Задание 22

1. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

Ответ: 1. Большинство ферментов - белки

2. Под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.

 

2. Предложите план деятельности человека в природе, направленный на сохранение экосистем и биосферы в целом.

Ответ: 1. Воздействие на природу с учетом экологических закономерностей, сохранения связей между ее компонентами.

2. Сохранение в экосистемах замкнутого круговорота веществ, большого разнообразия видов, цепей и сетей питания.

 

3. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ: 1. Бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями.

2. Бактерии-автотрофы (фото-, хемотрофы) - продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

 

4. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например, оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: 1. Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного отбора.

2. Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности.

 

5. Лист - орган воздушного питания растений. В нем образуются органические вещества из СО2 и воды с использованием солнечной энергии. Укажите приспособления в строении листовой пластинки, обеспечивающие использование солнечной энергии и поглощение СО2.

Ответ: 1. Прозрачная кожица листа и множество хлоропластов в клетках основной ткани.

2. Большая поверхность листовой пластинки, ее плоская форма, множество устьиц.

 

6. Предложите опыт, доказывающий необходимость воздуха для прорастания семян.

Ответ: 1. Поместить семена гороха или другого растения в 2 стакана: в первом семена только смочить, во втором - залить водой и поставить их в теплое место.

2. Через несколько дней семена в первом стакане прорастут, а во втором - погибнут из-за недостатка воздуха.

 

7. В состав любой экосистемы входят 3 функциональные группы организмов. Обоснуйте взаимосвязь продуцентов и редуцентов.

Ответ: 1. Продуценты синтезируют органические вещества из неорганических.

2. Редуценты, разлагая органические вещества, возвращают неорганические, обеспечивают продуцентов питательными веществами.

 

8. Предложите опыт, доказывающий необходимость воды для прорастания семян.

Ответ: 1. Поместить два стакана с семенами в теплое место: в одном оставить семена сухими, во втором - смочить водой.

2. Через несколько суток семена, смоченные теплой водой, прорастут, так как для прорастания семян необходимы тепло, воздух, вода.

 

9. При неправильной кулинарной обработке продуктов снижается содержание витамина С в пище. Какие способы обеспечивают сохранение этого витамина в пище, если известно, что витамин С легко разрушается при нагревании и соприкосновении с кислородом, металлической посудой?

Ответ: 1. Овощи надо чистить в момент приготовления пищи и опускать в кипящую воду.

2. Варить овощи следует в эмалированной посуде.

 

10. Докажите, что каждый последующий уровень организации жизни является более сложной системой, чем предыдущий.

Ответ: научными основаниями для разделения живых систем на уровни является то, что:

1. Живые системы состоят из взаимодействующих элементов и усложняются по мере развития: клетка - ткани - организм - популяция - вид.

2. Каждая более высокоорганизованная живая система включает в себя предыдущие системы. Ткани состоят из клеток, органы из тканей, организм из органов и т.д.

 

11. Генетику необходимо вывести чистую линию белых мышей. У него в качестве исходных форм есть только серые мыши (А). Каким образом он кратчайшим путем может вывести чистую линию?

Ответ: 1. Если среди серых мышей есть гетерозиготные особи, то при скрещивании в первом поколении появятся белые мыши.

2. Их и надо скрещивать в дальнейшем. Такое близкородственное скрещивание называется инбридинг.

 

12. Почему вакцина, введенная против одного инфекционного заболевания, не предохраняет человека от другого инфекционного заболевания?

Ответ: 1. Возбудители каждого заболевания специфичны, то есть выделяют определенный антиген.

2. Антитела, связывающие антиген, строго специфичны к нему и не способны связывать другие антигены.

 

13. Как происходит свертывание крови в организме человека?

Ответ: 1. Повреждение сосудов тромбоциты начинают прилипать друг к другу и краям раны. Ферменты, выделяемые тромбоцитами, превращают растворимый белок фибриноген в нерастворимый фибрин, который вместе с другими клетками крови образует тромб.

 

14. Как связаны между собой наследственные особенности организма и проблема пересадки органов и тканей?

Ответ: 1. Каждый организм индивидуален по своим наследственным задаткам, а следовательно, и по строению белков.

2. При пересадке органов и тканей существует угроза их отторжения вследствие несовместимости болков донора и реципиента.

 

15. Какую информацию может извлечь цитогенетик из хромосомного набора организма животного при его микроскопическом исследовании?

Ответ: 1. При исследовании хромосомного набора можно определить вид животного.

2. По хромосомному набору можно определить пол животного. (Если известны наследственные заболевания животного, то можно определить их характер (не обязательный, но поощрительный критерий)).

 

16. У каких позвоночных животных впервые появились суставы и как это повысило уровень их организации?

Ответ: 1. Суставы появились у земноводных.

2. Сустав - это система рычагов, позволяющая активно передвигаться как в воде, так и по суше.

 

17. Генетический код универсален, а организмы отличаются друг от друга. Чем это объясняется?

Ответ: 1. Различия объясняются чередованием нуклеотидов в молекуле ДНК, а следовательно, синтезом различных белков у разных организмов.

2. Различия объясняются разным количеством хромосом в геномах организмов.

 

18. Какие виды торможения условных рефлексов существуют и в каких случаях они проявляются?

Ответ: 1. Внешнее торможение - возникает в результате действия сильного постороннего раздражителя.

2. Внутреннее торможение - возникает при отсутствии подкрепления условного рефлекса безусловным.

 

19. Археологи при раскопках нашли хорошо сохранившийся череп примата. Укажите минимум два признака, по которым они смогут установить, кому принадлежит череп - человекообразной обезьяне или человеку.

Ответ: 1. У человека мозговой отдел черепа больше, чем у человекообразной обезьяны. 

ИЛИ 

2. У человека есть подбородочный выступ.

3. У человека отсутствуют надбровные костные валики.

ИЛИ

4. У человека уменьшился размер челюстных костей.

 

20. Какие две важнейшие проблемы должны решать врачи при пересадке органов и тканей?

Ответ: 1. Первая проблема - подбор донора с определенной группой крови и совместимостью тканей.

2. Вторая проблема - подавление процесса отторжения чужого белка из-за неизбежной иммунной реакции организма.

 

21. Какие организмы играют роль фильтраторов и как они это делают?

Ответ: 1. К фильтраторам относятся водные животные, питающиеся планктоном или органическими остатками, - губки, некоторые моллюски, ракообразные.

2. Фильтраторы процеживают воду сквозь свои фильтры (жабры, сифоны), поедая органические частицы.

 

22. Приведите примеры организмов, в жизненном цикле которых присутствуют половое и бесполое поколения. Назовите их стадии развития.

Ответ: 1. Примерами организмов, у которых происходит чередование поколений, могут быть мхи, папоротники, медузы и др.

2. У растений происходит смена гаметофита и спорофита. У сцифоидных медуз чередуются стадии полипа и медузы.

 

23. В каких процессах проявляются защитные функции белков и какие это белки?

Ответ: 1. Защитные функции белков-антител проявляются при иммунном ответе организма на проникновение антигенов.

2. Белки крови (протромбин, тромбин, фибрин, фибриноген) участвуют в свертывании крови, тем самым прекращая кровотечение.

 

24. Почему антибиотики неэффективны в борьбе с вирусными заболеваниями?

Ответ: 1. Антибиотики - это лекарства против токсинов, выделяемых определенным видом бактерий. Они действуют относительно направленно.

2. Вирусы встраивают в чужие клетки свою нуклеиновую кислоту и часто мутируют. Поэтому против них трудно подобрать конкретное лекарство.

 

25. Представьте, что амебу разделили на две части - ядерную и безъядерную. Чем будут отличаться процессы жизнедеятельности у этих частей?

Ответ: 1. У безъядерной части будет утеряна способность к размножению и обмену веществ. Она скоро погибнет.

2. Ядерная часть будет расти и размножаться, так как у нее сохранены функции ядра - контроль над жизнедеятельностью и воспроизведением организма.

 

26. Какие виды тканей обеспечивают рост и ветвление растения и где они находятся у дерева?

Ответ: 1. Рост и ветвление растения обеспечивают образовательные ткани - меристемы.

2. Они бывают верхушечными, боковыми, вставочными и находятся в верхушечных и пазушных почках, зонах роста корня и стебля.

 

27. Какие способы перенесения жаркой погоды существуют у растений?

Ответ: 1. Устьица листьев растений способны закрываться в жаркую погоду.

2. Листья некоторых растений, например ковыля, способны закручиваться, таким образом закрывая устьица и временно прекращая испарение.

3. Могут быть упомянуты такие примеры, как наличие кутикулы, частичное закрытие устьиц и т.д.

 

28. Какие основные методы профилактики инфекционных заболеваний применяются в настоящее время?

Ответ: 1. Вакцинация населения.

2. Объявление карантина в случае непосредственной опасности распространения инфекции.

Могут быть даны и другие ответы, не искажающие смысла вопроса: дезинфекция, стерилизация, личная гигиена и т.д.

 

29. В чем заключается биологический смысл пластического обмена?

Ответ: 1. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются необходимые организму вещества - белки, жиры, углеводы.

2. Эти вещества являются строительным материалом, источниками пищи и энергии для организма.

 

30. Какие особенности молекулы ДНК отражает ее модель, построения Д. Уотсоном и Ф. Криком?

Ответ: 1. Модель правильно отражает ее строение - двойная спираль, состоящая из мономеров-нуклеотидов.

2. Модель отражает правило комплементарности и возможность молекулы ДНК к самоудвоению.

 

31. Среди растений пустынь есть растения, поглощающую воду круглый год, и растения, поглощающие воду только во влажный сезон. Какими особенностями строения и физиологии должны обладать растения каждой из этих групп? Приведите примеры таких растений.

Ответ: 1. Растения, поглощающие воду только во влажный сезон, должны иметь запасающие органы и приспособления, позволяющие экономить воду. Примером являются кактусы, имеющие толстые мясистые стебли и видоизмененные листья - колючки, восковой налет.

2. Растения, поглощающие воду круглый год, должны иметь длинные корни и также приспособления к экономному испарению воды - саксаул, верблюжья колючка.

3. Может быть приведен и такой пример, как завершение жизненного цикла во время влажного сезона (маки в пустынях цветут и отмирают весной).

 

32. Один из учащихся утверждает, что все гаметы, образующиеся у человека, совершенно одинаковы по своему генетическому набору, другой учащийся ему возражает. Кто из них прав? Ответ докажите.

Ответ: 1. Прав второй учащийся. Гаметы образуются в результате мейоза, в котором происходит такой процесс, как кроссинговер. Кроссинговер приводит к появлению новых комбинаций генов в хромосомах.

2. Кроссинговер происходит с разной частотой, что зависит от расстояния между генами в хромосомах. Поэтому и комбинации генов в гаметах могут быть различными.

 

33. Чем можно объяснить, что крокодилы, находясь на суше, лежат с открытой пастью, а ночью переходят в воду?

Ответ: 1. На суше днем жарко, и крокодилы открывают пасть, чтобы увеличить теплоотдачу путем испарения.

2. Ночью в воде теплее, чем на суше, поэтому крокодилы, переходя в воду, сохраняют тепло.

 

34. Если селекционер растений хочет добиться появления более разнообразного по необходимым ему признакам потомства, то каким путем ему следует идти?

Ответ: 1. Разнообразие проявления признаков зависит от степени гетерозиготности организмов.

2. Селекционеру необходимо скрещивать гетерозиготные организмы, отличающиеся по нескольким признакам, и отбирать необходимые ему особи для дальнейшей селекции.

 

35. Что такое клонирование? Приведите наиболее типичный пример клонирования?

Ответ: 1. Клонирование - это метод получения генетически идентичных организмов. 

2. Вегетативное размножение растений - наиболее типичный пример клонирования (размножение черенками, отводками, прививками и т.д.)

 

36. К каким последствиям может привести массовая вырубка лесов? Назовите два последствия.

Ответ: массовая вырубка лесов может привести к 

1. Резкой смене температур: зимой холоднее, летом жарче.

2. Сносу плодородного слоя почвы (или к образованию оврагов, или к опустыниванию).

Могут быть и другие ответы:

 - к эрозии почвы.

 - к смене природного сообщества в результате исчезновения привычных мест обитания других организмов.

 - к нарушению водного режима.

 

37. Объясните понятие "специфичность" белка. Какое биологическое значение имеет специфичность?

Ответ: 1. Понятие "специфичность" белка означает, что данный белок имеет строго определенное строение и функции, участвует только в определенных реакциях и определяет индивидуальность организма.

2. Специфичность имеет значение при ферментативных реакциях (1 фермент - 1 субстрат), при иммунных ответах (антиген-антитело).

 

38. В чем заключаются различия между митозом и мейозом? Ответ объясните.

Ответ: 1. Митоз - это способ деления клеточных ядер, при котором сохраняется генетическая идентичность потомства. Митоз обеспечивает рост организма, регенерацию тканей, вегетативное размножение.

2. Мейоз - это способ образования генетически неодинаковых половых клеток, что при оплодотворении приводит к новым генетическим комбинациям у потомства.

 

39. Какие виды торможения условных рефлексов существуют и в каких случаях они проявляются?

Ответ: 1. Внешнее торможение - возникает в результате действия сильного постороннего раздражителя.

2. Внутреннее торможение - возникает при отсутствии подкрепления условного рефлекса.

 

40. Пользуясь имеющимися у вас знаниями, ответьте на вопрос: к каким последствиям может привести сужение отверстия трехстворчатого клапана сердца у человека?

Ответ: сужение отверстия трехстворчатого клапана может привести к 

1. Нарушению поступления крови из правого предсердия в правый желудочек.

2. Застою крови в большом круге кровообращения.

 

41. Что представляет собой физиологический раствор и почему помещенные в него культуры клеток человека не гибнут?

Ответ: 1. Примером физиологического раствора может служить раствор хлорида натрия, концентрация которого равна 0,9%.

2. Клетки, помещенные в такой раствор, не гибнут, так как в норме концентрация солей в крови человека такая же.

 

42. Какова роль эритроцитов в жизнедеятельности человека? Где они образуются?

Ответ: 1. Эритроциты транспортируют кислород и углекислый газ, которые связываются содержащимся в них гемоглобином.

2. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

 

43. У кого из членистоногих существует внекишечное пищеварение? Какой биологический смысл оно имеет?

Ответ: 1. Внекишечное пищеварение существует у пауков. 2. Так как пауки не едят твердую пищу, то они впрыскивают в жертву переваривающие ферменты, а затем высасывают полужидкое содержимое своей глоткой.

 

44. Зачем некоторым паразитическим червям нужна кутикула, покрытая множеством ворсинок?

Ответ: 1. Кутикула предохраняет тело червя от влияния ферментов хозяина, способных разрушить покровы паразита.

2. Ворсинки необходимы для эффективного всасывания готовой пищи. Это модель тонкой кишки организма хозяина.

 

45. Если на столе перед человеком на расстоянии 15 см будет лежать небольшая игрушка, которую он рассматривает, а на расстоянии 50 см от нее детская книжка, то сможет ли человек одновременно рассматривать игрушку и прочитать название книжки? Ответ объясните.

Ответ: 1. Нет, не сможет.

2. Игрушка рассматривается благодаря центральному зрению, так как свет падает в это время в основном на желтое пятно. А книжка рассматривается периферическим зрением, из-за чего возникает более расплывчатое изображение.

 

46. Почему бактерии выделяют в отдельное царство?

Ответ: 1. Все бактерии - безъядерные организмы, содержащие одну кольцевую молекулу ДНК.

2. Клетки бактерий лишены ряда органоидов (митохондрий, лизосом, аппарата Гольджи и т.д.), имеющихся у эукариотических организмов.

 

47. Докажите, что посещение школьной столовой сопровождается как условно-рефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями.

Ответ: 1. К условно-рефлекторным реакциям относится выделение слюны и желудочного сока на школьный звонок, вид и запах пищи.

2. К безусловно-рефлекторным реакциям относится выделение слюны и пищеварительных соков во время еды.

 

48. Какие общие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетке?

Ответ: строительную (структурную) и энергетическую.

 

49. Какую роль играют животные в поддержании качества воды в водоемах?

Ответ: 1. Животные фильтруют воду. Животных-фильтраторов используют в промышленных масштабах для очистки сточных вод.

2. Животные поедают останки других животных, предотвращая их гниение.