовались четыре генотипические группы растений в соотношении 1:1:1:1 (А – желтая окраска горошин, а – зеленая; В – гладкая форма горошин, в – морщинистая)? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в F1 и F2?

6. У кошек ген В определяет черную окраску шерсти, а ген в – рыжую. Гены локализованы в Х-хромосомах. От черной кошки родились два черепаховых и три черных котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотип кошки, генотип и фенотип кота, генотип и пол полученного потомства. Объясните появление потомства черепаховой окраски.

7. Женщина, хорошо различающая цвета, вышла замуж за мужчину-дальтоника. У них родился сын, страдающий дальтонизмом, и девочка, нормально различающая цвета. Ген дальтонизма рецессивен и находится в Х-хромосоме. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью у дочери может родиться страдающий дальтонизмом ребенок?

8. У кошек ген В определяет черную окраску шерсти, а ген в – рыжую. Наличие обоих этих аллелей в генотипе дает черепаховую окраску. Ген локализован в Х-хромосомах. Какое по генотипу и фенотипу следует ожидать потомство от кошек с черепаховой окраской и рыжим котом и от той же кошки с рыжим котом? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы самки и самцов.

9. У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет глаз доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев, находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку дрозофилы с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с гомозиготным самцом с красными глазами и нормальными крыльями. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания. Укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните получившееся расщепление.

10. У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет глаз доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев, находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку дрозофилы с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с гомозиготным самцом с красными глазами и нормальными крыльями. Составьте схему скрещивания. Укажите генотипы и фенотипы всех возможных родителей и потомков.

11. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из первого поколения получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырех фенотипических групп особей в F2.

12. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребенка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

13. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

14. У собак черная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От черной длинношерстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 черных длинношерстных щенка, 3 коричневых длинношерстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

15. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% черных мохнатых и 50% черных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось черных мохнатых и 50% - белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.

16. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над черной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

17. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

18. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (в) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метелку, все потомство было фенотипически сходным с одним из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве 75% растений оказалось с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений – с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

19. Скрещивали растения земляники усатые бесплодные с растениями безусыми красноплодными (В), все гибриды получились усатые розовоплодные. При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения в потомстве произошло фенотипическое расщепление. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, гибридов первого поколения, а также генотипы и фенотипы потомства при анализирующем скрещивании (F2). Определите характер наследования признака окраски плода. Какие законы наследственности проявляются в данных случаях?

20. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB.

Аллели IA, IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую группу (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца четвертая группа крови и отрицательный резус-фактор, у матери – первая группа крови и положительный резус-фактор (гомозигота). Составить схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Какова вероятность наследования ребенком группы крови и резус-фактора отца?

21. Ген окраски у кошек сцеплен с Х-половой хромосомой. Черная окраска определяется геном – ХВ, рыжая - геном Хв, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки родились черепаховый и черный котята. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и их потомства, характер наследования признака окраски шерсти.

22. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, - как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

23. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?

24. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 – с морщинистыми окрашенными; 4010 – с морщинистыми неокрашенными; 149 – с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

25. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB.

Аллели IA, IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую группу (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У матери вторая группа и положительный резус (гетерозигота по резус-фактору), у отца третья группа крови и положительный резус (гомозигота по резус-фактору). У сына первая группа крови и положительный резус. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и сына. Определите, какие группы крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, их возможные генотипы и соотношение фенотипов. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

26. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (а) растения с грушевидными плодами (в) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 – карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.

27. У томата гены, обусловливающие высокий рост растения (А) и круглую форму плода (В), сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а гены, обусловливающие низкий рост и грушевидную форму, - в аутосоме. Скрестили гетерозиготное растение томата, имеющее высокий рост и круглую форму плода, с низким грушеплодным растением. Определите генотипы и фенотипы потомства родителей, гаметы, образующиеся в мейозе, если перекреста хромосом не было.

28. У дрозофилы доминантные гены нормального крыла и серой окраски тела сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены зачаточного крыла и черной окраски тела – в другой гомологичной хромосоме. Скрестили двух дигетерозиготных дрозофил, имеющих нормальные крылья и серую окраску тела. Определите генотип родителей и гаметы, образующиеся без перекреста хромосом, а также численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.

29. Дигетерозиготную курицу с гребнем и голыми ногами скрестили с дигомозиготным петухом, имеющим гребень (А) и оперенные ноги (В) (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений, если для второго скрещивания были взяты гибриды из F1 с гребнем и оперенными ногами, но с разными генотипами. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?

30. У кур встречается сцепленный с полом летальный рецессивный ген, сцепленный с Х-хромосомой, вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный женский пол). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы родителей и возможного потомства, вероятность гибели эмбрионов и соотношение полов жизнеспособных цыплят.

31. Охотник купил собаку, которая имеет короткую шерсть. Ему важно знать, что она чистопородна. Какие действия помогут охотнику определить, что его собака не несет рецессивных генов – длинной шерсти? Составьте схему решения задачи и определите соотношение генотипов потомства, полученного от скрещивания чистопородной собаки с гетерозиготной.

32. В первом анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки с серым телом, нормальными крыльями и самца с черным телом, редуцированными крыльями были получены потомки: 41,5% с серым телом, нормальными крыльями; 41,5% с черным телом, редуцированными крыльями; 8,5% с серым телом, редуцированными крыльями; 8,5% с черным телом, нормальными крыльями. Во втором анализирующем скрещивании дигетерозиготного самца с серым телом, нормальными крыльями и самки с черным телом, редуцированными крыльями были получены потомки: 50% с серым телом, нормальными крыльями и 50% с черным телом, редуцированными крыльями. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление в обоих скрещиваниях.

33. Ген нормального развития хлорофилла доминантен к гену альбинизма, растения-альбиносы погибают в стадии всходов. Скрещивали растение ячменя с нормальным развитием хлорофилла (зеленые), плотным колосом и гетерозиготное растение ячменя с нормальным развитием хлорофилла, рыхлым колосом (в). Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какое расщепление по фенотипу получится в данных скрещиваниях? Ответ поясните.

34. При скрещивании кроликов с черной гладкой шерстью с кроликами с белой мохнатой шерстью в потомстве получились кролики черные мохнатые и черные гладкие. Во втором скрещивании других кроликов с черной гладкой шерстью с кроликами с белой мохнатой шерстью в потомстве получились кролики с черной мохнатой и белой мохнатой шерстью. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в этих скрещиваниях?

35. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном – мыши погибают на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с черной окраской тела, длинным хвостом и самца с черной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: особи с черной окраской тела, длинным хвостом и особи с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании дигетерозиготной самки мыши и гомозиготного самца с черной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление. Оставьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.