Задания по теме "Человек" с развернутым ответом"

1. Каковы функции пищеварительной системы человека? Укажите не менее четырех функций.

Ответ: припомощи пищеварительной системы в организм поступают питательные вещества (углеводы, жиры, белки), витамины (большинство поступает в организм только с пищей), вода - незаменимая среда для биохимических реакций (Функции воды), глюкоза (при ее описании вырабатывается энергия, которая идет на построение новых органических веществ, а также выделяется в вид тепла (обеспечивая терморегуляцию организма).

2. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

3. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

Ответ: 

1. Метаболическая (участвует в обмене всех классов органических веществ, а так же воды);

2. Запасающая (печень - накопитель гликогена (гликоген превращается в клюкозу при ее недостатке в организме));

3. Фильтрационная (печень очищает кровь от токсичных веществ);

4. Гомеостатическая (участвует в регуляции метаболического, антигенного гомеостаза организма);

5. Выделительная (токсичные соединяются с серной и глюкуроновой кислотами).

4. Обоснйте принадлежность человека к типу Хордовые, используя эмбриологические доказательства эволюции.

Ответ: существует минимум три эмбриологических доказательства принадлежности человека к типу Хордовые: наличие хорды, жаберных лепестков и нервной трубки.

5. Объясните, какие изменения в составе крови происходят в капиллярах малого круга кровообращения у человека. Какая кровь при этом образуется?

Ответ: в капиллярах малого круга кровообращения венозная кровь превращается в артериальную, так как капилляры подходят к легкм (вернее, к легочным пузырькам), где кровь насыщается кислородом, после этого (проходя сначала через сердце) артериальная кровь проходит по большому кругу кровообращения (по всем органам, тканям и клеткам), насыщая организм кислородом.

6. Почему ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке?

Ответ: ферменты по строению относятся к белкам. Ферменты - это биологически активные вещества, они осуществляют биохимические реакции и имеют свои пределы активности, то есть работают при определенных температуре, рН, давлении и т.д. В ротовой полости человека слабо-щелочная среда, а в желудке - кислая. Ферменты не могут выдержать такой перепад кислотности среды и перестают быть активными. Именно поэтому в разных отделах пищеварительной системы работают разные ферменты.

7. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором хлорида натрия). Поясните, почему.

Ответ: физиологический раствор по концентрации хлорида натрия схож с плазмой крови, поэтому при введении физ. раствора в кровь человек не чувствует изменений. Лекарства нельзя вводить в кровь в неразбавленном в физ. растворе состоянии, так как человек может испытать шок при введении лекарства в большой концентрации. Для начала химическое свойство должно быть разбавлено в сходной с кровью среде.

8. Почему объем мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объему выпитой за это же время жидкости?

9. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека? Каково ее значение в жизнедеятельности организма?

10. Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

11. В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

12. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

Ответ: витамины - биологически активные вещества, преимущественно поступающие в организм человека с пищей, участвуют практически во всех процессах: роста, кровесвертывания, регуляции обмена кальция и фосфора, минерализации костей, развитию зубов, некоторые обладают антиоксидантными свойствами, участвуют в дыхании, формировании кожи и слизистых оболочек и многих др.

13. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показания кровяного давления в аорте и полых венах? Ответ поясните.

14. В чем проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трех примеров.

Ответ: транспортная функция крови заключается в переносе:

1. кислорода (от легких ко всем органам, тканям, клеткам); 

2. углекислого газа (от клеток к легким - выносится из организма);

3. питательных веществ (при помощи всасывания полезных веществ из ЖКТ в кровь);

4. гормонов (от железы к месту "работы").

15. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

16. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

Ответ: 1. Прямохождение (так как человек начал  передвигаться на двух ногах, он перестал ходить на руках, а начал использовать их для труда);

2. Развитие речи - для общения с другими людьми;

3. Логическое мышление - без причинно-следственных связей выживание человека проблематично.

17. Почему у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.

18. Какие преимущества и недостатки имеет строение позвоночника человека по сравнению с его строением у приматов?

Ответ: человек, в отличие от приматов, прямоходящий, в связи с этим у него:

1. Центр тяжести сдвинулся вниз и срослись крестцовые позвонки;

2. Появились 4 изгиба позвоночника - 2 лордоза и 2 кифоза;

3. Появился свод стопы;

4. Уменьшились верхние конечности.

19. По описанию ткани назовите ее виды и функции.

"Ткань состоит из клеток и хорошо развитого межклеточного вещества. Ткань может быть образована твердыми, желеобразными и жидкими составляющими элементами."

Ответ: если ткань может быть как твердой, так и жидкой, так и железобразной, и содержит развитое межклеточное вещество, то это соединительная ткань (типы: костная, кровь, жировая и т.д.).

20. Объясните, почему для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей необходимо жидкое межклеточное вещество.

Ответ: при помощи межклеточного вещества: 

1. Клетки сообщаются между собой и могут работать слаженно (образовательная ткань);

2. Приносятся питательные вещества и вода;

3. Уносятся продукты обмена.

21. Чем и как питается костная ткань взрослого человека?

22. Как распределяется жировая ткань в организме человека и какие функции она выполняет?

23. Докажите, что посещение столовой сопровождается как условно-рефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями.

24. Какими способами передается информация с одной нервной клетки на другую?

Ответ: передача информации с одной нервной клетки на другую происходит при помощи синапса. Передача может быть электрической или химической, или той и другой одновременно. Передача сигнала электрическим путем идет намного быстрее.

25. Каким способом информация передается быстрее - химическим или электрическим?

Ответ: электрический способ передачи быстрее, чем химический, так как электрическая передача происходит при помощи "цепной реакции" разности потенциалов с одного нейрона на другой, а химически - при помощи медиатора - специального передатчика, несущего информацию с пресинаптической мембраны на постсинаптическую.

26. Опишите этапы передачи нервного импульса, происходящие в синапсе.

27. Чем отличаются соматические рефлексы от вегетативных?

28. Чем объяснить, что люди кашляют с разной силой и частотой?

29. Может ли человек управлять реакциями вегетативной нервной системы? Ответ объясните.

30. Почему прекращение кровоснабжения мозга на 6-10 минут может привести к необратимым изменениям в нем или смерти?

Ответ: потому что клетки мозга (нервные клетки) остаются без кислорода и отмирают, а с подачей кислорода восстановиться уже не могут. А гибель нервных клеток головного мозга приводит к утрате жизненно важных функций, так как все важные функции контролируются головным мозгом.

31. За сутки у взрослого человека (начиная с 30 лет) отмирает до 1000 нейронов. Чем можно объяснить, что и в старости многие люди способны к обучению и интеллектуальной деятельности?

Ответ: 

1. Нервных клеток очень много и такое их отмирание не скажется сильно на функциях организма;

2. До 30 лет человек обучается всему, что нужно для нормальной жизни (30 лет - пик интеллектуального развития);

3. Пусть некоторые клетки мозга отмирают, но человек не утрачивает способности обучаться (мы знаем много примеров, когда пожилые люди обучаются чему-то новому, учатся в университетах и т.д.).

32. Каким образом влияют на раюоту мозга алкоголь, наркотики, токсические вещества?

33. Какова роль кислорода в жизнедеятельности организма человека?

Ответ: кислород окисляет глюкозу до углекислого газа, при этом выделяется 38 молекул АТФ. Эта энергия идет в тепло, на образование связей в соединениях, необходимых для обменных процессов в организме (белков, жиров и т.д.). Без кислорода ни одна клетка не получит энергии в скором времени умрет, так как жизнь каждой клетки основана на распаде и сборке веществ.

34. Контролирует ли кора головного мозга деятельность нервных центров, расположенных в продолговатом мозге? Приведите примеры.

35. К каким последствиям приведет повреждение поясничного отдела спинного мозга?

36. Чем объясняется гибкость костей младенцев и хрупкость костей стариков?

Ответ: в детском возрасте кости состоят из большого количества органических веществ (так как кости у детей постоянно растут), чо дает им гибкость, эластичность, меньшую ломкость. С возрастом рост костей прекращается и органические вещества заменяются на неорганические, в связи с этим становятся более твердыми, но хрупкими. Чем старше человек, тем большую он имеет вероятность сломать кости. Так же с возрастом уменьшается способность восстановления сломанных костей.

37. Как можно экспериментально доказать наличие в костях органических и неорганических соединений?

38. Чем объясняется появление рахита у маленьких детей?

39. Какими особенностями строения определяется гибкость тела человека?

40. Чем отличаются по строению и функциям плечевой и тазобедренный суставы?

41. Что произойдет с суставом, если из него вытечет суставная жидкость?

42. Почему физкультуру с грудным ребенком делает взрослый?

43. Почему человек не может долго дышать чистым кислородом?

44. Что произойдет с кровеносными сосудами, если содержание кислорода в крови уменьшится?

45. Какие газы и каким образом транспортируются кровью?

Ответ: кислород из легких при помощи белка-гемоглобина переносится в клетки, а из клеток углекислый газ кровью переносится обратно в легкие.

46. Почему палец, туго перевязанный резинкой или жгутом, сначала "багровеет", а при длительно1 перетяжке становится светлее?

47. Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и как происходит их движение?

48. Что называют гомеостазом и каким механизмом он регулируется?

49. Почему вакцина, введенная против одного инфекционного заболевания, не предозраняет человека от другого инфекционного заболевания?

50. В целях профилактики столбняка здоровому человеку ввели противостолбнячную сыворотку. Правильно ли поступили медики? Ответ докажите.

51. Заболевшему дифтеритом человеку сделали противодифтерийную прививку. Правильно ли поступили медики? Ответ докажите.

52. К каким последствиям может привести неполное закрытие трехстворчатого клапана сердца?

53. Почему кровь движется в одном направлении?

54. Почему кровь по сосудам течет непрерывно?

55. Где скорость движения крови выше - в аорте или капиллярах и почему?

56. Какие факторы обеспечивают движение крови по венам?

57. Опишите путь лекарственного препарата от предплечья правой руки до сосудов головного мозга.

58. В чем залючаются различия между механизмами регуляции дыхания в следующих случаях: чихание при раздражении слизистой оболочки носа и возобновлении дыхания после его длительной задержки?

59. Почему человек задерживает дыхание при вхождении в ледяную воду?

60. В каких случаях желательно надевать марлевую повязку или респиратор и почему?

61. Почему в каждом отделе пищеварительной системы "работают" свои определенные ферменты?

62. Почему белки начинают расщепляться при поступлении пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку?

63. Чем опасны воспаления слизистой оболочки желудка?

64. Каковы причины возникновения гастрита и язвы желудка?

65. Какие меры профилактики могут предотвратить заболевания гастритом и язвой желудка?

66. Представьте себе, что человек, сохранив все свои особенности примата, стал хладнокровным. Как это скажется на его жизнедеятельности?

67. Чем отличаются холоднокровность от теплокровности?

68. В чем заключается противоположность реакций обмена веществ в организме?

69. Почему в почках или мочевом пузыре человека образуются камни?

70. К чему может привести образование камней в почках или мочевом пузыре?

71. Какова профилактика образования камней в почках или мочевом пузыре?

72. Почему не рекомендуется долго загорать?

73. Почему детям полезно некоторое время принимать солнечные ванны?

74. В чем заключается терморегулирующая функция кожи?

75. Почему при взлете и посадке самолета человек испытывает боль в ушах?

76. Зачем предлагают приоткрыть рот или сосать леденцы в салоне самолета во время взлета и посадки?

77. Что такое кессонная болезнь и чем она опасна?

78. Почему ловцы жемчуга погружаются в воду быстро, а выныривают медленно?

79. Почему заболевания щитовидной железы чаще встречаются у жителей горных районов и каковы меры профилактики этих заолеваний?

80. К каким последствиям может привести нехватка гормонов щитовидной железы?

81. По каким признакам ставится диагноз "сахарный диабет"?

82. Какие нелекарственные меры снижения уровня глюкозы в крови вы порекомендовали бы человеку с незначительно повышенным ее содержанием?

83. Какими механизмами регулируются роды у человека?

84. Чем отличаются мужские половые клетки от женских?

85. Почему яйцеклетку отплодотворяет только один сперматозоид?


 

86. Почему в клетках человеческого организма необходимо постоянно синтезировать новые органические вещества?

87. Зачем нужны белки в организме человека?

88. Откуда организм человека берет энергию для своей жизнедеятельности?

89. Какова роль органических веществ в организме человека?

90. Почему кровь, костную ткань и жировую клетчатку относят к одному виду тканей?

91. Почему органы человека, как правило, образованы несколькими видами тканей?

92. Чем можно объяснить, что нервная система птиц и человека развивается из одних и тех же зародышевых листков, а сами системы значительно отличаются друг от друга уровнем развития?

93. Почему регуляция функций организма названа нейрогуморальной. Как она осуществляется?

94. Как функционально связаны между собой нервная и эндокринная системы?

95. Каким образом поддерживается относительно постоянный уровень гормонов в крови человека?

96. В чем заключаются различия между нервной и гуморальной регуляции орагнизма?

97. Чем можно объяснить, что центры регуляции таких жизненно важных функций, как дыхание, пищеварение, размножение, находятся в продолговатом мозге, а не в коре больших полушарий?

98. Какова роль продолговатого мозга в регуляции процессов жизнедеятельности человека?

99. Где расположены центры безусловных рефлексов?

100. Назовите основные отличия условных рефлексов от безусловных?

101. Как вырабатываются условные рефлексы?

102. В чем заключаются основные идеи учения И. П. Павлова об условных рефлексах?

103. Опишите механизм возникновения изображения на сетчатке глаза и его восприятия человеком.

104. В чем заключается общность принципа действия анализаторов?

105. Почему при боковом зрении человек практически не различает цвета предметов?

106. Как работает вестибулярный аппарат?

107. Каковы функции второй сигнальной системы у человека?

108. Что человек обозначает словами?

109. Чем высшая нервная деятельность человека отличается от высшей нервной деятельности животных?

110. Какие виды памяти вам извесны и каковы их функции?

111. Что вызывает сокращение мышцы?

112. Каковы причины утомления мышц и как оно развивается?

113. Запас каких химических веществ необходимо постоянно пополнять для эффективной работы мышц и почему?

114. Приведите примеры профилактиктических мер для сохранения правильной осанки человека.

115. К каким анатомо-физиологическим последствиям в строении скелета может привести нарушение осанки?

116. Перечислите особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

117. Почему необходимо поддерживать определенный уровень глюкозы в крови?

118. Как связаны между собой имена Э. Дженнера, Л. Пастера и И. Мечникова? В чем заключается их заслуга перед наукой?

119. Какие работы Л. Пастера оказали огромное влияние на развитие науки? В чем заключается это влияние?

120. Почему И. Мечникова и Л. Пастера считают основоположниками иммунологии?

121. Как вы думаете, почему И. П. Павлову за исследование процессов пищеварения у животных дали Нобелевскую премию?

122. Какими механизмами и как регулируется деятельность пищеварительной системы человека?

123. Почему заболевшему инфекционной болезнью человеку вводят сыворотку, а в профилактических целях здоровым людям делают прививки?

124. Какие биологически проблемы встают на пути исследователей, занимающихся пересадкой органов и тканей?

125. Объясните условия, при которых можно переливать кровь от донора реципиенту.

126. У донора вторая резус-положительная группа крови. Кому из реципиентов нельзя переливать эту кровь?

127. Каким образом происходит заражение ВИЧ и почему невозможно заражение воздушно-капельным путем, через рукопожатие или пищевые продукты?

128. Какие факторы влияют на передвижение лимфы и крови в организме?

129. Каковы функции крови и лимфы в организме и чем обеспечивается их выполнение?

130. Как строение сердца способствует выполнению им его функций?

131. Какие процессы происходят при вдохе и выдохе?

132. В чем заключаются особенности внешнего тканевого и клеточного дыхания?

133. Какие особенности строения дыхательных путей и кровеносной системы человека обеспечивают процессы дыхания?

134. Из чего состоит желудочный сок?

135. Какие соки и ферменты обеспечивают процесс пищеварения в организме человека?

136. Чем отличается процесс пищеварения в разных отделах пищеварительной системы человека?

137. Какая связь между курением и язвой желудка?

138. Почему организм человека не может существовать только на белковой пище?

139. Чем опасно для человека белковое голодание?

140. Что происходит в ходе диссимиляции и ассимиляции? Как связаны между собой эти процессы?

141. Какие из показателей в анализе мочи могут свидетельствовать о заболевании почек? Вспомните, какие вещества фильтруются, а какие не должны фильтроваться через почечные клубочки и капилляры извитых канальцев?

142. Достаточно ли для нормальной работы организма образования только первичной мочи? Ответ аргументируйте.

143. Что происходит в организме человека, если его почки не справляются со своими функциями?

144. Какова роль плаценты в развитии человека?

145. Как происходит обмен веществ у плода, находящегося в чреве матери?

146. Почему человек относится к классу Млекопитающих?

147. Почему, несмотря на широкую антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду, молодые люди, к сожалению, курят и употребляют наркотики?

148. Как связано здоровье человека с уровнем культуры государства и общества? Ответ подтвердите примерами.

149. Объясните возможные причины зависимости человека от пагубных привычек.